Находка в одном из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси связана с собором 1310 года, одним из важных событий церковной истории XIV века.
Егор Антонов
В одном из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, в переяславском Спасо-Преображенском соборе, обнаружена свинцовая подвесная печать константинопольского патриарха, вероятней всего, Афанасия I (занимал престол в 1289–1293 и в 1303–1310 годах). Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте Института археологии РАН.
Печать была найдена при раскопках внутри храма – в дьяконнике, помещении, в котором хранятся облачения служителей и запасная утварь. В заложенном здесь шурфе были вскрыты средневековые строительные отложения, в том числе прослойки белокаменной крошки и извести. Вдоль южной стены были открыты основания и часть стенок белокаменного саркофага с почти полностью сохранившимся изголовьем. Печать нашли на глубине около 44 см от пола, ниже изголовья саркофага. Вероятно, она попала сюда в результате каких-то земляных работ.
Находка довольно массивная: диаметр 41–45 мм, толщина 47–48 мм, вес – 64 г. На лицевой стороне находится изображение Богоматери, сидящей на престоле. Она держит перед собой младенца Иисуса. Изображение окружено точечным ободком. На обороте расположена восьмистрочная греческая надпись: «Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх».
Известно четыре константинопольских патриарха, которые носили имя Афанасий. Существование Афанасия II, который был последним патриархом Византийской империи (1450-1453), многими исследователями подвергается сомнению. Два других Афанасия занимали престол в XVII веке, но их служения были непродолжительными. Археологи полагают, что правильней соотносить печать с именем патриарха Афанасия I, который занимал престол в конце XIII и в начале XIV века.
По письменным источникам хорошо известна жизнь патриарха и его связи с Русью. Он был монахом, аскетом и отшельником. На патриарший престол Афанасия пригласил император Андроник II. Патриарх был противником сближения Византии с латинским западом и сторонником усиления императорской власти. Он оказывал большое влияние на политику Византии. Вскоре после смерти патриарха стали почитать как святого.
Афанасий оказал большое влияние и на русскую церковь. Именно он в 1308 году поставил на киевскую митрополию Петра, Ратского игумена, настоятеля одного из галицких монастырей. С именем этого митрополита связан перенос в 1325 году кафедры в Москву и строительство первого каменного Успенского собора в Московском Кремле. Утвердив Петра, Афанасий тем самым отказал другому претенденту – тверскому игумену Геронтию.
Вскоре после поставления Петра тверской епископ Андрей обвинил его в симонии (купля-продажа церковных должностей). Афанасий послал своего представителя к Петру и предложил рассмотреть обвинения на церковном соборе. Последний прошёл в Переяславле-Залесском в 1310 или в начале 1311 года. Участники собора отвергли обвинения. Судя по всему, решающее значение имела поддержка Афанасия I. Его представитель выступил с речью в защиту митрополита и представил послание патриарха. Возможно, именно этот документ был скреплён печатью, найденной при раскопках.
Собор в Переяславле-Залесском укрепил позиции митрополита и позиции московских князей, поддержкой которых он пользовался. Это событие происходило на фоне ожесточённого противостояния Москвы и Твери. Последующий перенос кафедры в Москву, осуществлённый митрополитом Петром, стал одним из важнейших факторов её возвышения.
По материалам:
Макаров Н.А., Гайдуков П.Г., Седов Вл.В., Бейлекчи В.В. Печать константинопольского патриарха Афанасия из переяславского Спасо-Преображенского собора // Сайт Института археологии РАН.
Источник: журнал «Наука и жизнь»