В ноябре 2014 года в Пекине состоится очередной саммит Межправительственном форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС (Asia–Pacific Economic Cooperation – APEC). В ходе саммита планируется рассмотреть, в том числе, вопросы дальнейшего развития принимаемых мер в формате АТЭС по противодействию коррупции.
Федоров Александр Вячеславович,
кандидат юридических наук, профессор,
Заслуженный юрист Российской Федерации,
председатель Комиссии по противодействию коррупции
Ассоциации юристов России
В современном мире коррупция, несомненно, является одной из наиболее острых социально-экономических проблем, характер которой требует адекватной реакции государств, в том числе проведения эффективной политики противодействия коррупции, включающей реализацию комплексных мер по трем основным направлениям: предупреждение (профилактика) коррупции, борьба с коррупцией и минимизация вредных последствий коррупции. Соответствующие меры по противодействию коррупции принимаются на национальном уровне, так и на международном – различными межгосударственными объединениями (организациями).
В формате АТЭС, объединяющем в настоящее время уже более двух десятков экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), антикоррупционное сотрудничество успешно развивается уже более 10 лет. Акцентируя внимание на экономических вопросах, страны – экономики АТЭС пришли к выводу о необходимости обеспечения должного уровня борьбы с коррупцией.
Впервые это было обозначено в Декларации лидеров экономик форума АТЭС «Партнерство во имя будущего» (21 октября 2003 г., Бангкок), в разделе «Содействие либерализации торговли и инвестиций» которой отмечалось, что коррупция является одним из наиболее серьезных препятствий для социально-экономического развития, и странам АТЭС рекомендовалось направить свои усилия на выработку в 2004 г. на национальном уровне конкретных мер по борьбе с коррупцией.
В дальнейшем на встрече старших должностных лиц АТЭС в июне 2004 г. представителями США была внесена инициатива по борьбе с коррупцией в регионе, а 25-26 сентября 2004 г. США совместно с Чили и Республикой Корея организовали в Сантьяго специальную встречу экспертов, на которой были согласованы рекомендации по борьбе с коррупцией в рамках АТЭС, основанные на положениях принятых незадолго до этого Конвенции ООН против коррупции[1] и учитывающие Стандарты транспарентности[2] АТЭС. На 16-м министерском совещании АТЭС 17-18 ноября 2004 г. в Сантьяго министры одобрили результаты указанной встречи экспертов по антикоррупции.
В результате проведенной работы были подготовлены и на 12-м саммите АТЭС 21 ноября 2004 г. в Сантьяго одобрены основополагающие антикоррупционные документы АТЭС:
— «Сантьягская декларация в поддержку борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности» (Santiago Commitment to Fight Corruption and Ensure Transparency) и
— «Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности» (APEC Course of Action on Fight Corruption and Ensure Transparency), принятый в развитие этой декларации и для её осуществления, включающий антикоррупционную инициативу АТЭС «От Сантьяго до Пусана»[3].
В Сантьягской декларации в поддержку борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности коррупция определялась как многосоставное явление, имеющее экономическое, политическое и социальное измерения[4], присутствующее как в государственном, так и в частном секторах и оказывающее деструктивное воздействие на все сферы жизни общества, представляющее собой угрозу демократии и экономическому росту, целостности государственных институтов и социальных ценностей. При этом целостная система борьбы с коррупцией, наряду с надлежащим государственным управлением и транспарентным законодательством признавались ключевыми элементами обеспечения устойчивого экономического развития, роста и процветания.
В декларации зафиксированы следующие антикоррупционные договоренности стран АТЭС:
— проводить работу по внедрению карательных и превентивных антикоррупционных мер в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, включая политику и практику, необходимые для надлежащего и эффективного управления государственными делами и государственной собственностью[5];
— побуждать друг друга отказывать в предоставлении безопасного убежища на своих территориях коррумпированным иностранным чиновникам, тем, кто подкупает их, а также принадлежащим им активам;
— наращивать индивидуальные и совместные усилия по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности, в том числе сотрудничество с другими многосторонними и региональными межправительственными институтами, а также обмен информацией о реализации национальных антикоррупционных мер;
— развивать новые формы подготовки персонала, целевых программ по наращиванию национальных потенциалов и ориентированной на результат технической помощи в антикоррупционной борьбе и обеспечении транспарентности;
— придавать приоритетное значение реализации Стандартов транспарентности АТЭС[6] – ключевому элементу в борьбе с коррупцией и продвижению Дохийской повестки дня развития ВТО[7].
В документах АТЭС приветствовалась приверженность Делового консультативного совета (ДКС) АТЭС и лидеров азиатско-тихоокеанского делового сообщества ведению бизнеса предельно честно и принятию эффективных антикоррупционных мер в своих деловых операциях, где бы они ни осуществлялись, а также выражалась уверенность в том, что совместная работа по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности позволит АТЭС изменить ситуацию к лучшему, снизить издержки от коррупции для экономик региона, а также выработать культуру честных деловых отношений и использования плодов процветания.
Для достижения этих целей Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности рекомендовал каждой из экономик, в соответствии с основополагающими принципами национальных законодательств, реализовать следующие группы антикоррупционных мер.
- Меры по ратификации или подписанию Конвенции ООН против коррупции и реализации ее положений, включающие рекомендации:
— интенсифицировать усилия в борьбе с коррупцией и другими проявлениями, противоречащими этике, укрепить культуру соблюдения транспарентности, обеспечить большую эффективность государственного управления, а также завершить все необходимые действия по ратификации, подписанию и реализации положений Конвенции ООН против коррупции;
— оказывать помощь экономикам АТЭС в наращивании потенциалов для содействия выполнению антикоррупционных положений Конвенции ООН против коррупции;
— укреплять международное сотрудничество по предотвращению и противодействию коррупции, как это зафиксировано в Конвенции ООН против коррупции, включая экстрадицию и взаимную юридическую помощь, восстановление и возвращение похищенных активов.
- Меры по повышению эффективности мер по предотвращению и противодействию коррупции, а также обеспечению транспарентности посредством рекомендаций и помощи экономикам АТЭС, направленные на:
— установление объективных и прозрачных критериев, обеспечивающих открытость, беспристрастность и эффективность отбора государственных служащих, а также содействующих при этом проявлению высочайшего уровня компетентности и честности;
— принятие всех необходимых мер по повышению уровня транспарентности государственного управления, особенно в том, что касается его организации, функционирования и процесса принятия решений;
— разработку и внедрение должных механизмов или кодекса поведения в предоставлении информации о финансовом состоянии должностных лиц высокого уровня;
— принятие правительствами эффективных мер по обеспечению транспарентности и предотвращению коррупции, включая реализацию Стандартов транспарентности, принятых лидерами экономик АТЭС, в частности, в таких важных областях, как:
- государственные поставки,
- кредитно-денежная, финансовая, и финансово-бюджетная политика,
- таможенные транзакции и мобильность деловых людей;
— оказание на взаимной основе максимально широкой правовой помощи в проведении расследований, подготовке обвинительных заключений и осуществлении других юридических процедур применительно к делам, связанным с коррупцией и прочими нарушениями, предусмотренными Конвенцией ООН против коррупции;
— учреждение в каждой экономике АТЭС должных органов, наделенных сопоставимыми полномочиями по борьбе с коррупцией, включая возможность сотрудничества между судебными и правоохранительными органами и поиск возможностей для установления в регионе действенной сети таких органов.
- Меры, направленные на отказ в безопасном убежище должностным лицам, обвиняемым в коррупции, содержащие рекомендации:
— развивать сотрудничество между органами финансовой разведки экономик АТЭС, в том числе, где это необходимо, путем создания надлежащих институциональных механизмов;
— поощрять экономики форума к принятию правил, предусматривающих, когда это оправданно, отказ в разрешении на въезд и предоставлении безопасного убежища коррумпированным должностным лицам, взяткодателям и принадлежащим им активам, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции;
— в случае необходимости осуществлять пересмотренные 40 мер Международного комитета по противодействию отмыванию денег (ФАТФ), направленные на борьбу с отмыванием денег, а также Специальные рекомендации ФАТФ по предотвращению финансирования терроризма;
— проводить совместную работу в пределах возможностей каждой экономики с использованием механизмов Конвенции ООН против коррупции, ФАТФ или других международных инициатив и, в соответствии с национальным законодательством, в целях проведения расследований и судебных разбирательств в отношении преступлений, связанных с коррупцией, а также отслеживания, «замораживания» и возвращения прибыли, получаемой посредством коррупции.
- Меры по борьбе с коррупцией в государственном и в частном секторе, включающие рекомендации:
— разрабатывать эффективные меры по противодействию любым формам взяточничества в соответствии с Конвенцией ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, другими антикоррупционными конвенциями или инициативами;
— принимать и поддерживать меры по предотвращению коррупции путем оптимизации стандартов отчетности, инспекций и аудита в государственном и частном секторе в соответствии с положениями Конвенции ООН против коррупции.
- Меры по развитию сотрудничества между государственным и частным сектором, содержащие рекомендацию привлекать в соответствии с национальными законодательствами каждой экономики АТЭС не состоящих на государственной службе лиц или группы лиц, представляющих гражданское общество, неправительственные организации, общественные организации, а также частный сектор, к усилиям по борьбе с коррупцией, обеспечению транспарентности, должного управления, усиления систем подотчетности государственного финансового менеджмента и строгого соблюдения законодательства.
- Меры по развитию сотрудничества между экономиками-участницами АТЭС в борьбе с коррупцией и обеспечении транспарентности в регионе, содержащие рекомендации:
— проводить совместную работу и активизировать действия по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности в АТЭС, особенно с привлечением средств сотрудничества и информационного обмена в целях реализации стратегии выполнения уже существующих договоренностей по данным инициативам, принятых правительствами экономик, а также по координации взаимодействия с другими соответствующими рабочими органами в рамках АТЭС[8];
— где это необходимо, координировать действия в рамках других инициатив по антикоррупции и транспарентности, включая инициативы Конвенции ООН против коррупции, Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок, ФАТФ, совместный План действий Азиатского банка развития (АзБР) и ОЭСР по борьбе с коррупцией в АТР, а также Межамериканскую конвенцию против коррупции;
— налаживать более тесное сотрудничество, где это необходимо, между АТЭС и ОЭСР, включая организацию совместного семинара АТЭС-ОЭСР по антикоррупции, а также изучить аналогичные возможности совместного партнерства, проведения семинаров с ООН, АзБР, Организацией американских государств (ОАГ), Всемирным банком, Всемирным форумом по борьбе с коррупцией и гарантиям беспристрастности, а также с другими соответствующими многосторонними межправительственными организациями;
— разработать и запустить инновационные, скоординированные и адресные учебные программы и механизмы наращивания потенциалов (например, учебную программу АТЭС по борьбе с коррупцией и транспарентности), региональную общественно-пропагандистскую программу или другие инициативы, которые обеспечивают проведение в регионе технических экспертиз и повышение информированности общества;
— поощрять все заинтересованные экономики к подписанию двусторонних и многосторонних соглашений в целях оказания содействия и развития сотрудничества в сферах, охваченных Конвенцией ООН против коррупции.
Курс действий также включал антикоррупционную инициативу АТЭС «От Сантьяго до Пусана», согласно которой предусматривалось:
— в 2005 году создать специальную группу экспертов по борьбе с коррупцией в целях оказания консультационного содействия старшим должностным лицам АТЭС. Мандат специальной группы должен быть разработан для одобрения страшими должностными лицами к первому их заседанию в 2005 г.[9];
— дальнейшее совершенствование Курса действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности с целью его эффективного внедрения и контроля за выполнением всеми экономиками АТЭС;
— поощрять экономики форума вводить в практику, где это оправдано, меры и механизмы, зафиксированные в Конвенции ООН против коррупции;
— внедрить Стандарты транспарентности АТЭС в национальные законодательства к 2005 г.;
— рекомендовать любые дополнительные действия по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности, включая выработку конкретных критериев, гарантирующих принятие соответствующих мер и осуществление согласованных решений каждой экономикой – участницей АТЭС;
— в 2005 г. в рамках АТЭС организовать Симпозиум по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности[10] в целях обзора достижений экономик форума в деле борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности, обсуждения дальнейшего сотрудничества по осуществлению дополнительных действий, которые следовало бы включить в программу работы АТЭС.
С учетом итогов рассмотрения на этом симпозиуме вопросов противодействия коррупции в Совместном заявлении, принятом на семнадцатом совещании министров иностранных дел и министров торговли АТЭС в Пусане (Республика Корея) 15 – 16 ноября 2005 г. констатировалось, что коррупция:
— снижает экономическую динамику,
— ослабляет демократические институты и правопорядок,
— подрывает социальный порядок и разрушает общественное доверие,
— создает почву для процветания организованной преступности, терроризма и других угроз безопасности личности.
Рассматривая коррупцию как одно из серьезнейших препятствий на пути АТЭС к открытой и свободной торговле, к быстрому экономическому развитию и процветанию, министры признали, что поставленная АТЭС цель экономического процветания не может быть достигнута, если проблема коррупции как во внутренних, так и в международных деловых операциях, не будет эффективно решаться, а обвиняемым в коррупции должностным лицам не будет отказано в безопасном убежище.
При этом они призвали экономики – участницы АТЭС принять все необходимые меры для ратификации и эффективного выполнения Конвенции ООН против коррупции с тем, чтобы сделать выполнение её положений своим главным приоритетом.
Вопросы противодействия коррупции нашли отражение и в Декларации лидеров экономик форума АТЭС, принятой 19 ноября 2005 г. в Пусане.
В этой декларации фиксировалось согласие лидеров экономик АТЭС:
— активизировать региональное сотрудничество в отказе в безопасном убежище как должностным лицам и отдельным гражданам, виновным в коррупции и подкупе, так и незаконно приобретенным им средствам;
— наказывать лиц, занимающихся взяточничеством, в том числе в сфере международных деловых операций;
— в целях создания честного и транспорентного сообщества в АТР имплементировать экономиками – участницами АТЭС положения Конвенции ООН против коррупции в национальные законодательства.
Кроме того, отмечалось, что форум АТЭС намерен и в дальнейшем стремиться к принятию мер по борьбе с коррупцией.
Это нашло отражение уже в следующей декларации лидеров экономик форума АТЭС (19 ноября 2006 г., Ханой), в которой отмечалась проделанная антикоррупционная работа, включающая:
— признание коррупции одним из наиболее серьезных препятствий на пути экономического и социального развития;
— достижение согласия бороться с коррупцией и поощрять упрочение устоев добросовестности в обществе;
— обеспечение соблюдения законодательства в области борьбы с коррупцией, осуществления правоохранительных действий в отношении коррупционеров и их судебного преследовании, а также отказа в предоставлении безопасного убежища;
— утверждение мер по пресечению коррупции, укреплению основ управления и повышению надежности рынков АТЭС в качестве одного из ключевых проектов АТЭС, представленных на рассмотрение в 2006 г.
Обращалось внимание на необходимость эффективной реализации инициатив Группы экспертов по борьбе с коррупцией, а также завершения в 2007 г. составления отчетов о выполнении обязательств в области борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности.
На саммите АТЭС 2007 г. лидерами экономик были одобрены подготовленные Группой экспертов по борьбе с коррупцией следующие документы антикоррупционной направленности:
— типовой Кодекс поведения для бизнеса[11];
— типовой Кодекс поведения государственных служащих[12];
— дополнительные (взаимодополняющие) «Принципы недопущения коррупции для частного и государственного секторов»;
— Заявление АТЭС «Активизация международного правового сотрудничества в целях борьбы с коррупцией».
В Декларации лидеров экономик форума АТЭС «К укреплению нашего сообщества к строительству устойчивого будущего» (9 сентября 2007 г., Сидней) акцентировано внимание на принятие этих документов в контексте подтверждения приверженности борьбы с коррупцией и продвижению основ добросовестного управления в целях обеспечения экономического процветания и создания предсказуемой предпринимательской среды.
Форум АТЭС 2008 г. расширил антикоррупционный инструментарий АТЭС. Так, на нем были одобрены:
— Лимская декларация о борьбе с коррупцией и
— Руководство АТЭС по частно-государственному партнерству в противодействии коррупции.
Кроме того, как отмечено в Совместном заявлении министров иностранных дел и министров торговли экономик – участниц АТЭС (19 – 20 ноября 2008 г., Лима), было достигнуто согласие о дальнейшем укреплении международного сотрудничества в противодействии коррупции и отмыванию денег в соответствии со стандартами Международной группы финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ).
Констатируя в заявлении, что международное правовое сотрудничество является важным для предотвращения, расследования, судебного преследования и наказания за серьезные коррупционные и финансовые преступления, а также для изъятия и возвращения доходов от коррупции, министры призвали экономики к совместной работе по продвижению более жестких стандартов отчетности и устранению проблем в управлении, порождаемых в результате злоупотребления чиновниками своим служебным положением.
Была дана оценка и антикоррупционным мерам, принимаемым на национальных уровнях. Так, министры высоко оценили усилия экономик АТЭС по разработке всеобъемлющих антикоррупционных стратегий, включая усилия по восстановлению доверия в обществе, обеспечению добросовестности в государственном и рыночном управлении, а также выразили свою приверженность ликвидации противозаконных транснациональных структур и недопущению нелегального использования финансовых систем отдельными коррупционными элементами и организованными преступными группами, указав на необходимость сотрудничества между органами финансовой разведки и правоохранительными учреждениями для пресечению коррупционных платежей и нелегальных финансовых потоков[13].
В 2009 г. на форуме АТЭС были одобрены:
— Сингапурская декларация по борьбе с коррупцией, укреплению государственного управления и усилению цельности институтов;
— Руководящие рекомендации АТЭС по укреплению государственного управления и борьбе с коррупцией.
Кроме того, в Декларации лидеров экономик форума АТЭС «К устойчивому развитию и укреплению региональных связей» (15 ноября 2009 г., Сингапур) содержался призыв к экономикам – участницам АТЭС ратифицировать не только Конвенцию ООН против коррупции, но и Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
В последующих решениях, например – в Совместном заявлении совещания министров иностранных дел и министров торговли экономик – участниц АТЭС в Иокогаме (10 – 11 ноября 2010 г.), эти конвенции уже упоминались вместе как договорная основа для искоренения коррумпированных и нелегальных сетей в АТР. При этом на форуме 2010 г. лидеры экономик АТЭС заявили о приверженности противодействия коррупции и обеспечению прозрачности (транспарентности), включая совместные действия по борьбе с незаконной торговлей и ликвидацией транснациональных преступных сетей в АТР
На саммите АТЭС в 2011 г. в Гонолулу обсуждались такие вопросы из блока противодействия коррупции, как незаконная торговля, репатриация активов, полученных в результате коррупции, раскрытие информации о доходах и имуществе госслужащих, реализация положений Конвенции ООН против коррупции, отчеты экономик по принимаемым им мерам по борьбе с коррупцией и самостоятельная оценка данных усилий.
В Декларацию лидеров экономик АТЭС 2012 г. на саммите, проходившем во Владивостоке, было включено специальное приложение «Борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности» («Fighting Corruption and Ensuring Transparency»), в котором вновь отмечена угроза коррупции для экономик региона. В нем, в частности, лидеры экономик констатировали взаимосвязь между борьбой с коррупцией и прогрессом в экономическом и социальном развитии, указав, что коррупция сдерживает инвестиции, в том числе – иностранные, препятствует развитию конкуренции, повышает стоимость инфраструктурных проектов и коммунальных услуг. Они выступили за обеспечение транспарентности государственных секторов экономик, за снижение административных барьеров, за контроль принятия национальных законов против коррупции, подтвердив приверженность обязательствам, отраженным в Сантьягской декларации в поддержку борьбы с коррупцией и Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности.
К ключевым антикоррупционным положениям принятых во Владивостоке документов относятся: реализация взятых на себя экономиками АТЭС международных обязательств по борьбе с коррупцией, в первую очередь вытекающих из Конвенции ООН против коррупции; укрепление антикоррупционных структур и содействие региональному антикоррупционному взаимодействию; поддержка государственно-частных партнерств и привлечение частного сектора к борьбе с коррупцией; повышение прозрачности добросовестности и качества управления в госсекторе; строгий контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства; решительная борьба с отмыванием денег и незаконной торговлей как элементами коррупционных преступлений; строгие меры по изъятию средств, полученных преступным путем в результате коррупционных преступлений.
В 2013 г. саммит АТЭС прошел в Индонезии на острове Бали. В принятой на этой встрече лидеров экономик – участниц АТЭС 8 октября 2013 г. Балийской декларации отражена договоренность лидеров экономик углублять сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с коррупцией посредством Сети антикоррупционных и правоохранительных органов экономик АТЭС, которая укрепит официальное и неформальное взаимодействие на данном треке
Местом проведения следующего саммита АТЭС в 2014 г. определен Китай (г. Пекин, ноябрь 2014 г.). Ожидается, что на этом форуме будут приняты новые согласованные шаги по противодействию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В основе разноплановых и системных усилий по противодействию коррупции, последовательно предпринимаемых экономиками АТЭС, лежат базовые положения основных для стран АТР антикоррупционных международных конвенций, к каковым относятся: Межамериканская конвенция против коррупции (1996 г.), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенции ООН против коррупции (2003 г.).
В силу различных причин не все экономики АТЭС являются участниками этих конвенций. Так, например, в силу невозможности присоединения к этим международным договорам Гонконга и Тайваня, названные территории через антикоррупционные органы АТЭС вовлечены в совместную антикорупционную деятельность экономик региона.
Следует также учитывать, что ряд стран (экономик) – участников АТЭС являются членами «Большой двадцатки», в рамках которой приняты Руководящие принципы «Большой двадцатки» по исполнению мер по противодействию взяточничеству в отношении иностранных должностных лиц и Руководящих принципов «Большой двадцатки» по борьбе с вымогательством. Членство этих стран в «Большой двадцатке» оказывает влияние на характер принимаемых в рамках АТЭС антикоррупционных решений.
Антикоррупционная составляющая деятельности АТЭС становится одним из главных направлений деятельности этого форума, так как противодействие коррупции является важнейшим условием обеспечения экономического роста и благополучия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] Принята резолюцией Ненеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г.
[2] Транспарентность применительно к экономике понимается как открытость торговли и инвестиций, прозрачность бизнеса, отсутствие секретности, доступность информации.
[3] Кроме того, в принятой 21 ноября 2004 г. по итогам 12-го саммита Декларации лидеров экономик Форума АТЭС «Единое сообщество – наше будущее» особо отмечалось, что коррупция является серьезной угрозой качественному управлению, а также фактором, отпугивающим инвестиции, в связи с чем борьба с ней является важным инструментом развития стран-участниц АТЭС.
[4] В частности, отмечено со ссылкой на Всемирный Банк, что ежегодная сумма прямых издержек от коррупции для национальных экономик превышает 1 трлн. долл. США.
[5] АТЭС не имеет собственных международных договоров по вопросам противодействия коррупции, в связи с чем этим форумом придается особое значение реализации Конвенции ООН против коррупции как специально созданному юридически обязывающему глобальному инструменту противодействия коррупции.
[6] Стандарты транспарентности АТЭС сформулированы в заявлении лидеров АТЭС по реализации стандартов транспарентности, принятом на саммите 26-27 октября 2002 г. в Лос-Кабос (Мексика).
[7] В 2001 г. 142 государства согласились подписать Дохийскую декларацию, в результате принятия которой был запущен «Дохийский переговорный раунд по повестке дня развития» ВТО, имеющей целью решение вопросов ликвидации неравенства в мировой торговле между развитыми и развивающимися странами. Переговоры по этим вопросам продолжаются до настоящего времени. На саммите АТЭС в Ханое (2006 г.) принят документ «Заявление по повестке дня Дохийского раунда развития ВТО» в котором выражалась позиция АТЭС о том, что главными целями переговоров, начатых в 2001 г. в Дохе, являются либерализация мировой торговли, усиление глобального экономического роста и оказание помощи миллионам людей, живущих за чертой бедности.
[8] Заседания старших должностных лиц, Комитет по торговле и инвестициям, экспертная группа по государственным закупкам, подкомитет по таможенным процедурам и неформальная экспертная группа по мобильности деловых людей.
[9] При этом предусматривалось, что мандат очертит более детализировано «дорожную карту» по ускорению реализации и мониторинга обязательств, направленных на борьбу с коррупцией и обеспечение транспарентности, и осуществления экспертами группы соответствующих действий.
[10] Симпозиум АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности был проведен в 2005 г. в Республике Корея.
[11] Иногда переводится как «Кодекс поведения для деловых кругов». На саммите Австралия, Вьетнам и Чили заявили о своем намерении на экспериментальной основе использовать этот кодекс в отношении национальных малых и средних предприятий, что нашло отражение в Совместном заявлении министров иностранных дел и министров торговли АТЭС (Сидней, 5-6 сентября 2007 г.).
[12] В ряде случаев переводится как «Кодекс принципов поведения государственных должностных лиц».
[13] Эти позиции нашли отражение и в Декларации лидеров экономик АТЭС «Новые обязательства по развитию АТЭС» (23 ноября 2008 г., Лима).