«Ты каждый день ставишь оценки, но боишься, что кто-то оценит тебя». Как и чему учить педагогов в 2020

13.03.2019
664

Чтобы современные дети услышали, поняли учителя, поверили ему и захотели вместе двигаться дальше, педагогу недостаточно просто знать свой предмет. Что еще ему нужно для успешной работы? Эксперты в области образования и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсудили этот и другие вопросы на круглом столе «‎Компетенции современного учителя»‎. А мы записали главные тезисы.

«Знаем теорию, но не можем показать, как это работает на практике»

Сегодня в профессиональной среде практически отсутствуют специалисты, которые могли бы научить педагогов проектной работе, целеполаганию, планированию своего времени, работе в рамках метапредметности — в общем, тем гибким навыкам, которым сами преподаватели впоследствии должны учить школьников и студентов.

Марина Вайндорф-Сысоева, профессор МПГУ, руководитель магистерской программы «ЭОТ»:

«Первая проблема, которая возникает при формировании гибких навыков, — это подготовка методистов. Тех, кто мог бы обучать всему этому будущих педагогов в вузах. Причем не только теоретически. В пединституте мы сами говорили преподавателям: «Вы рассказываете нам о технологии погружения, но лучше покажите, как это делается».

Сегодня история продолжается: все мы можем отлично знать теорию, хорошо ее объяснять, а надо же показать аудитории, как это работает на практике. Но для этого нужны методические объединения в вузах, необходимы квалифицированные кадры.

Плюс, говоря о гибких навыках, важно по-новому посмотреть на систему повышения квалификации учителей. Если мы учим педагога развивать современные компетенции, мы должны поддерживать его и далее, после курса. Да, учитель должен быть в первую очередь хорошим предметником. Все остальное — надстройки. Но в этих надстройках важно поддерживать его непрерывно.

Оставленный один на один с проблемами и постоянно меняющейся действительностью, педагог не сможет полноценно развиваться и идти в ногу со временем».

Чего же не хватает учителям? Исследование «Яндекс.Учебника»

1. Какие свои навыки учителя хотели бы развивать?

  • выстраивать индивидуальные образовательные траектории;
  • обеспечивать профилактику собственного выгорания;
  • работать с цифровыми инструментами в образовании.

2. Три фактора, которые, по мнению педагогов, оказывают наибольшее влияние на образовательный результат:

  • использование заданий, учитывающих уровень ученика;
  • регулярная обратная связь ученикам;
  • совместная работа учителей по методикам обучения.

3. Два фактора, которые оказывают наибольшее влияние на создание доверительных отношений с ученикам:

  • учитель создает в классе справедливую и позитивную атмосферу;
  • видит свою цель в том, чтобы ученики доверяли ему и друг другу.

«Педагог — профессия, где без качественной коммуникации не обойтись»

Современные педагоги достаточно коммуницируют с коллегами, учениками, родителями. Но как правильно выстраивать отношения с детьми, решать проблемы в коллективе, работать в команде, договариваться? Все это вопросы, ответы на которые в профессиональном сообществе только начинают искать.

Наталья Тарасова, директор НИИ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент:

«Педагог — профессия, где без качественной коммуникации обойтись невозможно. Но наши исследования показывают: большая часть учителей озабочена скорее контролирующими функциями. Это не осознанный выбор, на их плечи просто ложится огромное количество нагрузки. И вместо того чтобы задуматься и осознать, что время изменилось, дети стали другими, общаться нужно по-новому, приходится формализовывать бесконечные структуры и планы, действовать по шаблону.

Наталья Тарасова (с микрофоном)

Если посмотреть на рейтинговые школы с высокой успеваемостью, то можно отметить: секрет их успеха в том, что там выстроена совершенно особая модель взаимодействия — не контролирующая, а формирующая. Услышать другого, получить обратную связь, выстроить отношения внутри коллектива и, конечно, с детьми, организовать внутреннюю систему поддержки, наставничества — все это очень важно.

Но коммуникация — это то, что сложно насадить сверху, заниматься ею нужно изнутри школы, постоянно, то есть уйти от формальностей, шаблонов, гиперконтроля

Мы часто пытаемся ликвидировать проблемы в предметных знаниях педагогов, но забываем про все остальное. А при этом современному учителю крайне необходима еще и методическая, технологическая компетентность. Ведь что такое те самые гибкие навыки? Это умение решать сложные задачи. Но не задачи по математике, физике или химии. Имеются в виду психолого-педагогические задачи, с которыми современные педагоги, увы, часто не справляются».

