В последние годы часто говорят, что роботы и интеллектуальные технологии оставят без работы не только сотрудников на заводах и предприятиях, но и менеджеров, руководителей компаний и даже представителей творческих профессий. Аналитики предупреждают о «риске компьютеризации» свыше 50% рабочих мест в Евросоюзе. Но так ли велика опасность на самом деле?
Денис Шлянцев Редактор Republic
Машины действительно возьмут на себя много работы – в первую очередь рутинной, трудоемкой и утомительной. Но технооптимисты, включая Джеффа Безоса, уверены, что по мере автоматизации части бизнес-процессов будут появляться новые, а потому массовой безработицы опасаться не стоит. Согласно недавнему исследованию Gartner Research, к 2020 году в США исчезнет 1,8 млн рабочих мест, зато появится 2,3 млн новых. В докладе The Future of Jobs 2018 («Будущее занятости 2018»), выпущенном 17 сентября Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), предсказывают, что до 2025 года в мире исчезнут 75 млн рабочих мест, однако благодаря интеллектуальным технологиям будет создано гораздо больше – 133 млн.
Для многих сотрудников автоматизация создаст новые возможности. Искусственный интеллект призван сделать нашу жизнь менее скучной: он помогает обрабатывать огромное количество информации и быстро справляться с рутинными задачами, оставляя людям свободное время для более сложных процессов, творчества и саморазвития.
«Не бойтесь автоматизации. Машина никогда не заберет у человека ту часть работы, которая действительно содержательна и интересна»
«Не бойтесь автоматизации, – говорит Дмитрий Шушкин, генеральный директор компании ABBYY Россия – ведущего разработчика решений для интеллектуальной обработки информации. – Если есть экскаватор, глупо копать лопатой, займитесь лучше чем-нибудь полезным. Машина никогда не заберет у человека ту часть работы, которая действительно содержательна и интересна на текущем этапе эволюции».
Важнее научить людей пользоваться технологиями, чтобы они успевали за короткое время обслуживать больше клиентов, увеличивать долю рынка, создавать новые продукты и услуги. Так, консалтинговая компания Accenture Strategy подсчитала, что если средний бизнес начнет инвестировать в сотрудничество людей и машин так же активно, как это уже делают крупные корпорации, то уже через 4–5 лет доходность может вырасти до 40%, а занятость – подняться на 10%.
Искусственный интеллект – рекордсмен рынка
О каком сотрудничестве идет речь? Интеллектуальные алгоритмы постепенно проникают в самые разные бизнес-процессы – от открытия счета в банке до поиска нефтяных месторождений, от распознавания лиц покупателей в магазинах до создания индивидуальных трейлеров для подписчиков онлайн-телевидения. Уже сейчас темпы интеграции ИИ и машинного обучения в рынок труда заметны: предсказывают, что к 2025 году они будут делать больше половины наших задач. По прогнозам Gartner, в 2018 году доходы компаний от применения ИИ вырастут на 70% и достигнут $1,2 трлн. Сам рынок этих технологий сегодня оценивается в $2,9 млрд – такую оценку приводит Forrester.
Хотя российский рынок ИИ составляет, по примерным оценкам, лишь 0,7% от мирового, ожидается, что к 2020 году он вырастет в 40 раз. «Оценки российского рынка сильно отличаются: от нескольких сотен миллионов рублей до десятков миллиардов. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что большинство крупных компаний уже реализуют проекты в сфере ИИ, но пока не раскрывают данные об инвестициях и результатах», – отмечает Дмитрий Шушкин.
«ИИ распознает документы, индексирует их, определяет общий смысл запроса и их содержание, извлекая нужное из сотен миллионов страниц»
Активнее всего внедряют ИИ в России финансовые организации, розничные магазины, крупные энергетические и нефтегазовые компании. В банках интеллектуальные технологии оценивают риски в работе с контрагентами, определяют условия для выдачи кредитов, распознают лица и речь клиентов, персонализируют обслуживание и финансовые продукты. Корпорации применяют ИИ, чтобы быстро искать данные во внутренних системах компании, вести сложную аналитику и выстраивать контур безопасности. «Раньше на то, чтобы найти какой-то документ в архиве, уходили месяцы. Сегодня информация нужна нам прямо сейчас, потому что в современном бизнесе данные быстро теряют актуальность. ИИ позволяет решить эту задачу: он распознает документы, индексирует их, определяет общий смысл запроса и содержание документов, извлекая только нужное в огромных объемах данных – речь идет о сотнях миллионов страниц», – поясняет Татьяна Даниэлян, заместитель директора по разработке технологий компании ABBYY. Например, с ИИ юрист за десятые доли секунды может найти в базе решений арбитражного суда нужный документ, указав несколько параметров – таких как истец, ответчик, диапазон суммы штрафа. Специалист по тендерной документации найдет в базе закупок данные, кто и по какой цене поставлял товар, даже если не помнит содержание документа.
В финансовых организациях ИИ повышает качество и скорость обслуживания. Российская инвестиционная компания «БКС брокер» с помощью ИИ формирует рекомендации по покупке ценных бумаг, снижая нагрузку на брокеров и позволяя им консультировать больше клиентов. В банке ВТБ ИИ-решение ABBYY помогает за пару часов открывать счета для юридических лиц: от клиента требуется лишь предоставить необходимые документы, а технология извлекает все данные и проводит проверки автоматически. Это позволяет банку в 2,5 раза быстрее открывать счета и обслуживать на 25% больше клиентов. А в банке «Точка» c помощью ИИ более 170 сотрудников службы поддержки отвечают на 10% больше обращений, обрабатывая теми же ресурсами 6 тысяч запросов клиентов в день.
В сети магазинов «ВкусВилл» работает интеллектуальная система, которая избавляет сотрудников от подготовки ежедневных отчетов. Она сама считает и анализирует нужные данные, рассылая отчеты на электронную почту или с помощью СМС. По словам основателя сети Андрея Кривенко, автоматизация – «настоящее спасение для тех, кто работает вне офиса».
«Газпром нефть» некоторые СМИ называют лидером цифровой трансформации в России: компания использует самую передовую в нефтегазовой индустрии интеллектуальную систему, в которой несколько сотен тысяч датчиков и десятки подсистем в режиме реального времени транслируют в центральный офис информацию о логистике, переработке и сбыту продукции. Человеку только на просмотр этой информации потребовалось бы около недели, а цифровой «мозг» делает это моментально. С помощью ИИ сотрудники компании анализируют, сколько нефти нужно переработать, чтобы удовлетворить спрос на бензин, в каком состоянии находится оборудование, смогут ли установки справиться с нагрузкой, нужен ли им ремонт.
В ПАО «МОЭК» благодаря платформе ABBYY FlexiCapture оцифровали процессы бухгалтерского учета и финансового контроля. Технология автоматически извлекает и проверяет данные из любых платежных документов – более 2,6 млн страниц в год. Решением пользуются свыше 2 тысяч сотрудников, которые могут провести любую транзакцию удаленно, по скану бумажного документа. В результате «МОЭК» закрывает квартальную финансовую отчетность в 3 раза быстрее – всего за 10 дней.
Сообщение от партнера: ABBYY – мировой разработчик решений в области интеллектуальной обработки информации.Технологии ABBYY позволяют на качественно новом уровне извлекать данные из любых документов, вводить информацию в корпоративные системы, осуществлять поиск по всем источникам компании и так далее. Десятки тысяч организаций в 200 странах мира используют технологии ABBYY для автоматизации трудоемких задач, экономя время, повышая эффективность и конкурентоспособность. Клиенты компании – «Транснефть», «Роснефть», PwC, Сбербанк, «Альфа-банк», «Райффайзенбанк», ВТБ, МТС, «Теле-2», «Триколор ТВ», Volkswagen, Pepsico и многие другие.
Как ИИ создает профессии будущего
Руководители компаний понимают, что применять ИИ в бизнесе необходимо, чтобы повышать доходы, привлекать новых клиентов и быстрее принимать решения. По данным опроса Constellation Research, в этом году инвестиции в проекты с ИИ вырастут на 50%. Но как новые технологии изменят жизнь сотрудников? Эксперты ВЭФ прогнозируют: распространение ИИ в бизнесе приведет к тому, что к 2025 году 54% нынешних работников больших компаний придется осваивать новые навыки или совсем сменить сферу деятельности. Среди специальностей, которые, скорее всего, частично или полностью уйдут в прошлое, – оператор ввода данных, бухгалтер, секретарь, работник сборочных предприятий, аудитор, сотрудник почтовой службы, оператор клиентской поддержки. При этом по прогнозам Института Будущего (Institute for the Future), к 2030 году в мире будет 85% профессий, которых сегодня еще не существует.
Например, эксперты компании Cogizant назвали 21 новую профессию, в их числе – детектив по работе с данными, городской кибераналитик, проектировщик путешествий в дополненной реальности, менеджер по развитию ИИ-бизнеса, медицинский техник по работе с ИИ, редактор генетического кода, цифровой портной и даже менеджер по командной работе людей и машин.
В Crimson Education считают, что к 2030 году ИИ освободит время людей, чтобы исследовать и решать более сложные задачи – например, бороться с загрязнением окружающей среды. В будущем самым востребованным специалистом станет инженер по утилизации отходов. Не так уж удивительно, если учесть, что проблема мусора с каждым годом становится все более актуальной. Кроме того, в их списке есть такие непривычные профессии, как консультант по альтернативным источникам энергии, предсказатель землетрясений, хирург памяти и помощник по ремонту интернета вещей. Все эти специальности предполагают широкое применение интеллектуальных технологий.
Есть и прогнозы на ближайшие 10 лет. Не так давно американская консалтинговая компания Kiplinger и группа по экономическому прогнозированию EMSI проанализировали 785 профессий, существующих ныне в США. Руководствуясь такими критериями, как среднегодовой прогнозируемый уровень зарплат и примерные сроки обучения и переквалификации, они вывели топ-10 профессий для 2026 года.
Первое место в рейтинге занял разработчик мобильных приложений. По прогнозу, количество вакансий на эту профессию и смежные с ней к 2026 году вырастет на 21,6%, а средняя годовая зарплата таких специалистов на американском рынке составит почти $100 тысяч. Ожидаемым спросом будут пользоваться разработчики системного программного обеспечения: к 2026 году количество рабочих мест по этой специальности вырастет на 16%, а их средний доход достигнет $105 тысяч в год. Число веб-разработчиков также вырастет на 26,5%, хотя их заработок будет скромнее – около $60 тысяч в год.
С прогнозами американцев солидарен экономист Мариано Мамертино, сотрудничающий с одним из самых крупных сайтов для поиска работы Indeed. В его рейтинге самых востребованных профессий будущего, ориентированном на Великобританию, первую строчку занимает специалист по анализу данных (data scientist).
«Сейчас востребованы профессии, главная задача которых – разработка технологий ИИ. Модной специализации data scientist начинают обучать уже в школах»
Настоящий вызов сегодня – понять, какие рабочие навыки будут востребованы, а какие задачи будут отданы на откуп роботам. Чему стоит учиться, какие умения развивать, чтобы оставаться на плаву? «Уже сейчас значительно востребованы профессии, главная задача которых – разработка технологий искусственного интеллекта, интерпретация и применение результатов работы ИИ. Модной специализации data scientist начинают обучать уже в школах. Независимо от отрасли, все важнее становится умение работать с информацией, полученной из различных источников, делать выводы и готовить на их основе различные отчеты», – считает Татьяна Даниэлян, заместитель директора по разработке технологий компании ABBYY. По ее словам, главными навыками для будущих сотрудников станут критическое мышление, творческое решение задач, умение работать в команде – состоящей как из людей, так и из машин.
Без рутины
В большинстве профессий речь идет не о замене людей на машины, а о делегировании им трудоемких задач. В будущем вся рутина в офисной работе – перепечатка данных, чтение многостраничной документации, подготовка отчетов, телефонные звонки и многое другое – полностью перейдет к интеллектуальным технологиям. «В этой связке человек контролирует работу интеллектуальных технологий, следит за тем, как проходят процессы и оптимизирует их», – поясняет Даниэлян. А Себастьян Трун, профессор компьютерных наук и электротехники в Стэнфордском университете, полагает, что работники, вооруженные возможностями ИИ, переключатся на творческую деятельность и смогут раскрыть свой потенциал. По его словам, избавление от рутины поможет создать новый класс работников-сверхлюдей.
«Главный выигрыш бизнеса – в умелом сочетании машин с людьми»
«Главный выигрыш бизнеса – не в поголовной автоматизации, а в умелом сочетании машин с людьми. Практика подсказывает, что профессий, в которых можно полностью заменить человека роботом, не так много. Поэтому речь идет о том, чтобы автоматизировать рутину, из которой на 80% состоит деятельность большинства людей», – считает гендиректор ABBYY Дмитрий Шушкин.
В банках, ритейле, промышленности и энергетике полностью автоматизированный сбор данных и первичная аналитика повысят спрос на сотрудников с менеджерскими компетенциями и умением решать нестандартные задачи. Рост продолжительности жизни увеличивает спрос на профессионалов в медицинской сфере, которые в рейтинге самых востребованных профессий будущего по версии Kiplinger и EMSI занимают половину первой десятки. Если автоматизация затронет высокоточные хирургические манипуляции и первичную диагностику, то для общения с пациентами, как и сегодня, потребуются навыки, на которые искусственный интеллект пока что не способен.
Если люди и машины будут работать «рука об руку», то буквально через 4 года появится 58 млн новых рабочих мест, связанных с роботами и искусственным интеллектом, прогнозируют эксперты ВЭФ. «В каком-то смысле роботы делают всем нам одолжение, освобождая время для решения по-настоящему интересных задач и саморазвития», – подводит итог Дмитрий Шушкин.
Источник: Republic.RU