Так была названа тема недавней встречи с читателями нашего журнала – студентами и преподавателями гуманитарных факультетов Южного федерального университета в Ростове-на-Дону.
Александр Евлахов
Впечатляющей иллюстрацией меняющейся жизни стали опубликованные нами данные об использовании тех или иных открытий в истории человечества, приводимые специалистом в области информационных технологий Анатолием Смирновым (www.niiglob.ru). Согласно им, из примерно 1800 поколений живших на Земле, около 800 применяли огонь, 300 – энергию воды и ветра, 150 – письменность. На этом фоне только 12 поколений знали, что такое печатные издания, 2 – пользовались атомной энергией и реактивной авиацией, антибиотиками и телевидением, и только одно – нынешнее – информационными технологиями. Всё это позволило канадскому социологу и, возможно, одному из лучших знатоков СМИ Герберту Маршаллу Маклюэну сделать вывод: «Смена исторических эпох, определяется сменой коммуникационных технологий». Скорость распространения этих технологий возросла колоссально. Чтобы завоевать 50-миллионную аудиторию радио потребовалось три десятилетия, телевидению – 13 лет, интернету – 4 года. Социальные сети, где сегодня создаётся 25 процентов контента, решили эту задачу за 9 месяцев. На удвоение создания информации сегодня требуется меньше года.
Всё это делает бесперспективными любые попытки канонизации и монополизации знаний, даёт огромные преимущества в образовании и просвещении. И, с другой стороны, несёт огромный объём дезинформации. С данной констатации и начался обмен мнениями. В какой-то мере обе версии нашего журнала – электронная и печатная, стараются быть навигатором в этом информационном потоке. Хотя речь шла о всех рубриках – «Открытия», «Наука и время», «Тенденции», «Среда обитания», больше всего споров вызвала рубрика «Лженаука» и связанная с ней деятельность комиссии по лженауке РАН. Пришлось объяснить, что мы не ставим под сомнение право людей смотреть по телевидению любые передачи о «потусторонних» явлениях и даже им верить, но оставляем за собой право оценивать их с позиции науки и образования. Безусловным дополнением к сказанному стало выступление декана исторического факультета ЮФУ – Виктора Априщенко, отметившего, что существуют две истории – история факта (что было) и история текста (что по этому поводу было написано). Это касается не только отечественной истории, а, практически, любой страны. Тем более, если речь идёт о давних событиях. К примеру, жизнеописание римского Папы Александра VI (Борджиа) и его семьи веками строилось на трёх источниках – записях не любившего его папского церемониймейстера немца-пуританина Карла Бургхардта, обличительных речах безумного монаха Савонароллы и протоколах допросов слуг Александра VI после его смерти. В действительности же демонического в истории этой оклеветанной семьи, по меркам эпохи Возрождения не так уж много. Поэтому, настоящий историк всегда должен задаваться вопросом «а так ли было на самом деле?», искать и находить новые факты. В общем, к обретению новых знаний приближают не только ответы, но и вопросы.
Поскольку слово «рейтинг» сегодня обрело почти сакральный смысл, участники встречи поинтересовались, какие из наших публикаций имеют наиболее высокий рейтинг посещаемости. Ответ – что это публикации на тему форсайт – проектов и дорожной карты, моих собеседников серьёзно удивил. Особенно после того , как я попросил поднять руку тех, кто хоть что-нибудь слышал о форсайте. Рук оказалось не очень много, а когда я пояснил, что ни к писателю Фредерику Форсайту, ни к «Саге о Форсайтах» Голсуорси поставленный вопрос не относится, эти руки и вовсе исчезли. Краткий рассказ о том, что в соответствии с Лиссабонской декларацией 2000 года форсайт, как технология активного предвидения обязателен для стран ЕС и акцент на то, что без данного проекта ни одну новую страну в Евросоюз не примут, дал исчерпывающее объяснение высокого спроса на публикации по этой теме. Используемый – в форсайт-проектах SWOT – анализ (аббревиатура английских понятий – сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), мы общими усилиями применили к карьерному росту, оценке специалистов при приёме на работу и даже к поиску спутника жизни. Этот творческий процесс, хотя и вызвал оживление, комплекса неосведомлённости в инновационных технологиях у участников встречи не ликвидировал и вернул нас к извечному вопросу, что же такое быть образованным человеком? Ответить на него нам помог философ, интеллектуал и писатель (под псевдонимом Паскаль Мерсье) профессор свободного Берлинского университета Петер Биери. Его публикация в журнале была одной из первых в рубрике «Главная тема», а фраза «Образование начинается с любопытства» стала девизом нашего журнала. Это любопытство не означает лихорадочного глотания всего, что попадётся. Наилучшее решение, стремящегося к образованию, хотя бы в общих чертах набросать карту всего того, что подлежит познанию и пониманию. Путешествие по этой карте должно, прежде всего, развить чувство пропорции. Скажем, образованному человеку не обязательно знать точное количество существующих в мире языков, достаточно представлять, что их число ближе к 4000, чем к 40. Или, например, что возраст Вселенной миллиарды, а не миллионы лет, что химические элементы не исчисляются сотнями, что скорость света – не десять, но и не миллион километров в секунду. Наконец, что понимание закономерностей развития цивилизации, культуры, значительно важнее точной даты сожжения Яна Гуса, что изобретение книгопечатания, лампы накаливания, интернета, существеннее пилочки для ногтей и штопора для открывания бутылок. Формула Фрэнсиса Бэкона «Знание – сила» не означает, что знание автоматически даёт власть. Его роль прежде всего в том, чтобы предохранять от участи жертвы. Компетентного человека значительно труднее обмануть. У него существенно ниже шанс оказаться «пешкой» в руках строителей финансовых пирамид и чиновников, рекламодателей и интернет-манипуляторов. Что касается упомянутого высказывания Бэкона, при голосовании оно существенно уступило фразе из апокрифического Евангелия «Знание – это свобода». Первое же место завоевала цитата одного из отцов-основателей США Бенджамина Франклина «Просвещённый землепашец, твёрдо стоящий на ногах, значительно выше джентльмена, стоящего на коленях».