На встрече присутствовали представители медицинского и страхового сообществ, юристы, журналисты, благодарные пациенты и просто заинтересованные горожане. Главного трансплантолога страны, человека с безупречной научной и профессиональной репутацией представила первый заместитель директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень.
Академик развенчал мифы, которые наиболее часто муссируют в СМИ: о медицинской мафии и торговцах человеческими органами, о том, что пересадку лучше делать за границей, чтобы не ждать много лет и не платить гигантские суммы. Сергей Готье подготовил блестящую презентацию с научными выкладками и цифрами статистики, которая показала, что отрасль динамично развивается. Сегодня в регионах России работает 52 центра трансплантологии, оснащенных новейшим инновационным оборудованием, в то время как десять лет назад – в 2008 году их было только 34.
Лидеры по-прежнему Москва и Санкт-Петербург. Но и Свердловская областная клиническая больница №1 в Екатеринбурге занимает седьмое место в десятке лучших клиник страны по трансплантации почек, печени и сердца.
– Наибольшее развитие получили операции по трансплантологии печени. В 2017 году новую печень получили 438 россиян. Для такой большой страны как Россия этого явно недостаточно. Кроме того, это лишь пятая часть нуждающихся россиян в листе ожидания, в котором на данный момент находится почти 1700 реципиентов. С трансплантацией других органов ситуация обстоит не лучше. Так в 2017 году сердце было пересажено 250 пациентам, и это составило лишь четверть потребности очередников страны. Почки пересадили 1 175 больным, при существующем листе ожидания в 5 500 человек, – поделился цифрами медицинской статистики Сергей Готье.
С одной стороны, в области трансплантологии наблюдается явный прогресс. С другой, остаются неразрешёнными проблемы, которые переводят операции по пересадке органов в разряд редких и трудноосуществимых.
Чтобы каждый, кто нуждается в замене больных органов на здоровые, вовремя получал такую возможность, необходимы стратегические решения на государственном уровне. Нужны новые законы или поправки к законам, которые поддержат развитие отрасли. Нужно также на государственном уровне менять мышление людей, говорить об этом в СМИ, чтобы развенчивать мифы, которых столько вокруг трансплантологии, считает Сергей Владимирович.
Главный миф и самый нелепый – трансплантология в России незаконна.
– В 1992 году Борис Ельцин подписал федеральный закон «О донорстве органов», по которому сейчас работают все трансплантологические институты страны, – напомнил Сергей Готье. – Очевидно, что сегодня этот закон недостаточен, нет, например, механизма фиксации волеизъявления человека о распоряжении его органами после смерти.
Согласно закону, в России действует «презумпция согласия», в соответствии с которой, каждый гражданин по умолчанию согласен на посмертное донорство. Исключение составляет прижизненное несогласие человека с посмертным изъятием органов, как правило, по религиозным причинам. В этом случае он должен постоянно носить с собой письменный отказ на изъятие органов, иначе врачи просто не могут знать о существующем возражении. В России нет единого реестра с информацией о несогласии пациентов стать донорами.
В 2017 году зарегистрировано менее 4 процентов донорских изъятий на миллион российского населения. Конечно, этого мало. Для сравнения: в Бразилии – более 20 процентов донорских изъятий на миллион населения, и этого тоже мало, подчеркнул академик Готье. Идеальной была бы ситуация, когда каждый гражданин мог бы стать потенциальным донором в случае своей смерти. Обычно это понимают лишь те, кто столкнулся с проблемой необходимости замены органов. Когда гибнут близкие люди, нуждающиеся в пересадке органов, родственникам не до предубеждений.
Необходимо, чтобы православная церковь освещала вопросы трансплантологии, разговаривала с родственниками доноров, которые принимают решение в короткие сроки. Это значительно облегчило бы задачу профессионалам в экстренных случаях.
Следующий миф – трансплантации редко бывают удачными и лишь ненадолго продлевают жизнь реципиентов органов. Действительно, статистика в ХХ веке не вселяла особых надежд. Но в последние двадцать лет ситуация кардинально изменилась. Отрасль стремительно развивается и соответственно меняется статистика: становятся нормой случаи, когда реципиенты живут двадцать и более лет.
– Качество жизни наших пациентов существенно изменилось, – подчеркивает Готье. – Они ведут активный образ жизни, занимаются спортом. Женщины после пересадки органов способны нормально вынашивать и рожать детей.
Теперь уже не кажется, что за границей всё дешевле и доступнее. Да и статистика сегодня говорит об обратном. Нет проблемы найти страну, где вам за сумасшедшие деньги пересадят новый орган. Но каково будет его происхождение? Кто будет наблюдать реципиента в длительный послеоперационный период? Нередко бывают случаи, когда там пересадят, а здесь приходится удалять, потому что орган не просто не приживается, а еще и угрожает жизни реципиента.
В странах третьего мира, таких как Пакистан и Афганистан, по мнению Готье, процветает трансплантологический туризм. Органы для пересадки нечистоплотные в моральном смысле медики буквально покупают у населения. Высока вероятность, что в этом замешан криминал и людей принуждают продавать почку, часть печени или одно лёгкое. Качество биологического материала, да и самих услуг весьма сомнительно.
Не только в России, но и европейских странах, где методы получения органов давно цивилизованны, никто не может гарантировать получение быстрой помощи. Люди годами ждут своего донора.
ООН регламентирует обеспечение донорами, прежде всего граждан своей страны, объявив трансплантируемый материал национальным достоянием. Соответственно, по закону в первоочередном списке состоят граждане своей страны. Потом все остальные. Отправляясь за границу за обещанными органами, наши сограждане умирают на стадии ожидания.
Вывод прост: надо больше доверять отечественной медицине. А тем, кто еще не столкнулся с проблемой трансплантации органов, вовремя обследоваться и следить за своим здоровьем.
За время лекции к академику Готье накопилось много вопросов. К микрофону подходили благодарные пациенты, те, чьим родственникам предстоит трансплантация в ближайшем будущем, коллеги по цеху, страховщики и юристы. Тема оказалась очень злободневной. Сергей Владимирович поблагодарил Ельцин Центр за предоставленную возможность выступить с лекцией в Екатеринбурге. Вопросов было так много, что дважды назначался «последний» вопрос. Общение с гостем продолжилось в фойе кино-конференц-зала и только крайняя необходимость выезжать в аэропорт (город в этот день стоял в одной гигантской пробке) заставила академика попрощаться с коллегами и теми, для кого проблема замена органов является насущной.
Автор: Татьяна Филиппова