Реформа образования. Обсуждение проблем

02.03.2015
857

Нами получен ответ на петицию против бюрократического произвола в отношении учителя, которую 25 ноября активисты профсоюза УЧИТЕЛЬ торжественно, под телекамеры сдали в Министерство образования РФ. Напомним, на тот момент под петицией подписались более тысячи педагогов из более чем половины российских регионов.

Андрей Демидов

 

Реформа образования. Обсуждение проблемОтвет на 11 страницах, подписанный начальником отдела в рамках департамента государственной политики в сфере общего образования А.Г. Благининым содержит массу сведений, как хорошо должны зажить учителя России в результаты неустанной заботы министерства образования и лично господина Ливанова. Полностью – см. приложенный файл.

В качестве примера: педагоги недовольны, что важные нововведения сваливаются на школу как снег на голову, без предварительного обсуждения с педагогическим сообществом. Министерство отвечает – а в чем проблема? Проект данного документа висел на таком-то сайте целых две недели. Любой желающий мог подать предложение. Приложить усилия, чтобы довести проект до школ и как-то побудить учителей «с земли» высказать свое мнение у министерства нет ни возможности, ни (видимо) желания.

Еще пример — педагоги жалуются, что введение ФГОС не обеспечено ни материально ни методически. В ответ Министерство сообщает, что оно потратило в 2011-13 гг. 120 млр. Рублей на модернизацию региональных систем общего образования. Купили множество компьютеров, провели курсы для педагогов. Деньги освоены, чем вы недовольны?

А если вам чего-то тем не менее не досталось или окружающая вас действительность отличается от той светлой картинки, что рисует министерство, так то не министерство (и вообще федеральная власть ) виновато, а ваши местные власти, так как школы и детские сады находятся в ведении муниципалитетов.

Короче, в огороде (на местах) бузина, а в Киеве ( то есть в Москве) дядька, который никакой бузины в упор видеть не желает и в ответ на вопли снизу тычет пальцем в финансовые отчеты.

По поводу полученного ответа у автора петиции, учителя русского языка и литературы из Удмуртии Анны Инютиной родился почти гоголевской силы отклик.

Диалог слепого с глухим, Или прогулки с Министерством образования и науки РФ

Министерство: Здравствуйте. Департамент рассмотрел ваше обращение и в части своей компетенции сообщает…

Учитель: Послушайте! Мы не можем выполнять поставленную нам задачу по воспитанию подрастающего поколения. Ваша система сделала из учителей рабов. Раздутые обязанности (большей частью абсолютно бессмысленные) не позволяют уложиться в положенные 36 часов рабочего времени педагога. Отсутствие условий работы по ФГОС заставляет нас еще и лгать. Требуем привести в соответствие «особый статус» учителя, положенный по закону, и реальное положение дел.

М: Как же так? Вот он, особый статус, смотрите: Закон об образовании… статья… Видите? И 36 часов рабочего времени есть, и вся работа туда входит: учебная, воспитательная, индивидуальная, научная, творческая, исследовательская, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая… Есть же, есть! Какие проблемы-то? Не помещается это все в 36 часов? Так это не к нам вопросы, к своей организации. Берете локальный акт и упихивайте это все туда, упихивайте. Не лезет? Не овладели, значит, навыками… Учитесь, стремитесь к самосовершенствованию. На вас дети смотрят.

У: Мы встали перед фактической невозможностью учитывать индивидуальные возможности детей в учебной процессе и на экзаменах: не работает и система медицинского диагностирования ребенка, нет вариативности в выборе экзамена с учетом медицинских показателей, соответствующих критериев оценки. Без всего этого учебный процесс превращается в насилие над больными детьми и очередную фальсификацию результатов экзаменов.

М: Простите, порядок проведения ГИА прошел процедуры широкого общественного обсуждения, имеет положительные заключения по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз. Он в Минюсте зарегистрирован! Он соответствует главному закону – Конституции! И вариативность есть. Вы читать умеете? Пункт Б: ГИА в форме письменных и устных экзаменов с использованием тестов, тем, заданий, билетов для учащихся колоний для несовершеннолетних, для инвалидов…

Не все отклонения тут учитываются? Ну, знаете, вы еще с Конституцией спорить будете?! К девятому классу, любезные, уже и определиться пора: инвалид или здоровый, дальше учиться будет или тюрьма по нему плачет. Не все в бирюльки играть!

