«Больше шоу, больше науки»

902

Премия «За верность науке» в номинации «Лучший научно-популярный проект» досталась 10 февраля 2015 года Музею занимательных наук «Экспериментаниум». На вопросы ТрВ-Наука ответила его контент-менеджер Софья Гаспарян.

Вопросы задавала Наталия Демина

 «Больше шоу, больше науки»– Как и когда родился замысел «Экспериментаниума»?

– Четверо друзей ностальгировали по дворцам пионеров, школьному увлечению точными науками, домашним экспериментам и запойному чтению «Занимательной физики» Якова Перельмана, сожалея, что в современной Москве практически не осталось мест, где родители могли бы заинтересовать детей наукой. Европейские и американские научные музеи также всегда вдохновляли создателей «Экспериментаниума», поэтому решено было создать в Москве научно-популярный проект, в котором было бы интересно посетителям любого возраста.

– Был ли какой-то существующий музей (музеи) взят(ы) за образец?

– Да, были. Учредителей проекта вдохновляли такие музеи, как «Эксплораториум» в Сан-Франциско, «Экспериментариум» в Копенгагене, «Эврика» в Тиккуриле (недалеко от Хельсинки). Такие музеи существуют десятки лет, и в них стремятся попасть не только жители ближайших городов, но и туристы из разных стран мира.

– Был ли какой-то существующий музей (музеи) взят(ы) за образец?

– Да, были. Учредителей проекта вдохновляли такие музеи, как «Эксплораториум» в Сан-Франциско, «Экспериментариум» в Копенгагене, «Эврика» в Тиккуриле (недалеко от Хельсинки). Такие музеи существуют десятки лет, и в них стремятся попасть не только жители ближайших городов, но и туристы из разных стран мира.

– Как подбирались и подбираются экспонаты?

– 90% наших экспонатов сделаны в собственной мастерской музея. Некоторые покупаются за рубежом. Идеи генерируются практически всем коллективом – от самих мастеров до экскурсоводов. Важные критерии: всё должно быть понятно и наглядно даже для самых маленьких посетителей музея. Главное правило музея «всё можно трогать» привело к тому, что срок жизни экспоната не превышает трех месяцев. Поэтому все экспонаты постоянно обновляются и совершенствуются.

– Какова главная целевая аудитория музея?

– Это семьи с детьми, а также школьные группы, приезжающие на экскурсии. Современные родители и педагоги стремятся проводить время с детьми с пользой, поэтому относятся к выбору досуга очень строго и внимательно.

– Какую роль играют научно-популярные лекции, проводимые в музее? Будет ли их доля увеличиваться или останется прежней?

– Научно-популярные лекции проводятся в нашем музее в рамках проекта «Ученые – детям». Он был затеян «Экспериментаниумом» для того, чтобы легко и доступно рассказать детям о науке, пробудить у них интерес к новым знаниям. Вот уже второй год эти лекции пользуются небывалым успехом у посетителей.

Музею в этом помогают биоинформатики, химики, астрофизики, научные сотрудники лабораторий и другие ученые. Именно они доступно и интересно рассказывают детям о научных теориях, открытиях и гипотезах. Мы, конечно же, постараемся увеличить их долю, так как очень многие посетители покупают специальные абонементы в музей только ради этих лекций.

– Что вы считаете своим самым главным успехом?

– То, что смогли популяризировать науку среди детей, заинтересовать их, донести новые знания. Считаем успехом также и то, что смогли наконец пополнить экспозицию множеством новых экспонатов, которые давно уже ждали своей очереди.

Важной вехой для музея стал переезд, ведь теперь будет больше экспонатов, больше шоу, больше науки. Новые залы для лекций и шоу-программ, оборудованные на высочайшем уровне, позволят демонстрировать еще более зрелищные и впечатляющие опыты по химии и физике. Юных исследователей ждут также специальные кабинеты для проведения интерактивных мастер-классов. Там наши ведущие помогут детям постичь азы электротехники, механики и химии.

– А что оказалось самой главной неудачей?

– То, что пока не можем обеспечить полный комфорт нашим посетителям. До сих пор по выходным образуются очереди. Даже после расширения площадки у нас всё равно переполнены залы и гардероб, а это делает наш музей не очень удобным для посещения. Мы прилагаем все усилия, чтобы поскорее справиться с этой незадачей.

– Чем был вызван переезд на новую площадку?

– Музею требовалось больше места. Многие экспонаты «не помещались» в пространство музея на Бутырской, поэтому после переезда они впервые были выставлены на новой площадке. Также появилась новая часть экспозиции – уникальная и единственная в России интерактивная водная инсталляция «Водная комната», созданная при огромной поддержке РусГидро. В старом помещении музея на Бутырской откроется новый музей «Живые системы». В нем будет полностью интерактивная экспозиция, рассказывающая о том, как устроен человек и как работает его организм.

– Что самое сложное в организации научно-популярного музея в России?

– Самое сложное – сохранять «баланс науки», не скатиться в интерактивную игровую площадку. Вообще, совмещать научное и популярное довольно непросто, каждое слово, написанное или сказанное, в музее должно быть точным, правильным, научным. Важно, чтобы посетители выходили из музея с новыми знаниями, а не только с впечатлениями.

– Каким музей видит себя через пять лет?

– Еще больше, комфортнее, современнее. Мы продолжим расширять экспозицию, станем проводить еще больше мероприятий и лекций, сделаем всё возможное, чтобы каждый гость захотел вернуться, чтобы сюда стремились попасть туристы из других городов и стран.

Источник: Газета «Троицкий вариант»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *