Кто разрушил самый большой средневековый город Европы?

16.10.2012
956

Большинство из нас так или иначе влюблены в Париж. В столицу мира, город высоких стильных зданий и широких бульваров. И, влюбленным, нам трудно представить, в какой клоаке жили парижане всего-то сто пятьдесят лет назад.

Марк Блау

Антуан Бланшар (1910-1988). Бульвар Османа

Не только жили, но и умирали тоже. Потому что отдать Богу душу в том Париже было совсем не трудно. Так сказать, увидеть Париж и умереть. Напившись, например, воды из грязной Сены, куда беззаботно сливали нечистоты. Или встретив темной ночью на узкой улочке шайку лихих грабителей. Так что следует добрым словом вспомнить человека, который разрушил самый большой в Европе средневековый город Париж и на том же месте построил Париж новый, по образу и подобию которого начали перестраивать себя все европейские крупные города. И не только европейские. Самым лучшим местом для такого поминания, конечно, был бы парижский бульвар Осман. Никакой связи с Османской империей у этого бульвара нет. Назван он в честь Жоржа Эжена барона Османа (Georges Eugene baron Haussmsann) (1809-1891).

Великий градостроитель родился именно в этом месте, которое впоследствии неузнаваемо изменилось благодаря его же трудам. В 1809 году на месте широкого бульвара стоял небольшой дом с садом, принадлежавший выходцу из Эльзаса Николя-Валентину Осману, интенданту в армии Наполеона. На эльзасское происхождение нашего героя бесхитростно указывает его явно не французская фамилия. Любой немец прочтет ее по-своему, Гауссманн, и будет прав. Эльзас – пограничная между Германией и Францией область. Долгое время она была предметом споров и войн, переходя от одного монарха к другому. Местные жители одинаково хорошо говорили и по-немецки, и по-французски, и одинаково успешно вели свои дела, вне зависимости от того, на территории какой страны в настоящий момент проживали. Дед Османа обосновался в городке Кольмар, где открыл текстильную фабрику. Фабрика Османов преуспела в выпуске цветных тканей и обеспечила прочное материальное положение семейства.

Камиль Писсарро (1830-1903) Бульвар Монмартр после полудня. Солнечно 1897

Османы активно участвовали во французской революции. Дед со стороны отца заседал в Законодательном собрании и в Конвенте, управлял одним из примыкающих к Парижу департаментов и занимался снабжением революционной армии. Дед со стороны матери был генералом в армии Наполеона. Получив юридическое образование, Жорж Осман избрал карьеру чиновника-администратора. Начиная с 1831 года он исполняет должности префекта или заместителя префекта в провинции, постепенно приближаясь к Парижу.

В июне 1851 года Жорж Эжен Осман становится префектом департамента Сена, включавшего в себя французскую столицу. На этом посту Осман находился до 1870 года. На этом посту он и прославился, совершив главное дело своей жизни. Париж по-прежнему был рассадником эпидемий и революций. В 1831 году эпидемия холеры стоила городу более 19 000 жизней. А в результате происшедшей в начале 1848 года революции король Луи-Филипп отрекся от престола и Франция стала республикой. На выборах в конце 1848 победил племянник императора Наполеона, Луи-Наполеон Бонапарт. Его избрали президентом Франции. Но Луи-Наполеон претендовал на большее. В 1851 году он совершает государственный переворот, ликвидирует республику и объявляет себя императором, Наполеоном III. До восхождения на престол Наполеон III два года (1846-1848) провел в изгнании. Он жил не на острове Святой Елены, как дядя, а в Лондоне. Лондон поразил будущего императора своей цивилизованностью. После пожара в 1666 году, когда город выгорел дотла, столица Англии восстанавливалась по единому плану и стала примером нового, чистого и красивого города. Император захотел и свою столицу обустроить по-новому. Правда, для того, чтобы уничтожить все за века накопившееся старье, нужен был великий пожар. Или, что почти то же самое, решительный администратор. Такой, как Жорж Осман.

Памятник барону Осману на бульваре его имени в Париже

Получив от императора согласие и средства на производство работ, Осман начал реконструкцию столицы. Реконструкция производились под девизом «Украсить, раздвинуть, оздоровить Париж». «Оздоровить» в первую очередь означало «проветрить». Тогдашняя медицинская наука объясняла возникновение эпидемий скоплениями на узких улицах «испорченного» воздуха. Источниками свежего воздуха должны были быть входящие внутрь города лесные массивы и парки, а для «проветривания» города планировалось пересечь Париж широкими проспектами с севера на юг и с запада на восток. Одна из первых работ Османа по благоустройству Парижа – оборудование для прогулок горожан Булонского и Венсенского лесов, а также создание парков Монсури и Бют-Шомон. Находящийся же в центре города Люксембургский сад был урезан, чтобы построить одну из радиальных магистралей, пересекающих Париж в направлении с севера на юг. Сейчас эта магистраль называется бульваром Сен-Мишель на левом берегу Сены и бульваром Севастополь на берегу правом.

В своих воспоминаниях Осман пишет, что отказался от предложения императора назвать нынешний бульвар Сен-Мишель бульваром Османа. Скромность здесь была ни при чем. Хитрый префект надеялся на то, что его имя получит бульвар, проложенный в том месте, где он родился. И не ошибся в своих ожиданиях. Широкие радиальные улицы и опоясывающие центр кольцом бульвары были необходимы не только для того, чтобы впустить в город свежий воздух. Этим также пытались раз и навсегда задавить бунтарский дух парижан. Широкий бульвар баррикадой не перегородишь. А даже если перегородишь, на другом конце улицы можно поставить пушки, и артиллерия сметет оплоты восстания за считанные минуты. К тому же новая радиально-кольцевая структура города позволяла быстро перебрасывать войска в те места, где начиналась очередная «заварушка». В эффективности этих мер на своем горьком опыте убедились в 1871 году парижские коммунары. На месте безжалостно сметенных старых кварталов были построены новые высокие и красивые, хотя и однообразные здания. В основу типового проекта парижской застройки были положены всего два вида зданий: доходный дом и особняк. Облицовка тоже была типовой: светло-серый камень, доставлявшийся в Париж из Бретани. Новые, только что построенные бульвары выглядели совсем не романтично. Длинный строй однотипных домов. Парижские «черемушки», да и только. Романтика пришла потом, когда зазеленели деревья, открылись магазины и кафе. Одним словом, когда на новые улицы пришла жизнь. Впрочем, это была совсем другая жизнь, чем прежде.

Новые дома заселили новые люди, которые были в состоянии заплатить за право жить в «столице мира». Бедняки либо перебрались на окраины, либо вообще переселились в провинцию, где жизнь была несравненно дешевле парижской. Однако самые революционные достижения в строительстве нового Парижа были скрыты от глаз. Инженер Евгений Бельгранд (Eugène Belgrand) построил новый парижский водопровод и канализацию. Хитрые инженеры сэкономили на производстве работ. Они распространили слухи, что при прокладке туннелей под улицами Парижа были найдены богатые клады. Эти слухи побудили многих парижан поучаствовать в расчистке канализации. Работали все, но древние клады открыли только некоторые счастливчики.

Во многом благодаря новым водопроводу и канализации жизнь в Париже стала не только приятной, но и безопасной для здоровья. Подземные коммуникации до сих пор исправно служат городу и горожанам. Кроме того, они – один из интересных туристических объектов столицы Франции. Так что добро пожаловать в парижский музей канализации!

Деятельность Османа совершенно преобразила Париж. И его труды были по достоинству оценены. Он получил баронский титул, стал кавалером ордена Почетного легиона, сенатором и членом Академии изобразительных искусств. Многие журналисты и политики подозревали Османа в финансовых махинациях. Но серьезных нарушений обнаружено все же не было. Не удивительно. Старшая дочь Османа в 1860 году вышла замуж за банкира Дольфуса. Все финансовые потоки, направленные на реконструкцию Парижа (а только с 1865 по 1870 год на эти цели было выделено более 500 млн франков), проходили через банк Дольфуса и имели стопроцентно законное прикрытие. Осман рассчитывал начать реконструкцию по типу Парижа и других французских городов.

Но в начале 1870 года его противники в правительстве одержали верх, и барон был смещен с поста префекта. Проведя несколько лет в провинции, он снова возвратился к политической жизни и стал депутатом Национального собрания от Корсики. Кроме того, в течение последних лет своей жизни он написал многотомные мемуары, которые до сих пор с интересом читают те, кто изучает историю Франции или историю градостроительства в Париже.

Источник: Журнал «Школа Жизни»

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *