Генномодифицированные животные: как они изменят наш мир

787

Споры о ГМО не утихают во всем мире, но пока речь чаще всего идет о растительном мире. Наука же готова выпускать в свет и представителей фауны с подредактированным геномом, и это обещает настоящую революцию в сельском хозяйстве и здравоохранении. Готов ли мир такому повороту и каковы реальные перспективы, рассуждают эксперты, мнения которых собрал BBC.

Модифицировать чтобы уничтожить

Генномодифицированные животные: как они изменят наш мирПервое вмешательство в естественный процесс произвели еще в 1950-е годы американские ученые Рэймонд Бушлэнд (Raymond Bushland) и Эдвард Книплинг (Edward Knipling). Насекомые-паразиты под названием мясные мухи стали настоящим бедствием для сельского хозяйства США, от переносимых ими инфекций повально гибли сельскохозяйственные животные, фермеры несли огромные потери.

Ученые поступили очень просто, они отловили большое количество мух и стерилизовали их при помощи рентгеновских лучей, после чего выпустили обратно в природу. Потомки самцов из этой партии и самок, не подвергшихся обработке, рождались сразу стерильными. Так ученые резко остановили рост популяции паразитов.

Сегодня эта технология получила название техники стерилизации насекомых (sterile insect technique – SIT) и используется уже достаточно широко. Но компании, занимающиеся биотехнологиями, пошли еще дальше.

Например, британская компания Oxitec взялась за комара вида Aedes aegypti, он известен тем, что является переносчиком вируса, вызывающего опаснейшую лихорадку денге, от которой до сих пор не существует вакцины.Специалисты сумели модифицировать геном насекомого, внедрив в него ген, вызывающий довольно быстрый летальный исход. При этом в лаборатории они могли оставлять насекомых в живых, добавляя в их питание определенные антибиотики.

После этого самцы выпускались в живую природу, где спаривались с самками, передавая «летальный ген» потомкам, которые, в свою очередь, умирали в раннем возрасте, не получив антибиотиков. Ученые уверены, что постепенно полностью уничтожат популяцию опасных насекомых. Заодно они, кстати, подредактировали геном комара так, чтобы ГМ-особи светились в темноте и можно было проводить мониторинг их распространения от поколения к поколению.

К чему приведет вмешательство

Пока компания Oxitec активно проводит испытания своих технологий, причем довольно успешные, не утихает и критика, направленная на их методы.

К примеру защитник природы Дана Перлз (Dana Perls) в интервью BBC обратила внимание не только на отсутствие должного мониторинга последствий использований технологий, но и указала на важную деталь. По ее словам, в случае с трансгенными растениями мы всегда говорим об улучшении генома, о новых преимуществах для организма, которые природа будет стремиться закрепить. В случае же с насекомыми получается, что мы даем организмам, наоборот, уязвимость, невозможность размножаться. То есть наше вмешательство в дела природы явно носит иной характер.

Биолог Мэттью Миллер (Matthew Miller) также выражает опасения против подобного «геноцида» конкретных видов, заявляя, что неизвестно, каким образом это повлияет на целостную экосистему, к каким непрогнозируемым последствиям приведет в перспективе. И кое-какие из этих последствий видны даже сейчас. Ученый заметил, что по мере уничтожения комара, переносящего вирус лихорадки денге, расширяется популяция другого вида комаров, азиатских тигровых (Aedes albopictus). А эти насекомые переносят другую опасную болезнь – вирус лихорадки чикунгунья.

Модифицировать чтобы съесть

Еще одно быстро развивающееся направление в генной инженерии связано с сельским хозяйством. Получить больше продукта меньшими усилиями.

Здесь можно отметить, например, усилия американских ученых, работающих с геномом лосося. Они взяли ген, отвечающий за гормон роста, у тихоокеанского лосося чавыча и внедрили его в геном атлантического лосося. В итоге, рыба начала расти не только весной и осенью, как раньше, а круглый год. И вместе обычных трех лет достигала размеров, необходимых для продажи, за 16-18 месяцев. Можно подсчитать, насколько это выгоднее для продавцов.

При этом заявка компании AquaBounty на разрешение продавать генномодифицированного лосося ходила по инстанциям много лет, в 2012 году американские контролирующие органы-таки признали, что не видят никакого вреда от такой продукции. В 2015 году ГМ-лосось, скорее всего, окажется в магазинах. При этом более 1,8 млн граждан США уже подписали петицию против продажи такой рыбы и заявили, что не собираются ее покупать. Так же сделали и многие американские ретейлеры.

Критика компании основывается и на все том же опасении, что генетически измененный вид может непрогнозируемо повлиять на экосистему, если такой лосось окажется в естественной среде вместо искусственных водоемов компании. На что специалисты компании отвечают, что их лосось на всякий случай специально «спроектирован» стерильным.

Специалисты намерены в будущем также использовать генную инженерию, чтобы защитить морских животных от различных болезней, чем опять же обеспечить эффективность их воспроизводства.

Споры и сомнения

На самом деле, генная инженерия сейчас достигла уже очень высокого уровня развития. В лабораториях ученые ловко изменяют геном мышей, если нужно проверить какую-то гипотезу о работе мозга, воздействии нового лекарства и так далее.

Очевидно, что при таком уровне генной инженерии ученые через пару лет экспериментов могли бы представить нам коров и свиней версии 2.0. Так что не происходит это, по большей части, из-за общественного мнения. Когда даже на пачке соли можно встретить фразу «не содержит ГМО», выйти на рынок с генномодифицированной коровой – это уже определенный подвиг. Так что если подобные исследования и ведутся, то вряд ли мы что-то узнаем об этом в ближайшее время. С другой стороны, может это даст ученым шанс проверить и перепроверить все последствия собственного вмешательства в природу.

Источник: «Научная Россия»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *