Воспитание граждан – по-прежнему задача колледжа

652

Ожесточенные дебаты о будущем высшего образования в США позволили прояснить некоторые разногласия и в то же время привели к поляризации мнений по этому вопросу. Большинство согласно, что современные модели нуждаются в переосмыслении, но лишь немногие смогли ответить на вопрос, где бы мы оказались без внятной и многогранной системы высшего образования.

Воспитание граждан – по-прежнему задача колледжаДва момента имеют для данной дискуссии решающее значение – поощрение компетентного и открытого диалога между представителями высшей школы, будущими работодателями и некоммерческими организациями и признание того факта, что высшее образование не выполняет собственную миссию, готовя выпускников лишь к их первому месту работы после получения диплома.

Наша миссия заключается также в подготовке выпускников к будущему, в воспитании зрелых и думающих граждан, способных осмысливать свою жизнь, свою работу, свои интересы наряду с нуждами сообществ, в которых они состоят, нации, к которой они принадлежат, и мира в целом.

Данный элемент отсутствует в недавнем исследовании, проведенном Фондом Люмина и Институтом Гэллапа под названием «Что необходимо знать Америке о модернизации высшего образования». В исследовании предпринята попытка выяснить, что американская общественность и крупные предприниматели думают о взаимодействии между высшим образованием и бизнесом. Интерпретируя данные опроса, авторы рисуют мрачную картину состояния высшего образования в случае возможной модернизации. Но более пристальное изучение данных позволяет сделать выводы другого толка.

Значительная часть общества охарактеризовала высшее образование как легкодоступное (хотя и не по карману для многих) и отметила его значение, которое, вероятно, в будущем будет лишь расти. Тем не менее, около 70 процентов опрошенных предпринимателей отмечали, что при прочих равных условиях они будут рассматривать возможность найма сотрудника без высшего образования. Более 50 процентов из них заявили, что около половины рабочих мест в их компаниях не требуют высшего образования, и 43 процента высказали предположение, что через 10 лет не более 50 процентов этих рабочих мест будет требовать наличия высшего образования.

Результаты опроса Люмина/Гэллапа идут в одном ряду с другими исследованиями, отмечающими значение, которое общество придает возможности университетов готовить выпускников, способных получать хорошие рабочие места. Но важно также отметить, что общество оценивает значимость квалификации преподавательского состава и качества образовательной программы еще выше.

Мы обнаружим еще больше, если изучим данные исследования более подробно. В опросах о связи между образованием и занятостью часто подчеркивается значение высшего образования в подготовке выпускников к «хорошей» работе, об этом идет речь и в опросе Люмина/Гэллапа. Помимо того что затруднительно найти определение «хорошей» работе, необходимо обратить внимание на то, что, если бы цель высшего образования заключалась лишь в подготовке выпускников к их первой работе, мы бы не оправдали ожиданий студентов хотя бы потому, что по подсчетам на быстро меняющемся рынке труда человек в период от 18 до 46 лет сменяет в среднем 11 рабочих мест.

Можем ли мы установить, рабочие места какого рода занимают центральное место в исследовании Люмина/Гэллапа? Около 70% опрошенных представителей крупного бизнеса отметили, что «возможно» или даже «весьма вероятно», что сотрудники, получившие высшее образование во время работы в их компаниях, скорее всего, перейдут в другое место. Другими словами, в исследовании в значительной степени речь идет о рабочих местах, доступных для людей без опыта.

Помимо этого, данные опроса обнаруживают ряд противоречий. Согласно опросу, работодатели считают, что колледжи плохо справляются с обучением выпускников тем навыкам и умениям, которые требуются в их компаниях. Но они также утверждают, что их сотрудники, которым удастся получить высшее образование во время работы, скорее всего предпочтут найти лучшее место, предположительно благодаря знаниям и навыкам, приобретенным в университете.

Итак, какие навыки и умения ценятся работодателями больше всего? Недавние исследования Северо-Восточного университета и Ассоциации американских колледжей и университетов выявили, что подавляющее большинство работодателей ищут выпускников с широко применяемыми навыками, такими как устная и письменная коммуникация, способность думать критически, способность решать сложные задачи и брать на себя ответственность, инновационное мышление, а равно и сотрудников, которые высказывают суждения по этическим вопросам и демонстрируют верность принципам. Опыт, приобретенный в определенной сфере, ценится гораздо меньше.

Более широкий опрос Люмина/Гэллапа дает менее цельную картину, но схожие навыки также были расценены как важные: общение, письмо, решение проблем и навыки работы с людьми, критическое мышление. Тем не менее, при просьбе оценить факторы, с которыми считаются менеджеры при найме на работу, 79 процентов отметили большую важность наличия у кандидата особых навыков, применимых в данной сфере, то же самое отметили 84 процента опрошенных в отношении знаний кандидата в данной области. Опять же, кажется, что и в этом случае работодатели не выработали окончательного мнения.

Вполне возможно, что опрос обнаруживает разрыв между менеджерами по найму персонала, которые нанимают сотрудников для определенной работы, и руководителями корпораций, которые проявляют больший интерес к широкому набору навыков и специальных знаний в долгосрочной перспективе. Определенно, тот факт, что большинство опрошенных работодателей уверены, что их сотрудники будут двигаться дальше, как только получат высшее образование, указывает на этот разрыв.

Что же оставляет нам опрос Люмина/Гэллапа? В первую очередь, мы бы согласились с 88 процентами опрошенных, выступивших за повышение уровня сотрудничества между высшей школой и бизнесом. Мы надеемся, что этот диалог приведет к увеличению количества стажировок и других мероприятий, которые открывают перед нашими студентами полноценные возможности изучения карьерных путей.

Во-вторых, вдумчивое исследование данных опроса отнюдь не подтверждает выводы Люмина/Гэллапа о том, что работодатели все чаще будут искать кандидатов с набором специальных навыков и что высшее образование само по себе перестанет иметь значение. Наш анализ данного опроса позволяет заключить, что работодатели все еще заинтересованы в характеристиках, присущих гуманитарному образованию: навыках общения и способности к критическому и инновационному мышлению, умении работать в команде, добросовестности и ответственности.

Эти качества не только относятся к одной категории, они также имеют непосредственное отношение к cодержательному и целенаправленному образованию. При условии сочетания этих навыков с обучением через опыт и освоением творческого подхода к решению проблем, мы сможем подготовить наших выпускников не только к их первой работе, но и к их будущей жизни, в которой, вероятно, будет множество рабочих мест и карьерные зигзаги.

Наконец, мы, как и историк Уильям Кронон, убеждены, что образование должно «поощрять развитие таланта человека ради человеческой свободы». Обязанность всех колледжей и университетов – не только обучить студентов «математическому анализу» и «истории США», но и помочь ответить на вопрос о том, как сделать свою жизнь осмысленной, продуктивной и полезной. Эта миссия послужит на пользу не только нашим студентам, но и работодателям, сообществам, нации в целом.

Источник: The Chronicle of Higher Education

Источник: журнал «Гефтер»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *