Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в конце минувшей недели пообещал принять повышенные меры для контроля за процедурой сдачи ЕГЭ в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Опрошенные эксперты подтверждают, что характерная для этих регионов коррупция в сочетании с такой формой экзамена, как ЕГЭ, приводит к тому, что школьники лишаются стимулов для успешного обучения, а сдача ЕГЭ и последующее поступление в вузы превращаются в соревнование родительских кошельков.
Вероника Воронцова, Екатерина Юнчина, Елена Фирсова
Выпускница одной из школ Назрани (Ингушетия) Елена рассказала газете «Новые Известия» («НИ») свою историю окончания школы. По словам девушки, по всем предметам у нее были твердые «пятерки», кроме того, она активно выступала на различных конференциях и олимпиадах. Когда последний учебный год подходил к концу, ее отца вызвали в школу и прямо сказали: ваша дочь получит золотую медаль только за определенную плату. «Мой отец отказался платить из принципа, заявив учителям, что, исходя из оценок, я и так могу рассчитывать на медаль», – рассказала Елена. После этого в аттестате девушки появились «четверки», и медаль она не получила. При этом другие ее одноклассники, родители которых заплатили, ушли из школы с медалью.
Медали для школ на Северном Кавказе, особенно в селах, – это «разменная монете» и «способ хоть как-то заработать», рассказал «НИ» политолог и кавказовед Андрей Епифанцев. «Торговля медалями, как и оценками за ЕГЭ, очень характерна для регионов СКФО», – считает эксперт. По его мнению, основная причина этого – острая нехватка средств в большинстве образовательных учреждений: «Регионы дотационные, при этом значительная часть средств до объектов назначения так и не доходит, оседая в карманах чиновников. Не следует обвинять учителей, требующих деньги за медаль, они всего лишь заложники этой системы».
«Я преподаю в вузе уже 30 лет и не раз видел, как медалист, придя в вуз, скатывается на тройки», – подтверждает «НИ» ректор Социального института Республики Дагестан Магомет Рамазанов. По его словам, «часто медалистами становятся не одаренные дети, а те, кого вытягивали, тратя много денег и времени».
Кроме получения медалей, в соревнование родительских кошельков в регионах СКФО превращается и сдача ЕГЭ. Так, в этом году школьники из Дагестана показали выдающиеся результаты по биологии, химии, математике и истории, рассказал министр образования Дагестана Артур Далгатов. По его словам, по этим дисциплинам участников, не преодолевших минимальный порог, в Дагестане почти в два раза меньше, чем в среднем по России, а число высокобалльников превышает прошлогодние показатели по математике – в четыре раза, по биологии – в три раза, по химии – в два раза. Однако, когда 2 тыс. высокобалльных работ проверили, около 600 из них оказались списанными и их результаты аннулировали.
Пока родители еще «по старинке» стимулируют детей готовиться к экзаменам, многие учителя предлагают им более легкий путь. Жительница Дербентского района Дагестана Амина Нурмагомедова – мать выпускника школы этого года Расула Нурмагомедова – рассказала «НИ», что перед сдачей ЕГЭ руководство школы собрало всех родителей и объявило, что экзамен стоит 5,5 тыс. рублей. Родителей заверили, что после оплаты о результатах экзамена можно не беспокоиться. Также родителям объявили другие тарифы, например, 3 тыс. рублей за пользование телефоном. «Я слышала, что многие отдавали по 100–200 тысяч непосредственно проверяющим на экзамене», – рассказала женщина. Ее же сын после оплаты в 5,5 тыс. рублей сам сдал экзамены на «отлично» и «хорошо».
Существенные отступления от правил при сдаче ЕГЭ не только имеют место, но и особо не скрываются. Журналист, общественный деятель и наблюдатель на ЕГЭ в махачкалинской средней школе № 13 Магомед Магомедов рассказал «НИ», что им было замечено множество нарушений во время экзамена по русскому языку. Несмотря на то что на входе была установлена контрольная рамка, а всех входящих проверяли сотрудники ФСБ, практически все школьники проносили телефонные трубки. «В аудиториях почти в открытую были переговоры по телефону, SMS-общение и съемка на телефон», – рассказал г-н Магомедов. Также, по его словам, не успел экзамен начаться, как ученики стали проситься выйти, причем выходили вместе с экзаменационными материалами, а сотрудники ФСБ и учителя делали вид, что ничего не замечают.
В этом году на горячую линию Общественной палаты поступали десятки жалоб из Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии на повальную коррупцию при проведении экзамена, рассказала «НИ» замглавы комиссии по развитию образования Общественной палаты Любовь Духанина. По ее словам, никто не пытался скрывать стоимости экзаменов: «И директора школ, и учителя собирали с детей деньги еще за несколько дней до экзамена – от 20 тысяч до 100 тысяч рублей за один предмет, в зависимости от его значимости и количества баллов».
Во время самого экзамена учителя решали задания, и детям только оставалось переписать их работы, продолжает г-жа Духанина: «Доходит до смешного: люди звонят и жалуются, что они готовы заплатить большие деньги за высокий балл, но у самих учителей не хватает знаний». Выпускница школы из села Тарумовка Тарумовского района Дагестана Елена Фрам подтверждает «НИ», что в их школе некоторые учителя по уровню знаний уступали ученикам.
«На Кавказе просто считается зазорным, чтобы купить меньшие баллы ЕГЭ по какому-либо предмету. Если ты достойный джигит, значит, ты должен получить никак не самые низкие баллы по ЕГЭ, но в соответствии со своими средствами», – пояснил «НИ» эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев.
Поступление в вузы северокавказских регионов также не обходится без коррупции. Как рассказала «НИ» недавняя студентка Мадина Макоева, живущая во Владикавказе (Северная Осетия), в некоторые вузы, даже имея самые высокие баллы ЕГЭ, без нужных связей поступить невозможно: «Существует ряд факультетов, например журналистика, международные отношения, экономика, куда «человеку с улицы» попасть почти невозможно. Нужно иметь определенные знакомства, чтобы дать взятку нужному человеку». Как рассказала девушка, один из ее друзей пробовал без протекции поступить в один из вузов Владикавказа, но провалился, после чего уехал в Москву и стал студентом Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова.
В результате большая часть выпускников вузов СКФО сейчас серьезно проигрывает в своей подготовке выпускникам вузов из других регионов России, подтверждает ректор Магомет Рамазанов. По его словам, нередко молодые люди просто «высиживают в вузе» только ради получения диплома, так как знают, что после учебы их – стараниями родственников – в любом случае ждет хорошее место работы.
О тотальной коррупции в сфере образования говорят не только студенты и их родители, но и сами преподаватели. «Коррупция сегодня сверху донизу и снизу доверху настолько проникла в общество, что я даже не представляю, какими способами ее можно одолеть», – рассуждает в беседе с «НИ» профессор университета Вахид Акаев: «Для меня, человека, который всю свою жизнь старался соблюдать нормы приличия и закон, это просто ужас. Я пытался на своем уровне что-то сделать, но оказался неугоден; они выдавливают из вузов профессионально подготовленных людей, которые не хотят мириться с коррупцией».
Эксперты также полагают, что еще одна из причин «битвы кошельков» в вузах СКФО – нехватка самих учебных заведений. Так, по данным Минобрнауки, на Кавказе значение показателей обеспеченности учреждениями профессионального образования ниже значения такого показателя в Российской Федерации в 1,8 – 2,3 раза. Только в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия – Алания количество высших учебных заведений почти в 1,5 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации.
Власти, в свою очередь, пытаются бороться с низким качеством образования в регионах СКФО, в том числе с помощью системы поиска «неэффективных вузов». По данным пресс-службы Министерства образования и науки РФ, при последнем мониторинге у 12 из 49 дагестанских вузов выявлены признаки неэффективности. В числе неэффективных кроме Дагестанского государственного педагогического университета оказались также и негосударственные Международная гуманитарно-техническая академия, Дагестанский медицинский стоматологический институт, Дагестанский теологический институт имени Саида Афанди и Институт мировой экономики.
По словам руководителя исполкома республиканского отделения «Единая Россия» Марины Абрамкиной, в республике функционируют 130 филиалов вузов, большая часть которых не соответствует современным реалиям и дает некачественное образование. В связи с этим политсовет дагестанского отделения партии «Единая Россия» решил ходатайствовать в федеральный центр о лишении лицензии 80% филиалов вузов в Дагестане из-за их неэффективности.
В немецких школах учителями работают экономисты, инженеры и переводчикиСогласно исследованию, проведенному Потсдамским университетом, в 2015 году на смену уходящим на пенсию учителям школ должны прийти 290 тыс. молодых педагогов. По прогнозам, дефицит учителей в немецких школах в скором будущем может достигнуть 80 тыс. В немецких школах уже ощущается нехватка учителей естественных наук и иностранных языков, в особенности латыни. Самая большая нехватка при всё возрастающем спросе – учителя информатики. При этом многие из тех, кто получает сейчас педагогическое образование, признаются, что не имеют желания работать с детьми и после окончания учебы вряд ли пойдут работать по специальности. В связи с этим все чаще директора школ вынуждены брать на работу физиков, экономистов, математиков, инженеров и переводчиков, не имеющих педагогического образования. Правда, получают непрофессиональные педагоги меньшую зарплату и не имеют определенных привилегий, которые есть у их получивших специальное образование коллег. В свою очередь, Министерство образования Баварии выпустило брошюру, основанную на скрупулезных подсчетах потребностей школ по каждой педагогической специальности вплоть до 2025 года. Такая долгосрочная статистика призвана заставить абитуриентов при поступлении в вуз делать свой выбор с учетом шансов в будущем получить работу в школе. С преподавателями вузов дела обстоят в целом лучше, чем в школах: дефицит кадров в университетах не столь ощутим. В среднем по Германии один преподаватель вуза приходится приблизительно на сто студентов. Это хороший показатель, хотя от университета к университету эта статистика разнится значительно. Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен |
В Америке школьные учителя сами сдают экзамены дважды в годПрофессиональный уровень американских учителей оценивают дважды в год по пятибалльной шкале. Допустимым считается получить «тройку», хорошим показателем – «четверку». Требования к педагогам идентичны по всей стране. Перед каждым квалификационным экзаменом учителя проходят одно-двухнедельный курс обучения современным методам преподавания. Переподготовку учителей ведут специально созданные для таких целей учреждения. В вузах же в последние годы упор делается на преподавании драматичных изменений в науке, технике, политике, экономике и социальной сфере. Это привлекает в университеты не только американцев (их учится в вузах около 20 млн.), но и иностранных студентов, число которых в этом году достигло 819,6 тыс. В основном в США учатся студенты из Канады, стран Европейского союза и Восточной Азии. Борис ВИНОКУР, Чикаго |
Источник: Газета «Новые Известия»