Россия оказалась выключена из дискуссии о будущем онлайн-образования. Размещенные в открытом доступе в Сети бесплатные учебные курсы (MOOC – Massive Open Online Courses) стали одной из основных тем мирового образовательного дискурса.
Антон Ключкин
«Лента.ру» писала про то, как лидирующие университеты США спровоцировали лавинообразное производство образовательного контента, а также разбирала влияние технологических инноваций созданной в США Khan Academy на школьное образование. Дискуссии относительно того, являются ли МООС временным явлением, продолжаются, но интерес российских участников образовательного рынка к опыту коллег остается невысоким, а наработки российских инноваторов от образования в лучшем случае вызывают сочувствие.
1.
В США перегретый рынок предложения образовательного контента развивается пугающими темпами. Первые действительно успешные МООС появились в последние два года, но уже сегодня ряд общепризнанных лидеров в этой отрасли задает единые международные стандарты для создания успешных МООС, хотя процесс осознания вновь открывшихся возможностей онлайн-обучения, можно сказать, еще только начался. Например, компания Coursera, предлагающая курсы от лучших университетов мира, разработала специальную технологию для борьбы со списыванием, которая позволяет удостоверить личность студента с помощью веб-камеры и замера его ритма набора текста на клавиатуре.
Избыточное внимание к MOOC, в том числе в дискуссии, которая не прекращается в американской прессе вот уже два года, вполне объяснимо. Хорошее образование в США стоит дорого, а открытые курсы позволяют не только получать знания бесплатно, но еще и обучаться у лучших преподавателей мира. Сейчас MOOC все еще бесконечно далеки от того, чтобы стать полноценной заменой вузу, поскольку страдают от отсутствия комплексного подхода к обучению студентов. Но по крайней мере часть очевидных проблем, которые рано или поздно встают перед каждым, кто сталкивается с MOOC, преодолима уже сейчас при наличии у студента соответствующей мотивации. Провайдеры MOOC позволяют стать студентом своих курсов каждому, кого интересует самообразование. И те 10 процентов учащихся, кто действительно способен самостоятельно завершить образовательный процесс, справляются с этим вполне успешно. У остальных же на пути к сертификату об окончании курса возникают различные препятствия, такие как отсутствие соответствующего багажа знаний, позволяющего понять, о чем вообще говорится в курсе, на который подписался студент.
2.
Адвокаты MOOC спешат объявить революцию в образовании свершившейся, однако изменения, причиной которых стали MOOC, будут влиять на образовательные практики куда медленнее, чем этого хотелось бы. Хоронить традиционное образование еще слишком рано: изменения, связанные с внедрением MOOC, произойдут в нем, по разным оценкам, в лучшем случае лет через 10-15. Именно поэтому критики рассматривают МООС как информационный пузырь, не соглашаясь с тем, что на МООС уже сейчас надо смотреть как на триггер революционных изменений в образовательном процессе. Они не отрицают необходимости всячески рекламировать онлайн-обучение, но напоминают, что образование в классической его форме было и остается важнейшим условием социализации.