Имя английского писателя Оскара Уайльда овеяно многочисленными слухами и сплетнями, родившимися еще при его жизни и передающимися через века, обрастая новыми легендами. Личность эпатажная, порой шокирующая чопорных британцев своим слишком вольным поведением, этот человек оставил богатейшее литературное наследие, куда входят и пьесы, и романы, и сказки, и эссе, повести и рассказы, поэмы, афоризмы и эстетические зарисовки, письма. 16 октября, в 159-ю годовщину со дня рождения Оскара Уайльда, поговорим о его творческом гении.
Наталья Ханина
Оскар Уайльд относился жизни, словно к игрушке, не боясь разбирать ее и выворачивать наружу самые интересные объекты. Он окружил себя ореолом загадочности, проявляя подчас несочетаемые черты характера: цинизм и одухотворенность, эгоизм и жертвенность, бунтарский дух и роковую обреченность.
С писательским даром, возможно, и родился Уайльд, его мать Джейн была поэтессой, творила под псевдонимом Speranza, что в переводе с итальянского означает «Надежда». Именно она привила своим детям любовь к классической (античной) литературе и искусству.
Отец Уайльда был известным врачом по ото- и офтальмологии, общественным деятелем, принимавшим участие в переписи населения, благотворителем и литературоведом. В его творческой копилке есть статьи по истории ирландского фольклора и археологии. В родительском доме царила культурная атмосфера, частыми гостями салона Уайльдов были известные писатели, поэты, ученые и деятели искусств того времени: Джозеф Шеридан, Чарльз Левер, Джордж Петри, Айзек Батт, Уильям Гамильтон, Сэмюэл Фергюсон.
Первоначальное образование и воспитание Уайльд получил дома, а в возрасте 10 лет его определили в Королевскую школу неподалеку от родного Дублина. Оскар особенные способности проявил к скорочтению, был остроумен и поражал сверстников и педагогов своим инакомыслием, умением перефразировать самые обычные истории с юмором. В школьные годы прославился отличным знанием греческого, удивив учителей чтением Нового Завета на этом языке. (Но мы-то знаем, что мальчик с детства был поглощен античностью, и чтение на греческом не составляло ему труда). Это учебное заведение Оскар Уайльд окончил с золотой медалью.
В 17 лет он становится студентом Тринити-колледжа, где изучал античную историю и культуру, блестяще проявляя способности к древним языкам. Здесь же он увлекся эстетикой, уже в это время зарождается будущая модель его поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, самоирония, гедонизм).
В 1874-м Уайльд, выиграв стипендию на обучение колледже Магдалины на классическом отделении, поступает в Оксфорд, где окончательно сформировались его эстетический подход к жизни и особая философия искусства. Он становится истинным ценителем красоты во всех ее проявлениях, будь то картины природы или жемчужины мысли. Уайльд пытался создать о себе мнение как о человеке, который идет по жизни легко и ему все удается. Возможно, поэтому такому везунчику стали завидовать, распускать слухи. Но Оскар только подшучивал над своими однокурсниками, считая, что человека должны окружать легенды, ибо «сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека».
Обучаясь в Оксфорде, Уайльд много путешествует, побывал в Италии и Греции, воочию приобщившись к их культурному наследию. В этот же период из-под пера Оскара выходит первая серьезная вещь – поэма «Равенна», за которую он удостоился самой престижной Ньюдигейтской денежной премии.
В 1878-м он окончил Оксфорд с красным дипломом. И переселяется в Лондон. Благодаря своей неординарности и умению заинтересовать и привлечь внимание Уайльд быстро влился в светскую столичную жизнь. Он стал завсегдатаем модных салонов, куда Оскара приглашали блеснуть остроумием и эрудицией. Этот ирландец совершенно не похож на лондонских денди, он совершает революцию в моде, появляясь на публике в немыслимых для того времени нарядах: короткие штаны с шелковыми чулками, расшитый цветами жилет, лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо. Визитной карточкой костюма Уайльда стала гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. Поскольку Оскар был поклонником художников-прерафаэлитов, он и использовал их символику: гвоздика, подсолнух и лилия считались самыми совершенными.
В 1881-м свет увидели его «Стихотворения», написанные в духе импрессионизма и раннего декаданса. Парадоксы продолжаются. По прибытии в Нью-Йорк в 1882-м он откровенно скажет: «Господа, океан меня разочаровал, он совсем не такой величественный, как я думал». А проходя таможенные процедуры, он удивит работников службы такой фразой: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности». Эта его гениальность сквозит во всем: в привычках, образе жизни, умении общаться, в его творениях.
Практически вся американская молодежь рвется на его выступления по истории искусств. Свою первую лекцию «Ренессанс английского искусства» Уайльд завершил словами: «Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл – в Искусстве». Эта фраза вызвала бурю оваций. Ему хотели подражать, одеваясь так же, как и их кумир. По свидетельству современников, у Уайльда была «великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты. …Его речь очень приятна – легка, красива, занимательна». Путешествуя по Штатам, везде Уайльд произвел переполох. Вернувшись в Англию, он скажет: «Америку я уже цивилизовал – остались только небеса!»
Затем Уайльд покоряет Париж, завоевывая расположение известных поэтов и писателей, таких как Виктор Гюго, Поль Верлен, Эмиль Золя, Стефан Малларме, Анатоль Франс.
По возвращении в Лондон Оскар встретил женщину своей мечты, и в 29 лет становится семьянином. У супругов рождаются двое сыновей, для которых счастливый отец сочиняет сказки, впоследствии изданные отдельными сборниками «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891).
Его сказка «Магнит и опилки» характеризует во многом влияние Уайльда на окружающих. Его личность манила, притягивала: «А магнит улыбнулся, ведь стальные опилки не сомневались, что пришли к нему в гости по собственной воле».
С 1887 по 1889 Оскар работает редактором «Женского мира» и активно публикует свои произведения: «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», составившие впоследствии сборник рассказов (1887).
А в 1890-м увидел свет единственный роман «Портрет Дориана Грея», который вызывал хулу критиков и восторженные отзывы читателей. Каждая фраза этого произведения – афоризм.
Провозглашая мысль о том, что «гораздо безопаснее ничем не отличаться от других. В этом мире всегда остаются в барыше глупцы и уроды. Они могут сидеть спокойно и смотреть на борьбу других. Им не дано узнать торжество побед, но зато они избавлены от горечи поражений. Они живут так, как следовало бы жить всем нам, – без всяких треволнений, безмятежно, ко всему равнодушные. Они никого не губят и сами не гибнут от вражеской руки…», сам Уайльд как раз и хотел быть непохожим на других, об этом свидетельствуют его взгляды на любовь и дружбу, на порок и добродетель, на истинное искусство. В 1891-м роман был переиздан, автор ввел предисловие, ставшее своеобразным манифестом эстетизма. Некоторые главы Уайльд переработал, но все равно критика была готова за этот греховный роман упечь его за решетку, а произведение запретить и даже сжечь. В этой боязни и кроется непреходящая популярность «Дориана Грея». Автор намеренно не описывает порочные пристрастия своего героя, кроме злоупотребления опиумом, с той лишь целью, что каждый читатель видит в поступках персонажа, прежде всего, отражение своих собственных грехов, а «в чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам».
Начало и середина 90-х гг. XIX века – апогей славы писателя. В 1891-м увидели свет его «Замыслы», статьи по эстетике. В этом же году он опубликовал трактат «Душа человека при социализме», где изложил свои взгляды на брак, семью и частную собственность.
Тогда же он написал драму «Саломея», однако на сцене ей не суждено было появиться – цензура запретила ее для показа. Отдельным изданием она вышла в 1894-м. А в 1892-м Оскар опубликовал комедию «Веер леди Уиндермир», успех которой был грандиозен. Через год публика была шокирована очередной комедией «Женщина, не стоящая внимания». А в 1895-м Уайльдом написаны и поставлены две пьесы: «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным». Все в восторге, журналисты определяют его «лучшим из современных драматургов», критика подчеркивает ум, оригинальность, игра парадоксов, совершенство стиля.
Тогда же, в начале 90-х гг., жизнь Уайльда изменил молодой человек по имени Альфред Дуглас, да так, что знаменитый писатель перестал бывать в собственной семье. Оскар буквально впал в зависимость от своего друга –
малейшая его прихоть беспрекословно исполнялась.
К тому же Дуглас не ладил со своим отцом, маркизом Куинсберри, который жаждал во всех невзгодах обвинить этого блистательного денди Уайльда. Отношения Оскара и Дугласа были в центре внимания светской хроники. Эта роковая связь и стала причиной судебного разбирательства: Уайльда обвинили в содомизме (или как бы выразились в советское время – мужеложестве, а в наши дни это называется гомосексуализмом).
