Впервые в Россию привезены документальные фотографии середины ХIХ – начала ХХ веков из коллекции Библиотеки Конгресса США. Это иллюстрации к истории освоения Дикого Запада, истории как переселенцев, так и коренных народов. Принял выставку Строгановский дворец Государственного Русского музея.
Юрий Светов
В истории России было Дикое поле – степи между Доном, верховьями Оки, левыми притоками Днепра и Десны – заселявшиеся в XVI-XVII вв. беглыми крестьянами, а также служилыми людьми, чтобы бороться с вражескими набегами. Аналог в истории США – фронтир (англ. frontier — «граница, рубеж»), зона освоения Дикого запада (ныне территория 8 штатов, включая Техас). Бюро переписи населения США определяло фронтир как границу, за которой плотность населения была менее 2 человек на квадратную милю. В ХIХ веке сотни тысяч переселенцев (пионеров) были вовлечены в расширение государства в направлении этих территорий. Очевидцами событий стали фотографы. Ими двигало стремление к приключениям, интерес к традициям индейцев и вполне американское желание заработать (фотографии охотно покупались американцами). Некоторые получали субсидии от федерального правительства для участия в картографических экспедициях. Железнодорожные и горнодобывающие компании нанимали фотографов для документации развития новых территорий. На фотографиях повседневная жизнь переселенцев на путях продвижения по Америке, можно увидеть, как они строили железные дороги и запускали первые поезда, возводили заводы, добывали золото в приисках в период «золотой лихорадки». Сняты виды городов, природные ландшафты, шахты рудников, места сражений, сцены охоты и ковбои, не слишком схожие с легендарныем «ковбоем Мальборо».
На выставке демонстрируется более 80 уникальных снимков из коллекций американских фотографов Джона Грэбилла, Эдварда Кертиса, Фредерика Монсен, сестер Эмме и Майме Герхард, издательства «Лоуренс энд Хаусворт», а также неизвестных авторов, рассказывающих подлинную историю завоевания Дикого Запада. Фронтир оставил яркий след в популярной культуре, освоению новых земель посвящено множество приключенческих романов, после 1910 года в кино началась эпоха вестернов. В отличие от них на фотографиях предстает не романтика приключений, а документальные свидетельства очевидцев. Труд фотографов был нелегок, процесс съемки и производства изображений требовал много времени и затрат. Для съемки в полевых условиях оборудование порой везли несколько вагонов и десятки вьючных животных. Фотографы долго выстраивали композицию и просили каждого человека быть неподвижным в течение нескольких минут. Потому нет снимков битв и сражений, движение не умели фиксировать. Ф.Монсен снимал в Долине Смерти индейцев Хопи, так он вырыл яму в песке, сделал над ней навес из штатива и черной ткани и прыгал туда для обработки стеклянных пластин.
Освоение американцами Дикого Запада – это также печальная история вытеснения коренных жителей Америки. Д.Грэбилл сделал много изображений лагерей индейцев, их жилищ, групп воинов-индейцев, вождей племен. Особую ценность имеют снимки, запечатлевшие взаимоотношения индейцев с белыми переселенцами, переговоры вождей и американских должностных лиц. Э.Кертис потратил более миллиона долларов, чтобы сфотографировать более 40 тысяч представителей 80 индейских племен, фиксировал обряды, церемонии, танцы, традиционные искусства, интерьеры жилищ и посуду, ритуальные костюмы и тотемные столбы. Индейцы называли фотографа «Ловец Теней», результатом его деятельности стало двадцатитомное издание «Индейцы Северной Америки» с 2000 фотографий. Среди них представленный на выставке портрет прославленного вождя племени оглала-сиу Красное облако, единственного лидера североамериканских индейцев, одержавшего победу в сражении с войсками США и отстоявшего свои земли. Европейские образы Мадонны с младенцем напоминает фотография «Мать и дитя». Племя Ансарок».
Среди мифов о Диком Западе бытует и представление, будто индейцы боялись фотографироваться, веря в то, что снимок украдет их душу. Однако наличие огромного количества снимков коренных американцев, выполненных с использованием технологий, требовавших от человека согласия подолгу позировать, этот миф развеивает.
Коренные жители США с середины ХХ века активно занимаются возрождением утраченных традиций и культуры, опираясь среди прочего на представленные на выставке фотографии как важные визуальные документы истории другого, не вестернизированного, Дикого Запада.
Выставка организована Государственным Русским музеем и Фондом международного искусства и образования (США).