Круг почета над парижскими бульварами, едва не задевая крыши домов, эффектное приземление у Эйфелевой башни и чашка кофе в кафе в самом сердце Франции. Именно так иногда начинал свой день пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон. Парижане с восторгом смотрели, как он парил в небе и эффектно приземлялся. На дворе был 1901 год, время, когда самолетов не было и в помине, и такие опыты казались просто фантастикой.
Энтузиаст и изобретатель Альберто Сантос-Дюмон был родом из Бразилии, но много лет прожил во Франции. Здесь занимался разработкой летательных аппаратов задолго до того, как в этой отрасли прославились братья Райт. Парижане называли его просто – «Летающий поэт».
Сантос-Дюмон приехал в Европу совсем молодым. Его отец в Бразилии построил кофейную империю и не жалел денег на учебу сына. Альберто мечтал стать инженером, а по приезду увлекся авиацией. Сегодня одна из улиц в Париже носит имя великого изобретателя. В Бразилии Дюмон считается национальным героем, его именем названы трассы, площади, школы, памятники и, конечно же, аэропорты.
Впервые Дюмон поднялся в небо на воздушном шаре в июле 1898 года. На шаре красовалось название «Бразилия». Второй шар — «Америка» — установил своеобразный рекорд: пробыл в воздухе 22 часа.
Настоящую известность Дюмону принес полет вокруг Эйфелевой башни: это был первый управляемый полет в истории. Наутро после того, как новость облетела все газеты, Дюмон проснулся знаменитым. Каждый мужчина норовил на него походить, французские дэнди готовы были носить яркие футболки и многое бы отдали за шляпу с надписью Панама.
Полет вокруг Эйфелевой башни длился полчаса. Дюмону за это причиталось вознаграждение в размере ста тысяч франков. Правда, из этой суммы он не получил ни пенни. Все деньги он отдал на благотворительность в помощь беднякам.
После удачного полета жажда самолетостроения не угасала: хотелось конструировать все новые модели, которые будут тяжелее воздуха. Единственным человеком, которому Дюмон доверил совершить полет на одном из построенных собственноручно дирижаблей, была Аида де Акосте, женщина, вошедшая в историю, как первая женщина-пилот летательного аппарата.
Возможно, Дюмон был влюблен в Аиду. Они сблизились во время уроков пилотирования, но родители девушки были категорически против такого увлечения дочери. Освоить мужскую профессию считалось дерзко и безответственно, поэтому Аиду постарались как можно скорее выдать замуж, скрыв в тайне от жениха ее выходку.
У Дюмона не осталось и тени надежды. Он до конца жизни хранил фотографию возлюбленной на рабочем столе, рядом в любое время года стоял букет свежих цветов. Дюмон никогда не был женат, и его возможных детях тоже ничего не известно.
В годы Первой мировой войны Дюмон стал погружаться в глубокую депрессию. Причиной стала катастрофа, в которую он попал во время одного из полетов. Серьезные травмы привели к ухудшению зрения, изобретатель плохо себя чувствовал. Он уехал на французское побережье, чтобы заняться астрономией и успокоить нервы. Но и тут судьба не благоволила ему. Французская полиция обнаружила у Дюмона телескоп немецкого производства и обвинила его в шпионаже. В панике великий изобретатель сжег все черновики и чертежи, поэтому после его смерти никакой практически никакой информации о его изобретениях не осталось.
Финал жизни Дюмона был трагическим. Когда изобретатель решил вернуться в Бразилию, научное сообщество запланировало встретить его на лайнере, зафрахтовав гидросамолет. Но инициатива закончилась трагедией, самолет потерпел крушение, и все, кто был на борту, погибли. Для Дюмона эта новость стала губительной. Он прекратил контакты с окружающими и провел остаток жизни в уединении. В затворничестве он провел 14 лет, покончил жизнь самоубийством из-за все усиливающейся депрессии.
Источник: «Культурология»