Писателя приговорили к двум годам каторжных работ, но Оскар не находил в своем отношении к Дугласу ничего предосудительного, напротив он утверждал: «Любовь, что таит свое имя – это в нашем столетии такая же величественная привязанность старшего мужчины к младшему, какую Ионафан испытывал к Давиду, какую Платон положил в основу своей философии, какую мы находим в сонетах Микеланджело и Шекспира. Это все та же глубокая духовная страсть, отличающаяся чистотой и совершенством… В нашем столетии эту любовь понимают превратно, настолько превратно, что воистину она теперь вынуждена таить свое имя. Именно она, эта любовь, привела меня туда, где я нахожусь сейчас. Она светла, она прекрасна, благородством своим она превосходит все иные формы человеческой привязанности. В ней нет ничего противоестественного. Она интеллектуальна, и раз за разом она вспыхивает между старшим и младшим мужчинами, из которых старший обладает развитым умом, а младший переполнен радостью, ожиданием и волшебством лежащей впереди жизни. Так и должно быть, но мир этого не понимает. Мир издевается над этой привязанностью и порой ставит за нее человека к позорному столбу».
Были ли их отношения чисто интеллектуальными, лишенными чувственной тактильности, сегодня трудно сказать. Учитывая влияние греческой философии, вряд ли Оскар ограничивался только эстетическими наслаждениями, с другой стороны, библейская мораль, из-под которой он так хотел вырваться, возможно, могла сдерживать его порывы. Как мы помним, за порочность и потерю человеческого облика, жителей Содома Творец уничтожил, развратные греки тоже канули в Лету. А греховность в последующие эпохи понималась по-разному. Так что мы не можем сравнить с современных позиций, насколько порочна была связь между Уайльдом и Дугласом. Важен тот факт, что такого вердикта судей не ожидал никто, даже сам Оскар.
Тюрьма полностью изменила его мировосприятие. Из блестящего человека, равнодушно, с некоторой долей цинизма, относящегося к жизни, Оскар превратился в обреченного страдать. В тюремных застенках его мало кто навещал, многие друзья отвернулись, даже Дуглас, которому он был так предан, ни разу не приехал. Уайльд написал исповедь в виде письма к своему другу. Читая ее строки, ощущаешь, что в свои 40 с небольшим лет Оскар был уже стариком, не только познавшим вкус жизни, но и отравившийся ее угаром.
За два года умерла его мать, эмигрировала его жена, дети сменили фамилию. Да и сам он теперь именовался не Оскаром Уайльдом, а Себастьяном Мельмотом. Освободившись в 1897-м, он переезжает во Францию, где и проводит свои последние дни. Здесь он написал свое последнее произведение «Баллада Редингской тюрьмы».
В ней размышления автора о жизни и смерти, о чести и позоре, о судьбе, о Христе, об отношениях людей между собой:
Для всех времен людской закон
С пощадой незнаком:
Всех – слабых, сильных – топчет он
Тяжелым сапогом.
…
Но каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один – жестокостью, другой –
Отравою похвал,
Трус – поцелуем, тот кто смел, –
Кинжалом наповал.
Скончался знаменитый и всеми забытый писатель в 1900 году, заболев менингитом, похоронен в Париже. Впоследствии прах Уайльда был перезахоронен на кладбище Пер-Лашез, а могилу стал украшать памятник сфинкса.
Известно, что главному хранителю пирамид Оскар посвятил целый цикл стихотворений. А теперь почти такой же сфинкс охраняет вечный покой писателя. Сюда не зарастет народная тропа и не только потому, что это дань памяти Уайльду, сколько благодаря поверью: поцеловавший сфинкса найдет любовь и никогда ее не потеряет. Представьте, сколько слоя помады нанесено на этот памятник в течение двух столетий. Искусствоведы стали высказываться опасения, что это косметическое средство может разрушить уникальный памятник скульптора Джейкоба Эпстайна. Поэтому 30 ноября 2011 года, к 111-летию со дня смерти Оскара Уайльда, сфинкса было решено обнести защитным стеклянным ограждением.
Популярность произведений Оскара Уайльда необычайно велика, об этом свидетельствуют многочисленные экранизации. Только по «Дориану Грею» фильмы снимались 16 раз!
Источник: «Релакс!»