Поблизости от Санкт-Петербурга есть город Гатчина, известный с 1499 года как село Хотчино. В дворцово-парковый ансамбль Гатчина входит Приоратский дворец, напоминающий средневековый замок. Здесь открыта выставка «“Знак высшего благочестия”. Под сенью мальтийского креста».
Юрий Светов
В 2013 году исполнилось 900 лет со дня издания папой Пасхалием II Буллы о создании ордена Святого Иоанна Иерусалимского. С этой датой совпало 215 лет принятия российским императором Павлом I титула Великого магистра (гроссмейстера) Ордена. «Мальтийская эпоха» в России или «российский эпизод» в многовековой истории Ордена продолжался четыре года. В 1797 году, через год после восшествия на престол, Павел стал протектором (прим. – покровителем, защитником) Ордена. В этом же году он утвердил (в православной стране!) Конвенцию о создании Российского римско-католического великого приорства (прим. – приорство – отделение ордена; приор – его глава, должностное лицо ордена ступенью ниже великого магистра; Приоратский дворец – резиденция приора).
Существует немало версий, объясняющих мотивы столь экстравагантного решения русского императора. Самую простую можно вывести из увиденного на выставке. Среди редчайших памятников книжного искусства демонстрируется 4-томная история Ордена аббата Верто середины 17 века, которую он попытался выстроить на документальных свидетельствах, а не на мифах, как делали до него. В книге «Записки, служащие к истории Его Императорского Величества благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича, наследника престола Российского» воспитатель Семен Андреевич Порошин отмечал: «1765, февраль, 28. Читал его Высочеству Вертотову Историю об Ордене Мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться, и, привязав к кавалерии (прим. – орденской ленте) флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским….!765, март, 4. По окончании учебы забавлялся, привеся к кавалерии флаг адмиральский. Представлял себя послом Мальтийским, и перед маленьким князем Куракиным говорил речь». Детские впечатления, конечно, сыграли роль, но решение по Ордену принималось на более весомых, сугубо политических основаниях.
После захвата Наполеоном острова Мальта – резиденции Ордена – кавалеры Российского приорства обратились к императору с просьбой взять орден под свой патронат. 13 ноября 1798 года император объявил о согласии принять титул Великого магистра. Правительствующий Сенат издал указ «О включении в Императорский титул слов: и Великий магистр ордена Св. Иоанна Иерусалимского». Был разработан новый герб Российской империи, включающий изображение мальтийского креста. Происходило широкое внедрение структуры Ордена в различные государственные организации и его символики в российскую геральдику. Всего за два года в Гатчине возвели Приоратский дворец по проекту архитектора Н.А.Львова, предложившего уникальную технологию землебитного строительства. В специальные формы укладывался и утрамбовывался суглинок, пропитанный известковым раствором, из таких «кирпичей» и создавался дворец. Получился
архитектурно-ландшафтный комплекс, расположенный на отдаленном берегу Черного озера между двух холмов. Его доминантой является высокая башня со шпилем, рядом одноэтажный корпус с готическими окнами, именуемый «капеллой». Глухой стеной замкнут внутренний двор между дворцом, кухней, садом и караульными будками у ворот.
История ордена в России фактически завершилась после убийства Павла в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Его сын Александр I отменил упоминание о магистерстве в императорском титуле, мальтийский крест был изъят из государственного герба. Приорат передали в государственную казну. Использовали его в самых разных целях, в Великую Отечественную войну он изрядно пострадал. В 2004 году завершилась реставрация, дворец открылся для посетителей.
Для выставки «Под сенью мальтийского креста» фризы дворцовых помещений оформили копиями фресок по истории ордена из дворца великих магистров в Ла-Валетте, столице Мальты. Словно олицетворение детской мечты Павла об адмиральстве, в центре экспозиции модель 26-баночной мальтийской галеры, привезенной в 1796 году с Мальты в дар Павлу. Гребцами на таких галерах были пленные турки. Кстати, в биографии одного из великих магистров есть эпизод, когда, попав в плен, он тоже потрудился гребцом на турецком судне.
Орден Святого Иоанна Иерусалимского, именуемый также Мальтийским, был основан в Иерусалиме для обслуживания паломников, направлявшихся к христианским святыням. Изначальное название «Братство госпиталя Св.Иоанна» и вступавшие в него клялись :»Служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные». Всюду, куда из-за превратностей судьбы перемещалась орденская резиденция, обязательно устраивались госпитальные палаты. На выставке представлен двухметровый макет палаты мальтийского госпиталя Сакра Инфермерия. Он был рассчитан на 64 койки, отличался строгим соблюдением правил гигиены, здесь умели удалять катаракту и камни в почках.
На выставке внимание привлекают и Статуты (прим. – устав, собрание правил) ордена, изданные в ватиканской типографии в 1588 году. На стенах и в витринах коллекция портретов великих магистров Ордена работы французского гравера Л.Карса 1720-х годов. И логическое продолжение – большой портрет Павла Первого «в одеянии Гроссмейстера Мальтийского Ордена, в большой императорской мантии с подбоем и отворотами из горностая, плотно надвинутой на лоб короне, в высоких ботфортах, с символами «Страстей Христовых», над которыми император держит свою правую руку» работы С.Тончи. Среди мемориальных вещей – трехтомный список всех членов Ордена в России, изданный в 1799 году и хранившийся в кабинете Павла в Гатчине.
Елена Гладкова, директор Государственного музея-заповедника «Гатчина, убеждена, что эта выставка – первый шаг к созданию постоянной экспозиции об истории Мальтийского ордена в России и местом её расположения, несомненно, станет Приоратский дворец.