В Высшей школе экономики состоялось публичное обсуждение новых методических указаний по разработке программ инновационного развития (ПИР) государственных компаний. Они были актуализированы Минэкономразвития России вместе с Открытым правительством при участии НИУ ВШЭ и одобрены Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Анна Горбатова
Главные изменения нормативной базы, регламентирующей разработку и реализацию программ инновационного развития, прокомментировал директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России Артём Шадрин. Смысл их в том, чтобы усилить содержательную сторону ПИР и влияние компаний на инновационную экосистему и экономику в целом. Многие госкомпании прежде практиковали достаточно формальный подход к ПИР. Они, например, включали в такие программы показатели общеэкономической деятельности, не имевшие отношения к инновациям, посетовал чиновник.
Новый регламент обязывает компании учитывать в ПИР ключевые стратегические документы национального уровня: Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, актуализируемую в настоящее время Стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 года, дорожные карты развития новых отраслей, утверждённые Правительством РФ в 2013 году, а также документы по реализации Национальной технологической инициативы (НТИ). И, что не менее важно, – встраивать их в систему корпоративного управления, увязывая с долгосрочными программами развития. Усиливается акцент на проектном управлении, приоритете инвестиций в российские технологии и инновационную продукцию (через систему госзакупок, проведение офсетных сделок, совместные исследования с вузами и научными организациями, вовлечение малого и среднего бизнеса).
Новый регламент не носит жёсткий характер, подчеркнул Артём Шадрин:
«Мы всегда оставляем возможность за компанией, с учётом специфики её деятельности, обоснованно указать, почему тот или иной пункт методических указаний не был реализован».
При этом он порекомендовал госкомпаниям провести технологический аудит до 15 ноября 2015 года, не дожидаясь утверждения их ПИР (срок их актуализации продлён до 1 апреля 2016 года; сроки утверждения инновационных KPI для руководителей госкомпаний остались прежними).
Актуализированные рекомендации по разработке ПИР во многом основаны на результатах исследований, проведённых НИУ ВШЭ и институтами развития, которые выявили «узкие места» в их реализации. Так, руководители инновационных подразделений госкомпаний в ходе опроса отметили среди основных проблем чрезмерный объём предоставляемых по запросам госорганов отчётных материалов, рассказал директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Голанд.
Эксперт предложил перейти к новой модели взаимодействия представителей органов власти и инновационных подразделений госкомпаний, сосредоточившись на решении наиболее актуальных проблем, которые препятствуют эффективному инновационному развитию компаний. Аудитория эту идею поддержала.
Результаты проведённого институтами развития аудита реализации ПИР шести госкомпаний, представил заместитель генерального директора – директор проектного офиса ОАО «РВК» Евгений Кузнецов. По его словам, обнаружился системный сбой между инновационным контуром и основными стратегическими планами развития компаний. Острой проблемой стала «пропасть» между российскими разработками и спросом на них со стороны компаний.
Госкорпорации предпочитают in-house, а не модель «открытых инноваций», либо заинтересованы закупать уже готовые системные интегрированные решения – как правило, западные.
РВК рекомендует госкомпаниям преодолеть эту «пропасть», создавая корпоративные венчурные фонды, собственные решения, максимизировать полезные эффекты уже действующих инструментов стимулирования инноваций – кластеров, технологических платформ, акселераторов, инжиниринговых центров.
В числе новых инструментов стимулирования инноваций генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян отметил вытягивающие проекты и Национальную технологическую инициативу. Руководители РВК, которая назначена проектным офисом НТИ, призвали госкомпании активно подключаться к формированию дорожных карт НТИ, а не только учитывать их в своих программах инновационного развития.
О недавно созданном Фонде развития промышленности напомнил собравшимся Семён Мушер, заместитель директора фонда. В качестве «единого окна поддержки промышленных предприятий» ФРП предоставляет компаниям льготные займы, оказывает консультативную и информационную поддержку, в том числе по реализации ПИР.
Вопрос о поддержке рисковых проектов, которые нередко попадают в поле зрения надзорных органов, заострил управляющий директор Фонда «ВЭБ Инновации», председатель правления Клуба директоров по науке и инновациям, Андрей Зюзин. Госкомпании боятся включать в свои программы инновационного развития «ненадежные» проекты, добавил помощник Министра сельского хозяйства РФ Григорий Сенченя.
А что если защиту ПИР в органах власти доверить не руководителям инновационных подразделений компаний, а заместителям генеральных директоров предположил первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, модератор дискуссии. Возможно, это будет стимулировать топ-менеджмент лучше вникать в инновационную проблематику.
Провести стратегическую сессию для руководителей госкомпаний, чтобы ознакомить их с новыми подходами в сфере управления инновациями предложил заместитель председателя НТС ГК «Ростех» Александр Каширин.
Обобщённый анализ итогов реализации программ инновационного развития с 2011 года и лучших практик управления инновациями в российских госкомпаниях будет представлен в совместном аналитическом докладе Минэкономразвития, РВК и Высшей школы экономики, который выйдет в ближайшие месяцы.
Источник: Электронное издание «Наука и технологии России»