У: Необходимо отменить документооборот по ФГОС до создания необходимых условий работы по новым стандартам (обновление содержания образования, учебно-методическое обеспечение, переподготовка кадров – именно в такой последовательности). Работать по ФГОС мы еще и не начинали, а о результатах работы должны отчитываться уже сейчас.

М: Государство возложило на вас высокую миссию, а вы, кухаркины дети, дальше своего носа не видите. Столько усилий прилагается для создания условий, а вам все мало! А чего стоят 8,7 тыс. единиц транспортных средств для перевозки учащихся! А 66302,3 тыс. единиц учебной литературы в школьные библиотеки! Содержание учебников еще прежнее, да, но зато значок «ФГОС» какой эффектный! С таким значком и книгу в руки взять приятно — тоже, учтите, дополнительный стимул для учения. Повышение квалификации прошли 61,2 % педагогов! Последовательность, говорите, нарушена? Телега, говорите, впереди лошади не едет? А вы для чего? В жизни всегда есть место подвигу, у нас «кони все скачут и скачут, и избы горят и горят», а вы на телеге решили прокатиться? Рано, господа. Миссионеры – они и телегу, и лошадь на себе во все времена… Где ваш культурный код?

В целом осуществлено укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций, что позволяет субъектам РФ подготовить их к поэтапному переходу на ФГОС. А поочередность этапов документально у нас нигде не регламентируется, значит, закон позволяет и впереди паровоза, и телегу перед лошадью. Сами соответствуйте. Не случайно таки сочинение вам вернули, чтоб думали о вечном, высоком, а вы все в мелочах ковыряетесь.

Устала я от такой прогулки, не хочу больше с Министерством — ни о высоком, ни о низком. Пусть продолжит тот, кто еще не наговорился, не наслушался. В ком еще крепка вера, что «государственная политика в сфере общего образования» повернется лицом к человеку.

М: Куда же вы? Вы про конкурсы педагогического мастерства еще не послушали, про систему оценки образовательных результатов. У нас всё есть!

У: Да, всё есть… Но почему-то вспомнились строчки Дмитрия Быкова:

Кто склонен к поэтическому слогу –

Пора писать элегию, эклогу

И даже эпитафию, увы.

Справедливости ради, стоит заметить, что отдельные фрагменты полезных сведений и здравых суждений в ответе есть. А именно, заявление представителя министерства о том, что переписывание (перепечатывание) рабочих программ, совпадающих с примерными, необязательно. Достаточно указать ссылку. См.: Петиция против бюрократического давления дала первые плоды. Переписывать рабочие программы необязательно!

Итак, наши дальнейшие действия:

  1. Мы продолжаем сбор подписей под петицией. Так как нас (и, уверены, всех педагогов, подписавших петицию) не удовлетворяет ни содержание ответа, ни то, что он подписан не министром, к которому мы обращались, а лишь «начальником отдела департамента…». В данном факте, по нашему мнению, выразилось пренебрежение министра Ливанова к российским педагогам;
  2. По достижении порога в 2 тысячи подписей, мы вновь направим петицию в адрес министра с сопроводительным письмом, где потребуем разъяснений и предложений по существу и от надлежащего должностного лица;
  3. Мы включим требования петиции в требования заявленной профсоюзом УЧИТЕЛЬ межрегиональной акции в защиту педагогов и образования в целом. Если не получается решить проблемы через петиции, будем обращать на них внимание властей акциями протеста;
  4. Мы потребуем включения представителей МПРО УЧИТЕЛЬ в состав рабочих групп по доработке профстандарта учителя (о которых нам говорят в Министерстве) и будем информировать читателей о результатах.
  5. Мы предлагаем педагогам фиксировать и присылать на адрес профсоюза расчет времени, которое фактически требуется педагогу, чтобы выполнить все требования, которые на него налагаются сверху (особенно, в связи с ФГОС). Обязуемся обобщить и довести эту информацию до сведения министерства и требовать мер по снижению избыточной нагрузки.

Отрицательные последствия слияния школ 

http://netreforme.org/news/реформа-образования-слияние-школ/

Сергей Кузбасский

28.01.2015

Чтобы лучше понять всю преступность замысла слияния школ, обратим взгляд в прошлое и обозначим принцип советской школы.

Советская школа существовала десятилетиями. Был директор, который создавал ту или иную школу. При нем формировалась определенная традиция и коллектив. Традиции передавались из поколения в поколение: от директора учителям и ученикам. Потом, после выхода на пенсию директора, на его место приходил человек, знакомый и сформированный традицией данной школы: бывший учитель, или ученик, ставший учителем этой школы. Этот принцип более менее сохранялся в постсоветскую действительность, пока горе-реформаторы не решили добить все окончательно.

Что происходит сегодня в результате слияния школ.

Берется школьный организм, со своей традицией, и сливается с другим школьным организмом и другой традицией. В итоге разрушается преемственность, преподаватели перемешиваются, сложившиеся связи рубятся. Учителя пенсионного возраста выкидываются на улицу, на их место приходят молодые выпускники вузов, и им не у кого перенять традицию школы.

Реформаторы, правда, заявляют, что слияние возможно только при согласии родителей и учителей, но эта возможность остается лишь на бумаге. На деле с родителями и учителями никто не считается и все происходит без их согласия.

Но как реализовывать непопулярные реформы?

И здесь чиновникам в помощь идут популистские лозунги.

Главным аргументом в пользу слияния школ служит лозунг «ДАЕШЬ ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТ УЧИТЕЛЯМ».

   Почему у нас плохая школа? Потому что мало платят. Давайте сделаем так, чтобы зарплата учителя была средняя или выше средней по региону. И вот тогда будет всем счастье. В школу сразу пойдут серьезные люди, высококвалифицированные специалисты.

Кто против? Все за.

А что для этого нужно? Для этого нужно слить школы. 

Что мы в результате этого получим? А мы сэкономим на административном аппарате. Теперь достаточно одного административного аппарата на несколько школ. Одновременно с этим мы решим проблему плохих и хороших школ, потому что в такой школе будут и плохие и хорошие учителя. А как же быть с плохими учителями? Ну, например, можно сделать профильные классы и обычные. Хорошие учителя будут работать с профильными классами, а те, кто не могут, будут работать с худшими. 

А как нам повысить эффективность школ? А пускай решает рынок, говорят чиновники от образования. Давайте мы закрепим за каждым учеником подушевое финансирование. Ученики и их родители смогут выбирать хорошие школы, с этими учениками будут приходить деньги в виде финансирования школы. Таким образом, у хорошей школы будет большой бюджет. На этот бюджет можно будет набирать высокооплачиваемых педагогов. 

Раньше крупные школы насчитывали порядка 800-1000 учеников, теперь, после слияния, количество учащихся увеличилось до 2-4 тысяч. А этот фактор делает для директора невозможным качественное управление школой. В таких условиях ни у директора, ни у администрации нет времени заниматься педагогическим процессом. Директор должен ходить на уроки ко всем учителям, должен давать советы, выявлять проблемы в педагогическом процессе, делать выводы относительно проблем и ситуации в учебном процессе, принимать решения по их устранению, должен видеть детей, их способности, слабости, т.е.. совершать тонкую настройку между учителями и учениками. Помимо директора уроки должны посещать завучи и руководители методобъединения. Кто такой руководитель методобъединения? Это человек, который методологически выстраивает процесс преподавание того или иного предмета в школе.

Возьмем такой предмет как английский язык. Например, в школе пять преподавателей, которые ведут английский. Соответственно, руководитель этого методобъединения должен выстраивать общую педагогическую политику, ходить к коллегам на уроки, они должны обсуждать проблемы. Они должны думать, что им сделать и как им сделать что-то лучше. Руководитель метод объединения – самый опытный педагог. Он учит учителей, они совместно продумывают мероприятия ( например неделя английского языка), создает преемственность обучения, регулирует взаимозаменяемость, если один из педагогов выбывает по какой-либо причине. Каждый преподаватель из методобъединения должен знать, что происходит у его коллег. Все должны быть в курсе всего. Это большая серьезная педагогическая работа.

В школе, где обучается 2-4 тысячи человек об этом можно забыть. Формально, да, работа будет проведена на бумаге, для галочки, отчеты отправлены.

Таким образом,первый удар реформой по сфере образования — ЭТО СЛИЯНИЕ ШКОЛ И КАК РЕЗУЛЬТАТ — ПОЛНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО. Это механическое перемешивание, которое уничтожает всякую разумную связанность и порождает хаотизацию процесса. Мы уже достаточно наслышаны, что учителя утонули в отчетности и в ворохе бюрократической волокиты им просто некогда заниматься ни учебным процессом, ни учениками.

В итоге ШКОЛА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НЕКИЙ КОМБИНАТ, КОТОРЫЙ ПРОИЗВОДИТ НЕПОНЯТНО ЧТО.

Источник: REGLA.RU

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *