Опыт проведения форсайта на национальном уровне в Республике Казахстан

811

Для достижения высокой конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития, правительства стран вынуждены принимать сложные стратегические решения в условиях высокой неопределенности и неустойчивости внутренних и внешних процессов.

Шевченко Елена Валерьевна,

АО «Национальное агентство по технологическому развитию», к.э.н.

Для достижения высокой конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития, правительства стран вынуждены принимать сложные стратегические решения в условиях высокой неопределенности и неустойчивости внутренних и внешних процессов.

В развитых странах от 50% до 90% роста ВВП достигается за счет инноваций и технологического прогресса. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы определения направлений научно-технологического развития страны, выявления отраслей, технологических областей и технологий, которые обеспечат наибольший социально-экономический эффект.

Для ответа на эти вопросы развитые и многие развивающиеся страны проводят форсайтные исследования. Понятие «Форсайт» определяется, как систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества для определения стратегических направлений исследований и новых технологий, способных принести наибольшие социально-экономические блага (Бен Мартин, SPRU, University of Sussex). Форсайтные исследования позволяют определить конкретные направления будущего развития и сформировать политику в области науки и технологий.

К успешным примерам прогнозов в области форсайта, сделанным в разные периоды, можно отнести следующие:

– в 1964 году Корпорация RAND, США сделала прогноз появления автоматизированных переводчиков на иностранные языки, который исполнился и на сегодняшний день мы имеем данные средства перевода;

– в том же году Корпорация RAND дала прогноз осуществления имплантации в человеческое тело искусственных органов из пластмассы и электроники, что стало реальностью;

– Компания Apple в 1988 году предсказала появление планшетных компьютеров, что казалось утопией в те дни, но осуществилось через сравнительно небольшой период времени;

– одна из технологий, определенных в качестве критических по результатам форсайта в  Южной Корее в 1990-м году – строительство высокоскоростных железных дорог, дала толчок быстрому развитию данного технологического направления и была реализована в 2004 году.

С целью определения стратегических направлений развития Казахстана до 2020 года, АО «Национальное агентство по технологическому развитию» в период 2010-2011 годы проведен национальный научно-технологический форсайт. Следует отметить, что подобная работа проводилась в Казахстане впервые, и тем самым уникальна по своему содержанию и поставленным задачам.

При проведении форсайтных исследований была использована методология, предоставленная ведущим институтом в области планирования и прогнозирования Южной Кореи KISTEP (Корейский институт научно-технологического планирования и оценки). Данный институт имеет большой опыт в проведении форсайта и в настоящее время им завершен очередной этап форсайта на период до 2040 года. По результатам проведенных исследований выявлен ряд приоритетов в развитии Кореи, в число которых вошли: «зеленая революция», экологически безопасная среда существования и обеспечение безопасности, решение проблемы старения населения, широкое распространение возобновляемых источников энергии, создание новых видов материалов, развитие биотехнологий, развитие робототехники, сетевых систем и повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий и другие.

Форсайтные исследования, проведенные в Казахстане, были основаны на работе экспертных групп, включающих высококвалифицированных экспертов, представляющих субъекты разных отраслей экономики, научную и академическую сферу. Эксперты, анализируя существующие и будущие тренды, разрабатывали возможные варианты будущего развития по заданным тематикам. Проведение форсайтных исследований осуществлялось в два этапа: Планирование политики и Научно-технологическое планирование.

В рамках первого этапа «Планирование политики» экспертными группами был проведен анализ сильных и слабых сторон развития Казахстана, возможностей и угроз, стоящих перед страной на современном этапе, а также факторов и потребностей, которые окажут существенное влияние на будущее развитие. Проведен детальный анализ мировых трендов развития науки и технологий в мире и в Казахстане, а также анализ конкурентоспособности Казахстана в сравнении с другими странами.

Схематично процесс проведения описанных выше работ представлен на рисунке 1.

На основании проведенного анализа, а также результатов позиционирования уровня конкурентоспособности и развития науки и технологий в Казахстане, в сравнении с другими странами, экспертными группами были сформулированы видение, цели и задачи научно-технологического развития Казахстана до 2020 года.

Рисунок 1 – Схематическое представление процесса проведения работ на этапе  «Планирование политики»
Рисунок 1 – Схематическое представление процесса проведения работ на этапе «Планирование политики»

В соответствии с установленными видением, целями и задачами научно-технологического развития страны экспертными группами был определен список продуктов и услуг, которые необходимы Казахстану для достижения желаемого варианта развития. Перечень ключевых продуктов и услуг был вынесен на Дельфи опрос (онлайн анкетирование значительного количества экспертов, с обеспечением обратной связи – то есть рассылки общих результатов респондентам, принявшим участие в первом раунде анкетирования и проведением второго раунда опроса, с целью предоставления экспертам возможности корректировки ответов, с учетом общих результатов анкетирования). В Дельфи опросе приняло участие более 600 представителей предприятий разных отраслей экономики, научной и академической сферы. По результатам опроса сформирован уточненный перечень ключевых продуктов и услуг, определены приоритетные технологические направления и ключевые отрасли, которые обеспечат Казахстану наибольший социально-экономический эффект, а также позволят занять ниши на мировых рынках.

С целью концентрации имеющихся ресурсов на стратегических приоритетах республики, в рамках выявленных приоритетных технологических областей были определены технологии, которые дадут толчок дальнейшему развитию отраслей и позволят вывести их на новый технологический уровень. Данные технологии, после прохождения технологического анализа на предмет их экономической и стратегической привлекательности и осуществимости для Казахстана были включены в перечень критических для страны технологий.

Схематично процесс работ, проводимых на этапе  «Научно-технологическое планирование» представлен на рисунке 2.

Рисунок 2  – Схематическое представление процесса проведения работ на этапе  «Научно-технологическое планирование»
Рисунок 2 – Схематическое представление процесса проведения работ на этапе «Научно-технологическое планирование»

В перечень критических для страны технологий вошло 75 технологий, которые имея межотраслевой характер, должны оказать существенное влияние не только на развитие отрасли, к которой относится их разработка, но и смежных с ней отраслей.

Продолжением проведенных работ стала разработка в 2012 году 10-ти пилотных целевых технологических программ развития критических для страны технологий, в разработке которых приняли участие эксперты заинтересованных бизнес структур и научных институтов. Одновременно разработанные программы прошли обсуждение с участием широкого круга экспертов в разрезе технологических направлений, а также представителей соответствующих государственных структур.

Подобные программы в Южной Корее, разработанные еще в девяностых годах, позволили стране из исторически аграрного государства перейти в разряд  индустриально развитых стран. Первые технологические программы были разработаны по таким критическим технологиям как жидкокристаллические дисплеи, высокоскоростные поезда, мобильные технологии. В настоящее время Южная Корея является мировым лидером в данных технологических направлениях.

Целевая технологическая программа представляет собой комплекс мер, основанный на взаимодействии науки, государства и бизнеса по принципу государственно-частного партнерства, направленных на развитие критических технологий с целью получения ключевых для страны продуктов и услуг. Разработка данных программ осуществляется на долгосрочный период и предполагает софинансирование затрат на разработку заинтересованным бизнесом. Таким образом, целевые технологические программы должны стать одним из механизмов, обеспечивающих функционирование тройной спирали, предполагающей взаимодействие государства, науки и бизнеса.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *