Кому и сколько должен будущий первоклассник – этим вопросом задался папа Алексей Калачёв. Он изучил список требований обычной школы и теперь, мягко скажем, недоумевает. Во-первых, список умений будущего первоклассника нескончаемый. Во-вторых, почему-то родители ещё до школы должны научить ребёнка читать, считать, писать. Тогда не очень понятно, зачем вообще нужны учителя и чем заниматься в первом классе.
«Просто интересно, где наши школы берут таких детей в таком количестве? Таких спокойных, усидчивых, исполнительных и при этом мегаумных настолько, чтобы легко выстраивать „причинно-следственные связи“. Да ещё и так долго „слушать, не отвлекаясь“, что в принципе неестественно для детей. Работая полжизни в офисах, где процент людей с высшим образованием приближается к 90%, догадываюсь, что не каждый взрослый сможет пройти этот „чек-лист“. И в системе образования тоже».
Вопросом знаний и умений ребёнка озабочены все родители первоклассников. И не только они. Школы составляют целые списки требований к семилетнему ребёнку и его родителям. Отец двоих детей Алексей Калачёв изучил список одной из школ и ужаснулся.
Требования к умениям детей, ещё ни минуты формально не учившихся в своей жизни, составляют учёные педагоги, как правило, с большим опытом и нацеленные на «высокие результаты». Под результатами в реальности обычно подразумевается сдача тестов/экзаменов с максимально высокими баллами. Другими словами, прохождения своего рода «чек-листов соответствия»: на знание фактов и законов, умение совершать некие действия и… определённое поведение.
Давайте возьмём требования одной из российских школ и протестируем их на себе, проверим на здравый смысл и на соответствие нашим пожеланиям (читай – требованиям) к школе для своих детей.
Я взял такие требования на официальном сайте одной из российских школ, судя по всему – явно не худшей.
Первый блок вопросов состоял из требований на «общий кругозор». Он начинается словами: «Ребёнок, идущий в первый класс, уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать»… Обратите внимание, «без запинки» и «уже достаточно развит». То есть, если не назвал, значит «недостаточно развит»?
Начнём с первых, общих требований:
- Кроме имени и фамилии малышу нужно назвать отчество. Зачем? Чтобы больше уважали? Не достаточно ли, чтобы он просто знал, как зовут его родителей?
- Нужно назвать свой возраст и дату рождения. В этой самой дате лично я путался долгое время и после школы. И до сих пор не понимаю, зачем помнить, сколько мне лет?.. Тут, вероятно, половина человечества меня поддержит.
- ФИО родителей, их род занятий и место работы. Вот представьте себе, приходит шести- или семилетний ребёнок в школу и бойко так: «Мой папа – мерчендайзер по продвижению брендов циркулярных насосов потребительской сети „Бумбарабум“», а мама – «андеррайтер компании SQL по работе с вип-клиентами лизингового бизнеса». Впечатляет, не правда ли?
Но не относится ли данная информация к личной, а не публичной? Не говоря уже про объективные сложности, которые могут возникнуть у первоклассника в заучивании столь ценной информации.
Потом идут вопросы про других членов семьи и кем они ему приходятся; основные цвета и их оттенки; части тела человека; предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними); профессии, виды спорта; виды наземного, водного, воздушного транспорта; известные русские народные сказки; великих русских поэтов и писателей (Пушкин, Толстой, Тютчев, Есенин) и их самые известные произведения.
Спору нет, познания об окружающем мире важны. Хотя здесь я бы уже засыпался несколько раз. Увы, но постоянно путаюсь в родственных связях. С ходу не отвечу, чем фуражка отличается от кепки. Не знаю названий произведений Тютчева, а добрую половину народных сказок не хочу показывать своим детям по причине их чересчур жестокого реализма.
Но это мелочи, главное – впереди. Когда мы переходим к основной части требований, выясняется, что ребёнок, приходя в первый класс, должен уметь:
- различать единственное и множественное число, женский и мужской род;
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- рисовать геометрические фигуры;
- писать по образцу печатные буквы;
- знать и писать цифры;
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа;
- решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах десяти;
- знать названия геометрических фигур.
И так далее, там ещё много подобных пунктов. И возникают логичные вопросы. А зачем нужна такая школа, если ещё до первого класса ребёнок должен пройти где-то серьёзное, судя по требованиям, обучение? И почему школа перекладывает обучение на родителей?
Это не скрывают и в данных требованиях. Так и пишут: «пишите вместе цифры», «считайте вместе», «занимайтесь лепкой и рисованием» и так далее – «благо, что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество» (это дословная цитата). Речь идёт о дошкольном домашнем обучении.
Учитывая, что и учебных пособий сейчас достаточно, почему бы родителям вообще самостоятельно не научить ребёнка всему? Именно такой вывод напрашивается, когда читаешь рекомендации родителям будущего первоклассника.
Однако много ли родителей, которые обладают столь широким спектром познаний и умений, что могут научить сами и читать-писать, и считать-рисовать? Есть ли у них на это силы, время и специальные педагогические навыки и знания, как и в какой последовательности это всё делать? Однако, похоже, им придётся с этим столкнуться лоб в лоб…
Всего в требованиях девять (!) раз употребляется термин «должен» по отношению к будущему первокласснику
Видимо, чтобы малыш и его родители не забыли, что он должен. И неоднократно встречаются ещё подобные «повелительные» конструкции.
Да и сами требования впечатлили меня, как человека периодически сталкивающегося с рекрутингом квалифицированных кадров. Судите сами.
Для развития речи требуется (список неполный):
- Иметь хорошую артикуляцию;
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- понимать многозначность слов;
- различать тексты по жанру;
- чётко и последовательно выражать мысли;
- анализировать описываемые события.
Занимаясь много лет корпоративными коммуникациями, скажу лишь, что многие весьма солидные компании мечтали бы получить менеджеров (а СМИ – журналистов) с такими характеристиками в свои ряды.
Для успешной адаптации в школе малышам к началу учёбы в первом классе рекомендуют освоить:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд;
- действовать по образцу;
- действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно;
- видеть причинно-следственные связи между явлениями;
- внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут;
- запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
Пропустим немного, чтобы излишне не грузить вас, и добавим ещё два пункта:
- Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых;
- разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
Про «здравствуйте-пожалуйста» – это даже не обсуждается.
Помните известный анекдот: «Папа, а ты сейчас с кем разговариваешь?». Вот здесь он особенно уместен.
Просто интересно, где наши школы берут таких детей в таком количестве? Таких спокойных, усидчивых, исполнительных и при этом мегаумных настолько, чтобы легко выстраивать «причинно-следственные связи». Да ещё и так долго «слушать, не отвлекаясь», что в принципе неестественно для детей.
Работая полжизни в офисах, где процент людей с высшим образованием приближается к 90%, догадываюсь, что не каждый взрослый сможет пройти этот «чек-лист». Ой, не каждый – и в системе образования тоже.
Тогда вопрос: зачем так задрали планку? Почему такой категоричный тон – «должен знать и уметь»?
Почему школа сгрузила с себя ответственность за обучение и фактически позиционирует себя как экзаменующий (родителей и детей) орган?
Кому и почему ребенок всё это «должен»?.. Себе? Родителям? Школе или государству? Такой себе философский вопрос.
Между тем, это предметные и принципиальные моменты, которые определят жизнь ребёнка и его семьи на целое с хвостиком десятилетие. Очень немалый срок, скажу я вам.
Какие выводы? Для меня, как родителя, – неутешительные.
Могу ли я ожидать, что моего ребёнка будут именно учить в школе? Ответ: скорее, нет. Учить придётся мне самому (с репетиторами за свой счёт), дрожа перед тестами-экзаменами и получая постоянно упрёки, что мой ребёнок чему-то да и не соответствует.
Будет ли комфортно шестилетнему ребёнку в месте, где он столько всего должен уже на входе, ещё не познакомившись с ним? Совсем не уверен.
Будут ли от него требовать «хорошей успеваемости»? Ещё как! Наплевав на свой темп у каждого ребёнка и желание познавать мир не по программе.
Появится ли уверенность в своих силах у совсем маленького малыша, когда от него постоянно будут что-то требовать? Не нужно быть психологом, чтобы сказать: такой подход сильно добавляет жёсткости в детский мир, и он быстро перестаёт быть детским и… комфортным.
Могу ли я и мой ребёнок рассчитывать на равноправный диалог со школой? Судя по тону этих требований – это смешной вопрос.
Звучит жёстко и печально для родителей и их детей. Даже если половина школ такие же, это значит, что отечественная школьная система во многом не соответствует современной жизни. Не случайно уже появилось целое направление людей, эмигрирующих из страны со словами: «Не хочу учить своих детей в российских школах». И часто вовсе не по причине низкого качества знаний…
Так государство регулярно теряет своих граждан и, кстати, носителей родной культуры. Оно ему надо (к тому же, при столь низкой рождаемости)?..
Нужно ли менеджерам от образования подтверждение, что есть и иной запрос? Запрос на спокойное и комфортное обучение детей в игровых формах – без гонки за оценками и бесконечному соответствию.
Вот вы – взрослые люди – хотели бы, чтобы к вам всегда и везде предъявляли: «Ты – должен»? Ага, ответ очевиден. Почему же вы ждёте понимания и послушания от детей и их родителей?
В конце концов, кем в будущем станет ребёнок – это не ваша зона ответственности. Повзрослевшие школьники сами разберутся, какие «знания» им нужны и прочитают требуемый учебник (а скорее, просто загуглят, когда понадобится).
Почему нельзя изменить тональность общения, вести уважительный диалог с «заказчиками» (родители) и «потребителями» (дети) ваших услуг? Отношения во многом определяются коммуникациями. Измените их, и многое изменится. Тем более, что речь идёт об очень длительных – на 11 лет – отношениях.
Можем ли мы надеяться на то, что всё поменяется? Что же делать? Есть ли выход? Конечно есть, но это уже другая история. Об этом – в следующий раз.
Источник: «Мел»