Реформы в нашей стране идут не первое десятилетие. Их результаты широко известны. Осуществлять реформу в социально-экономической сфере – значит обдумывать грядущие изменения, как в позитивном плане, так и предвидеть негативные последствия. Например, с 1 марта 2011 вступил в силу закон о полиции, его подписал президент Дмитрий Медведев. Это одна из крупных реформ. Но Форсайт отсутствовал. Реформу проводили без глубинного согласования интересов различных слоев, которые связаны с реформой МВД РФ. И вот с того, времени прошло 5 лет.
Авторы:
Третьяк Владимир Петрович, доктор экономических наук, профессор Российского университета транспорта ( МИИТ)
Сагина Оксана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и Форсайт»,
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Это уже время, когда уже можно подводить некие итоги реформирования. В самом министерстве считают, что преобразования были необходимы и полезны. Во всяком случае, по словам Статс- секретаря МВД России Игоря Зубова, переименование милиции в полицию не являлось главным достижением этой реформы. «Сегодня можно констатировать, что произошли качественные изменения», – подчеркнул он, выступая на заседании общественного совета МВД. Он заявил, что появилась высокопрофессиональная полиция, которая действует по новым стандартам, а главным критерием этого является оценка общественного мнения[1].
Но есть и другие мнения экспертов по этому поводу. Например, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты России Антон Цветков, уверен, что реформа не оправдала ожиданий граждан своей страны и самих полицейских. По его словам, система МВД забюрократизирована. «Система очень сильно забюрократизирована и в нее не внедряются активно современные технологии. Причем, те современные технологии, которые могли бы существенным образом упростить работу полицейского и повысить эффективность»[2].
После принятия данного закона в 2011 году была подготовлена «Дорожная карта», которую предоставили на всеобщее рассмотрение на сайте МВД для политиков, ученых, граждан, действующих сотрудников правоохранительных органов. Данная реформа была проведена, конечно, не для того, чтобы отчитаться «о снижении преступности», а чтобы возвратить доверие граждан нашей страны к правоохранительным органам.
Действительно, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, уровень доверия к сотрудникам полиции за последние три года достиг максимального показателя в 46%. При этом хорошо и очень хорошо оценили работу полиции 25% опрошенных, что на 12% больше по сравнению с аналогичным показателем 2005 года. А по результатам опроса, произведенного экспертами Российского государственного социального университета, общий показатель общественного доверия полиции составил 67%. Более половины опрошенных считают, что в последние год-два жить в стране стало безопаснее[3].
Но этого ли хотели достичь организаторы реформы? Прорабатывались ли возможные сценарии? Оценивались ли последствия преобразований? Представлены ли варианты пиксельных картинок грядущего будущего? Между тем, такой инструмент уже имеет место И имя ему Форсайт. «Форсайт — это не столько прогнозирование, сколько технология активного предвидения. Подобно выстраиванию металлических опилок, рассыпанных на столе, под действием магнита, Форсайт стимулирует гражданскую инициативу к действиям по формированию будущего, по активному участию в творении будущего»[4].
Поскольку технология Форсайта, по нашему мнению, еще не достигла канонизированной формы, постольку нам представляется возможным отметить некие, существенные черты этой технологии.
Но одним их важнейших результатов проведения Форсайта является выявление тенденций того, что будет доминировать в будущем, а сегодня не вызывает интереса у окружающих. Это одна из важнейших черт Форсайта. Именно об этой черте попытаемся поговорить, рассматривая возможности теории слабых сигналов[5], которые будут доминировать в грядущем будущем.
Необходимо рассматривать Форсайт, как новейшую технологию, позволяющую:
- активно участвовать в формировании будущего всем заинтересованным слоям общества,
- самым спешным образом согласовывать разнонаправленные партикулярные интересы различных участников процесса происходящих изменений,
- заглядывать в будущее развитие интересующего явления,
- выявлять слабые сигналы, которые будут доминировать в грядущем будущем,
- способствовать самоактивизации участников зарождающегося будущего в деле его претворения по собственной инициативе,
- формировать сценарии пиксельных картинок зарождающегося будущего[6].
На основе полученных результатов Форсайта формируется общественная позиция, которая ложится в основу принимаемого решения в целом. Одновременно происходит встречное движение: результаты Форсайта могут помочь всем участникам работ развивать и улучшать их собственные стратегии. Это по своей сути и реализует основную цель Форсайта. Именно после этого проведение реформы ляжет на подготовленную почву.
Хотелось бы обратить внимание, что как Форсайт — проекты не делаются впопыхах, так и добротные дорожные карты не делаются «на коленке». Их нельзя нарисовать в ходе скоропалительной Форсайт сессии, т.е. на встрече заинтересованных людей, даже очень квалифицированных. В этом случае даже созданная дорожная карта, осведомленными в технологии людьми, может в лучшем случае только проиллюстрировать учебные подходы к построению дорожной карты. Настоящая дорожная карта – продукт работы специально подготовленных профессионалов, опирающихся в своих построениях на материалах проведенного фундаментального Форсайта.
Видимо, нельзя формировать добротную «Дорожную карту»[7] без участия гражданского общества, без проведения Форсайта по этому вопросу, без рассмотрения сценарных вариантов реализации предстоявших преобразований, без учета настроения различных слоев а обществе. Но порой бытует легкомысленное мнение, что можно начать преобразования, а затем интересоваться мнениями граждан.
Но радикальные реформы в странах развитого капитализма проводятся в основном после проведения Форсайта. Например, в Великобритании были проведены три программы «Форсайт», организованные правительством. В программе «Форсайт 1» (1994—1999 гг.) учитывались только технологические и рыночные перспективы, «Форсайт 2» (1999—2002гг.) и «Форсайт 3» (2002—2004 гг.) характеризовалась интеграцией технологических, рыночных и социальных проблем, а также привлечением широкого круга участников.
Цели и задачи программы первоначально предполагали совершенствование видения будущего, повышение конкурентоспособности. Основным итогом проведения программы «Форсайт» в Великобритании стало формирование приоритетных направлений исследований и разработок. Выделено несколько перспективных технологий, потенциально имеющих большое значение. Для этих технологий разработаны специальные рекомендации по проведению исследований и финансированию. Создан инструментарий, позволяющий малым предприятиям пользоваться полезными результатами Форсайта. Были открыты центры обучения Форсайту (Foresight Training Centres)[8].
Первая программа была построена по дисциплинарному принципу — было сформировано 16 тематических комиссий, в состав которых вошли эксперты из промышленности, университетов и госсектора. Практически все комиссии возглавлялись представителями крупных компаний.
В первой программе на основе результатов метода Дельфи (опрос был проведен среди 7 тыс. специалистов) была составлена матрица 27 приоритетных направлений, разбитых на элементы, представляющие рыночные возможности для Великобритании и научные и промышленные возможностей для их достижения. Впоследствии метод Дельфи больше не использовался.
Во второй программе «Форсайт» наряду с ранее установленными целями – повышение конкурентоспособности и улучшение качества жизни, была добавлена еще одна цель – достижение устойчивого развития. Был расширен состав участников и усилен междисциплинарный подход (созданы 3 новых тематических комиссии — проблемы старения населения, предупреждение преступлений, обрабатывающая промышленность, а 15 отраслевых объединены в 11 комиссий).
В 2002 г. после всесторонней оценки результатов предыдущего периода начался новый этап, одна из главных задач которого – ускорение программы, более быстрое реагирование на новые вызовы и возможности. Вместо 11 тематических групп, охватывающих широкие сектора и действующих более пяти лет, сформирована «подвижная» программа, каждый этап которой состоит из максимум 4 подпрограмм продолжительностью от 9 до 18 месяцев. Проекты должны подходить под две важнейшие категории: 1) наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития, где наука может предложить возможные решения, 2) наиболее перспективные области науки. В апреле 2002г. были начаты два пилотных проекта — «защита прибрежной зоны от наводнений» и «когнитивные системы». В списке перспективных тем: интеллектуальные системы инфраструктуры; идентификация инфекционных заболеваний; кибернадежность и предупреждение преступлений; спектральный электромагнетизм.
Каждая программа представляет собой три взаимосвязанных этапа – анализ, распространение информации и применение результатов, подготовка к следующей программе.
В результате определяются государственные приоритеты в научно-технических программах, в подготовке кадров, в методах государственного регулирования. Бюджетные приоритеты формируются на основе пятилетних планов, а с 1990-х гг. — с учетом долгосрочных прогнозных (на 15-30 лет) приоритетов Форсайтов и сценариев (табл. 1).
Таблица1
Этапы программы «Форсайт» в Великобритании[9]
1994-1999гг. | 1999-2002гг. | 2002 –2004гг. | |
Организаци- онная структура |
16 отраслевых комиссий | 11отраслевых комиссий 3 тематические группы 65 рабочих групп |
Непрерывная программа, каждая стадия которой представлена несколькими проектами |
Участники программы | Управление по науке и технологии министерства торговли и промышленности, исследовательские Советы | Управление по науке и технологии; министерства торговли и промышленности, здравоохранения, внутренних дел, образования и занятости; региональные администрации; профессиональные, торговые и общественные организации; исследовательские Cоветы | Те же, что и на втором этапе |
Методы отбора приоритетов | Метод Дельфи, сценарии, консультации | Сценарии, консультации, “мозговые штурмы” | Те же, что и на втором этапе |
Число вовлеченных специалистов | 10 тыс. | 5 тыс | |
Количество семинаров | 600 | 160, включая 52 региональных |
Нам представляется, что настало время, когда реализации фундаментальных реформ будет предшествовать процесс проведения Форсайта. Только при участии в намеченных преобразованиях значительное число активных граждан, обеспечит более успешное прохождение преобразований. Только знание тренда изменения позволит приобрести попутчиков намечаемых преобразований, и сократит число плохо информированных скептиков. Только фундаментально проработанные сценарии долгосрочного развития позволят минимизировать возможные затруднения в реализации преобразований. Только выявленные слабые сигналы будущих изменений позволят основательно проводить реформу. Только после сопоставления вариантов сценариев развития процесса в будущем, можно формировать дорожную карту Форсайта, на базе которой прописываются временные параметры шагов реформ.
Ссылки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] Ярин В. Реформы МВД- по форме и по сути //Регионы ONLINE/ 02.03.2016. Режим доступа: http://gosrf.ru/news/22345/ . Дата обращения 06.04.2016.
[2] Ярин В. Реформы МВД- по форме и по сути //Регионы ONLINE/ 02.03.2016. Режим доступа: http://gosrf.ru/news/22345/ . Дата обращения 06.04.2016.
[3] Ярин В. Реформе МВД исполнилось пять лет//Полиция России/ Режим доступа: http://police-mvd.ru/police-mvd/355-2016-03-02-12-11-30. Дата обращения 06.04.2016.
[4] Третьяк В.П. Организационное обеспечение применения технологии Форсайта //Наука. Инновации. Образование. 2008. Вып. 5. С. 166.
[5] См. Третьяк В.П., Козлов В.А.Место теории слабых сигналов в технологии Форсайта //»Отраслевые рынки» №4-5 (31), 2012 //www.virtass.ru.
[6] Сагина О. А., Третьяк В. П. О Форсайте Республики Крым // Самоуправление. 2014. №12. С.18-19.
[7] Нам приходилось высказываться по этому поводу См. Третьяк В. П. «Дорожная карта» как инструмент технологии Форсайт //Журнал «Новые знания» март 25 2013., Третьяк В. П. Территориальные форсайты: опыт проведения, ожидание граждан и власти М., изд-во «Знание» 2015.,с.86
[8] Шелюбская Н.Н. Форсайт — новый механизм определения приоритетов государственной научно- технической политики // Проблемы теории и практики управления. 2004.- № 2.- С. 62.
[9] Шелюбская Н.Н. Форсайт — новый механизм определения приоритетов государственной научно- технической политики // Проблемы теории и практики управления. 2004.- № 2.- С. 62.