«Дефицит профессиональной рефлексии»

Действующая система повышения квалификации учителей безнадежно устарела, она не позволяет поддерживать актуальные компетенции, а базируется на предметных знаниях и программах, разработанных 10–20 лет назад. И мотивация учителя сводится к получению очередной корочки, а не к новым знаниям.

Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования:

«В рамках национального проекта «Образование» сейчас меняется система оценки качества работы учителей. В регионах, например, создаются ЦОКи (Центры оценки квалификации), где будут выявлять профессиональные дефициты педагогов и далее выстраивать обучение так, чтобы можно было быстро и эффективно их ликвидировать. Причем эта оценка, повышение квалификации не связаны с обязательностью, это принцип добровольности, который зафиксирован в законодательстве.

Самый серьезный дефицит, который есть у действующего педагогического состава в нашей стране, — это дефицит профессиональной рефлексии («Меня еще не оценили, а я уже боюсь»). Ты каждый день ставишь оценки, но что, если кто-то начнет оценивать тебя? Да, мы не можем выйти в рефлексивную позицию, нас этому просто не научили. И практика работы не способствовала тому, чтобы эта способность сформировалась.

Поэтому и оценка квалификации должна осуществляться не внутри системы, а извне, по принципу того же ЕГЭ. Тогда педагог будет не просто приходить за очередной корочкой раз в пять лет, у него появится мотивация отрефлексировать свои профессиональные дефициты, подтвердить или повысить квалификацию, утвердиться в том, что он профессионально чего-то стоит, что его работа действительно важна».

Как решать эту проблему? Мы разработали диагностику профессиональных дефицитов, которую проходят перед программами повышения квалификации. На основе результатов этой диагностики можно выстроить персонифицированные программы повышения квалификации. Цель — запустить профессиональную рефлексию. Учитель не всегда задумывается, почему он поступает именно так или иначе, а мы, смоделировав типичные ситуации, призываем проанализировать это.Читайте также:«ФГОС в нынешнем виде превращает детей в роботов». Александр Асмолов — о своём письме в СПЧ и будущем школы

Плюс в зависимости от задачи в профессиональном коллективе могут появляться новые образовательные программы: внутри школ, например, можно развивать корпоративное образование. Работать над решением метапредметных задач каждому учителю по отдельности неэффективно, важно делать это в коллективе. Однако при этом необходимо учитывать, что у учителей есть и личные запросы, личные дефициты — и ликвидировать их точечно. Для этого уже тоже существуют механизмы».

«Педагогу надо дать безопасное пространство для рефлексии»

Да, но как именно педагогам понять, где могут быть точки роста? Часто учителей отправляют на повышение квалификации без учета его реальных потребностей, просто по принципу «Все едут, ты тоже поедешь».

Ирина Савицкая, эксперт «Яндекс.Учебника»:

«Несмотря на то что «Яндекс» — это IT-компания, мы считаем, что в любом образовательном сценарии фигура учителя — главная. Когда мы стали заниматься курсами и вебинарами для учителей, то решили делать это системно и опросить их самих. Задали простой вопрос: «Чего вам не хватает, если вы задумываетесь о повышении квалификации?» Он вызвал у педагогов ступор. Кто-то вообще не был готов к ситуации выбора, кто-то отправил нас к директорам — ведь обычно именно они рекомендуют курсы повышения квалификации.

Так мы поняли, что нужно идти сразу по двум направлениям: опрашивать учителей, создавая карту их проблем, а также предложить легкую диагностику, чтобы они сами могли понять свои слабые места, а потом ещё и получить практические рекомендации.

Именно такую диагностику «Компетенции современного учителя» мы запускаем 10 марта. Она основана на отобранных нами компетенциях Джона Хэтти, известного специалиста, занимающегося метаанализом критериев успешности учеников.

В нашу диагностику мы включили только те факторы, которые зависят конкретно от учителя, а не от социальной среды, родителей или самого ученика. Мы выделили шесть компетенций, разработав по ним 24 кейса, дав любому педагогу простую и безопасную форму профессиональной рефлексии, результат которой виден только ему самому. Причем в этом результате будет не только оценка навыков, но и показатель относительно подобной ему группы (например, педагог средней школы, гуманитарное направление, стаж).

В результате будут также рекомендации по работе над теми самыми навыками. Для них мы отобрали все лучшие курсы и ресурсы, которые есть на рынке и связаны с каждой конкретной компетенцией. Так у учителя появляется его персональный набор возможностей, которым он может воспользоваться в любой момент, чтобы узнать чуть больше о себе самом».

Источник: https://mel.fmhttps

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *