Визит домой

697

По нынешним временам, это вещь немыслимая. И даже в XVIII веке сделать такое было очень трудно. Екатерине Великой удалось! Русская императрица  приобрела для Эрмитажа за 40 тысяч 555 фунтов стерлингов  «самую прославленную в Англии» живописную  коллекцию  Роберта Уолпола,  в 1721-1725 гг. бывшего премьер-министром Великобритании.  Через 234 года, с  мая по сентябрь нынешнего года, часть коллекции будет экспонироваться в  родовом загородном поместье Хоутон-Холл, графство Норфолк, месте своего первоначального хранения.

Юрий Светов

Хоутон-Холл
Хоутон-Холл

Осенью 1779 года 204 картины, упакованные в ящики, на «двух наилучших кораблях» под охраной фрегата прибыли в Санкт-Петербург. Радость от покупки в России, горечь от продажи в Англии.

Роберт Уолпол, первый граф Орфорд  (1676-1745) был одним из крупнейших европейских коллекционеров живописи. Его коллекция  являлась квинтэссенцией художественного вкуса английского коллекционера начала XVIII века. Основу составили работы итальянских и  фламандских художников. Она также давала хорошее представление о французской и голландской школах живописи. Члены британского парламента выдвинули предложение о приобретении коллекции Уолпола и создании на её основе Национальной галереи. Но средств не собрали, в отличие от русской императрицы. Екатерина II понимала, что собирание художественных коллекций есть дело государственной важности, укрепляет авторитет и международный престиж страны. Страсть императрицы к коллекционированию в соединении с усердием и глубокими художественными познаниями её посланников в разных странах, позволили приобрести для России несколько важнейших европейских собраний, всего около 4 тысяч картин. На их основе формировалась великолепная картинная галерея Эрмитажа.

С приобретением  собрания Уолпола  она пополнилась произведениями выдающихся представителей фламандской школы Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, Д.Тенирса-младшего; итальянского барокко –  Гвидо Рени, Сальватора Розы, Луки Джордано, Карло Моратти, а также испанца Мурильо, французов Лоррена и Пуссена. Голландскую часть украсил шедевр Рембрандта «Жертвоприношение Авраама». Картины английских художников давали представление об истоках и становлении национальной школы живописи.

При всей негативной оценке продажи коллекции Уолпола в Англии признают, что покупка её Россией, возможно, спасла картины. Ведь через 10 лет после продажи в Хоутон-Холл случился страшный пожар, нанесший поместью большой ущерб. Кстати, одним из возражений против продажи в Россию было опасение, что она сгорит в каком-нибудь русском деревянном дворце. М.Б.Пиотровский, директор Эрмитажа, рассказал, что после второй мировой войны европейские страны не позволяли купить для вывоза ни одной картины. И сейчас, если продается что-то значимое, правительства ряда стран могут задержать продажу, чтобы собрать средства для её приобретения для национальных музеев. Есть, однако, пример с покупкой коллекции яиц Фаберже, однако её статус до сих пор не прояснен.  И ещё   перемещение  частной коллекции барона Тиссена-Борнемиса из Швейцарии в Испанию.

Судьба коллекции Уолпола в России была непростой. 126 картин хранятся в Эрмитаже, 15 – в музеях Москвы, 21 – в различных российских и украинских музеях. В 1930-е годы 6 живописных полотен были проданы за границу. Судьба 36 картин до сих пор неизвестна. Во время Великой Отечественной войны, когда под немецкой оккупацией оказались пригороды Ленинграда, пропал ряд картин, находившихся в тамошних музеях. Одно из пропавших произведений – портрет Георга I работы Г.Неллера и Дж.Вуттона из дворца в Гатчине –  в 2002 году было возвращено  России правительством ФРГ.

Часть коллекция однажды уже побывала на родине собирателя. В Выставочном центре «Комнаты Эрмитажа в Соммерсет-Хаус», Лондон в 2002 году с большим успехом прошла выставка «Увлечение, живопись и политика; шедевры живописи из коллекции Уолпола в собрании Эрмитажа», на которой экспонировалось 34 картины.

По признанию маркиза Чамли, прямого потомка сэра Роберта Уолпола, именно тогда возникла идея выставки в Хоутон-Холл, чтобы представить коллекцию в её первоначальном окружении. Для осуществления пришлось пройти долгий путь. Помогло, что хотя это частный дом, но в нем хранятся некоторые вещи из лондонского музея Виктории и Альберта, и создана соответствующая система безопасности. Правительство Великобритании на время эрмитажной выставки объявило Хоутон-Холл музеем со всеми привилегиями, страховкой, защитой от ареста. М.Б.Пиотровский особо подчеркивает это обстоятельство, поскольку угроза наложения ареста на российские музейные ценности, вывозимые на зарубежные выставки, практически привела  к сворачиванию взаимных обменов выставками между Россией и США: «Гарантии возврата, разработанные совместно российскими  и английскими музейщиками, в Великобритании такие, каких нет ни в США, ни в России».

На выставку «Визит в Хоутон. Шедевры Уолпола из Эрмитажа Екатерины Великой»  прибывают 43 картины из Эрмитажа, среди них произведения Ван Дейка и Йорданса, и 4 картины  из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, в т.ч. работы Мурильо и Рембрандта. Экспозицию дополнят полотна из собраний Государственных музеев-заповедников «Царское Село» и «Павловск», Пермской государственной художественной галереи, а также из Национальной галереи,  Вашингтон и Метрополитен-музея, Нью-Йорк, Музея Виктории и Альберта, Лондон. По сохранившимся описаниям будет воспроизведена первоначальная развеска картин, они вновь окажутся среди предметов того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *