«История одного назначения» – про нас нынешних. Показ фильма Авдотьи Смирновой «История одного назначения».

05.11.2018
712

Новый сезон киноклуба в Ельцин Центре открылся 5 сентября показом фильма Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Накануне одной из самых ожидаемых премьер года, сценарист и режиссер картины встретилась с участниками киноклуба, чтобы ее обсудить.

Вечер вел бессменный ведущий киноклуба, киновед, критик, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров. В основу сценария фильма легла глава из книги «Святой против Льва», написанной литературоведом, биографом Льва Толстого Павлом Басинским. Она называется «Спасти рядового Шабунина» и звучит, как у Спилберга, весьма многообещающе. Но в подлинной русской истории при всех благих намерениях спасти рядового не удается, даже такому авторитету как Лев Толстой.

Фестивальная премьера фильма Авдотьи Смирновой о малоизвестном эпизоде из жизни Льва Николаевича Толстого состоялась в Сочи и была признана критикой, хоть исторической и художественной, но звучащей остро и современно сегодня.

Главный герой фильма поручик Григорий Колокольцов, которого блестяще сыграл младший брат режиссера Алексей Смирнов, после очередного конфликта с отцом-генералом, которого также блестяще играет отец режиссера Андрей Смирнов, подает прошение о переводе из гвардии в армию. По пути к новому месту службы, в вагоне первого класса, Колокольцев знакомится с графом Толстым, уже известным писателем и прогрессивным землевладельцем. Толстой приглашает молодого человека в гости, тем более, что Гриша в детстве был знаком с его супругой, в девичестве Софьей Берс.

Софью Андреевну убедительно сыграла Ирина Горбачева. Актерский состав великолепен: Анна Михалкова, Игорь Золотовицкий, Алексей Макаров, Татьяна Колганова. Актер, сыгравший Толстого, Евгений Харитонов, по признанию критики и жюри «Кинотавра» – настоящая находка режиссера.

Признали актера и потомки Толстого, которые собираются ежегодно в один из летних месяцев в Ясной Поляне. Жюри отметило музыку к фильму, написанную Бастой (Василием Вакуленко), российским музыкантом, композитором, репером и битмейкером, наставником в шоу «Голос.Дети».

В один из визитов в Ясную Поляну Колокольцов рассказывает графу историю полкового писаря Шабунина, арестованного за пощечину командиру. Толстой вызывается защищать Шабунина в суде. И тут сюжет начинает безжалостно раскручиваться, стремительно приближая зрителя к страшному, опустошающему финалу.

Драматургия фильма выстроена таким образом, что назвать кого-то одного главным героем невозможно – каждый, кто появляется в кадре, становится соучастником преступления. Русский миф предстает во всей своей безысходности: виноваты все и никто в отдельности. Все поступили не как были бы должны, но никто не мог поступить иначе.

Суд происходит на квартире полкового командира. Судит солдата офицерская «тройка». На стороне Шабунина офицер Стасюлевич, некогда разжалованный из офицеров в рядовые за то, что в его дежурство из тифлисской тюрьмы бежали несколько арестантов. Незадолго до суда он был произведен из солдат в прапорщики. Третьим судьей был как раз Колокольцов, который ведет себя странно. Вероятно, под давлением или из карьерных побуждений, он принимает сторону командира, что приравнивается к голосу за смертную казнь.

«Он был добрый, хороший мальчик, – вспоминал Толстой. – И вряд ли сознавал, что именно его голос оказался решающим в вопросе о жизни человека».

Это выглядит тем более странно, что Колокольцов сам упрашивает Толстого защищать Шабунина. На суде Толстой произносит длинную речь, к которой долго готовился и которую читает по бумаге, волнуясь и боясь сбиться. «Хорошо было то, что я во время этой речи расплакался», – вспоминал Толстой. Всю жизнь он казнил себя за то, что согласился принимать участие в этом процессе. Сразу после суда Колокольцов раскаивается в своем решении. Никто из офицеров не хотел казни Шабунина. Но дело было сделано, и помиловать его мог только царь. За эту последнюю надежду хватается Толстой, и тотчас пишет письмо своей тетушке Александре Андреевне с просьбой через военного министра Милютина ходатайствовать перед императором о помиловании. Однако в письме он забывает указать название полка, а обращаться к царю без указания полка невозможно. Толстой торопится сообщить название полка, но пока идет переписка с теткой, командующий войсками Московского военного округа утверждает приговор. История еще и потому страшная, что рассказана обыденным языком. Не случайно после показа один из зрителей, преподаватель УрФУ Б.Н. Ельцина сказал, что правильнее было бы назвать фильм «Обыкновенная история». Смерть маленького никчемного человека всех отрезвила и все расставила по местам, только изменить уже было ничего нельзя.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *