Невидимый Петербург: Императорское училище глухонемых.

08.07.2019
1 317

На углу Гороховой улицы и набережной реки Мойки, у Красного моста, находится трехэтажный,  старинный дом. На крыше его крест. Сейчас это здание принадлежит Педагогическому университету имени А.И.Герцена, тут находится исторический факультет.

Татьяна Трефилова

Когда в начале 80-ых годов, прошлого уже столетия, я училась здесь на дефектологическом факультете,  то  с недоумением смотрела на полукруглый выступ со стороны двора у исторического факультета. Только к концу пятого курса я поняла, что это алтарная абсида домовой церкви Императорского училища глухонемых, которое до революции находилось в этом здании. Удивительно то, что за все 5 лет обучения  никто из преподавателей ни разу не рассказал нам, студентам, об  истории зданий, в которых мы учились. 

Императрица Мария Федоровна

Поводом для открытия первого в Санкт-Петербурге и в России училища для глухонемых детей послужила встреча в 1806 году вдовствующей императрицы Марии Федоровны в аллее Павловского парка со знакомой ей дамой, женой генерала Ахвердова, который был воспитателем юных великих князей. Генеральша гуляла  со своим племянником. Императрица заговорила с мальчиком и была поражена тем, что он не мог ей ответить: он был глухонемым. Его звали Александр Меллер. Из дальнейшего разговора Мария Федоровна узнала, что в семье Меллер из шести детей трое глухонемых. Императрица  предложила отправить их за границу, где уже были специальные школы для таких детей.  Но родители не хотели расставаться со своими детьми.

На следующий день на прогулке в парке Мария Федоровна снова встретила Е.Б. Ахвердову и сказала ей: «Ваш племянник не дал мне целую ночь уснуть. Я до утра думала об участи его и подобных ему детей»[2]. В тот же день императрица поручила выписать из-за границы одного из наиболее известных специалистов, чтобы учредить в Санкт-Петербурге училище для глухонемых.

  – И первыми будут в него помещены дети вашего брата, – сказала императрица генеральше Ахвердовой [2]. В этом же году из Польши прибыл в Россию профессор и ксендз А.Сигмунд, и в Павловске открылось «опытное» училище для глухонемых. Целью этого учебного заведения было образование и воспитание детей обоего пола, родившихся глухонемыми или оглохших от болезни. В первый год в него было принято 9 детей:  4 мальчика и 5 девочек. Императрица Мария Федоровна сама следила за их обучением, часто посещала училище, которое стало ее любимым детищем. Нередко можно было видеть императрицу в окружении глухонемых детей, она лично пожертвовала большую сумму денег на их содержание. 


Обучение разговорной речи в младшем классе Мариинской школы глухонемых. Санкт-Петербургская губерния, дер. Мурзинка. 1907. Фото ателье К. К. Буллы

Через 4 года училище переехало в Санкт-Петербург. Официальное открытие его состоялось 22 февраля 1810 года. Сначала училище находилось на Выборгской стороне, а потом переехало во Вдовий дом, который также был создан Марией Федоровной и находился на территории Смольного монастыря. По воле императрицы на углу Гороховой улицы и набережной реки Мойки, рядом с Воспитательным домом  в 1817 году было куплено трехэтажное здание, в которое после ремонта и перестройки  въехало училище глухонемых. Первым директором училища стал профессор  Ж.Б.Жоффре, приглашенный из парижского института глухонемых.

   Сразу же после переезда был поставлен вопрос об устроении в училище домовой церкви, чтобы у глухонемых воспитанников был свой храм. В 1821 году завершилась постройка храма во имя святых апостолов  Петра и Павла по проекту архитектора П.С.Плавова. Церковь находилась на третьем этаже центральной части здания и снаружи со стороны Гороховой улицы выделялась колоннами и  портиком на фасаде и крестом на крыше. 

Почти все священники, служившие в этом храме, владели языком жестов, на котором общались воспитанники. Смысл богослужения объясняли ученикам на уроках закона Божьего при помощи письма и жестов. Но во время богослужения священник не пользовался жестовой речью. Обычно кто-то из преподавателей или старших воспитанников во время службы переводил на язык жестов отдельные молитвы. На богослужениях пел хор, который могли  слышать слабослышащие дети. По праздникам на службу в храм училища глухонемых допускались и посторонние, но они должны были стоять на хорах.

Ежегодно, 24 октября, в день кончины императрицы Марии Федоровны в храме училища служили заупокойную литургию, в актовом зале висел ее портрет. Основанное императрицей Марией Федоровной училище глухонемых находилось под покровительством царской семьи. На экзаменах частыми гостями были цари и великие князья,  придворные дамы, министры и члены Государственного Совета, а также принц Петр Георгиевич Ольденбургский, который в середине 19 века возглавлял Ведомство Учреждений императрицы Марии, в которое входило и училище глухонемых. 

 Деятельность этого училища постепенно разрушала преграду, стоявшую между глухонемыми людьми и обществом слышащих, которое сначала с недоверием отнеслось к идее обучения глухих.  Принимали в училище детей в возрасте 7-9 лет. В этом возрасте они не только не могли общаться с людьми, но и не умели играть, не могли обслуживать себя. Это было закрытое учебное заведение  в котором воспитанники жили и учились на протяжении 10 лет. Здесь находились дети бедняков и дети известных государственных сановников и интеллигенции. Условия содержания их были разными. Дети богатых родителей обычно имели отдельную комнату, остальные жили в общих. Только в конце 19 века в училище появились и приходящие ученики.

В начале 20  века только четверть воспитанников училась платно. Бесплатные места предоставлялись преимущественно глухим детям-сиротам из Воспитательного дома, а также детям бедных родителей.  В училище глухонемые изучали предметы обычные для учебных заведений того времени: Закон Божий, арифметику, грамматику, историю, географию, чистописание, рисование, гимнастику и танцы, не было только иностранных языков, так как и освоение родного языка представляло большую трудность для воспитанников. В классе было по 10-12 учеников, с каждым еще дополнительно занимались индивидуально. В каждом классе репетитор из числа старших глухонемых воспитанников или выпускников помогал учителю.

В училище применялись разные методы обучения. Учили и языку жестов и чтению по губам, учили пользоваться и устной речью. Было  два отделения – «изустное» и «мимическое». Для каждого языка  существует своя мимическая азбука – в этом училище стал развиваться русский язык жестов.

 В летнее время воспитанники училища переезжали на дачу в Лисино, под Петербургом.  Там они приучались к работе на огородах, уходу за домашними животными, общались с местными жителями, которые очень удивлялись тому, что глухие  понимают сказанное не слыша и правильно отвечают на вопросы. 


Попечители и воспитанники Императорского училища глухонемых у здания Попечительства о глухонемых. Санкт-Петербург. Начало ХХ в. Фото К. К. Буллы

В 1867 году училище глухонемых посетил президент Вашингтонской коллегии глухонемых, профессор  Г. Галлодет. Перед приездом в Санкт-Петербург он успел уже посетить 10 европейских стран и осмотреть 37 училищ для глухонемых. Он писал так: «Нигде в Европе не воспитывают глухонемых так добросовестно и успешно как в Санкт-Петербургском училище». Американский гость также отмечал, что «помещение  училища весьма приспособлено и хорошо расположено. Здание красиво, и внутреннее устройство превосходит виденное мною в Европе, и лучше того, что я мог заметить в Америке»[5]. Но особенно его поразило то, что многие ученики могли произносить трудные слова и  умели читать вслух, а не только пользоваться жестовой речью.


Занятия с учениками с помощью специальной фисгармонии

 Большое внимание уделялось ремесленному обучению глухонемых. В училище были переплетная, столярная, токарная и сапожная мастерские. Была и типография, в которой в качестве наборщиков трудились старшие воспитанники училища. На женском отделении в рукодельной мастерской девочки шили платья и шляпы. Училище давало законченное образование и профессию, позволяющую самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Среди выпускников было немало ремесленников и торговцев, но особенно много иконописцев, живописцев,  граверов и каллиграфов. Обладающие хорошим почерком служили переписчиками бумаг в канцеляриях различных министерств.

Некоторые наиболее талантливые выпускники продолжили обучение рисованию в Академии Художеств и в Рисовальном училище барона Штиглица.

В церкви святого Георгия Победоносца при Главном Штабе висели копии религиозных картин из Эрмитажа, выполненные глухонемыми художниками. Один выпускник стал преподавателем художественного чистописания (был и такой предмет) в  торговом училище, другой – рисовальщиком медицинских препаратов в Крестовоздвиженской общине сестер милосердия.

Еще Императрица Мария Федоровна заметила,  что  глухонемые дети часто имеют хорошие способности к рисованию, и по ее указанию талантливых детей стали отдавать на обучение к художникам. Так, у художника А.Г.Венецианова обучался глухой мальчик Александр Беллер с платой от училища за обучение и содержание, впоследствии он продолжил обучение в Академии Художеств. Он стал учителем рисования в училище глухонемых, написал 12 праздничных икон для училищного храма и несколько картин.

Но все-таки глухонемому человеку нелегко было найти себе работу и поэтому те выпускники, которым некуда было идти по окончании курса, могли до 21 года находится в  приюте при училище, «до приискания места».

После окончания училища Александр Меллер, тот мальчик, которого когда-то встретила императрица в Павловском  парке,  не мог некоторое время найти себе работу.  Он вновь встретил императрицу Марию Федоровну, и она лично устроила его на службу в собственную Ее Императорского Величества канцелярию переписчиком бумаг.  У него был  хороший почерк, он прослужил в этой канцелярии почти  40 лет, дослужился до должности помощника старшего чиновника и написал воспоминания о  своих встречах с императрицей [2].

Часть выпускников оставалась в училище преподавателями, служили в канцелярии, бухгалтерии, девушки становились классными дамами, репетиторшами или, как тогда говорили,  «повторительницами», занимались частными уроками, помогая своим собратьям по несчастию. Глухонемые выпускники были основателями учебных заведений для глухонемых в других городах России. Так, например, выпускник Петербургского училища  Иван Карлович Арнольд, потерявший слух в раннем детстве, основал в 1860 году на собственные средства училище глухонемых в Москве. Заботы о его материальном обеспечении приняло на себя  Попечительное общество. Главным его деятелем и жертвователем был П.М. Третьяков, основатель знаменитой  Третьяковской картинной галереи. И училище стало называться  Московским Арнольдо-Третьяковским училищем глухонемых.

 В 1898 году было создано Попечительство о глухонемых императрицы Марии Федоровны, которое  открыло несколько школ  в других городах России. При  Императорском училище глухонемых  были созданы первые в России педагогические курсы, которые  готовили  сурдопедагогов[1][1] для работы с глухонемыми детьми. При училище была открыта амбулатория для приема страдающих болезнями уха, горла, носа и нарушениями речи. Для взрослых людей, потерявших слух в результате болезни, были открыты вечерние классы, где их обучали чтению с губ и общеобразовательным предметам. В Санкт-Петербурге был открыт первый детский сад для глухонемых. Для престарелых и больных глухонемых женщин был создан приют на 7-ой линии Васильевского острова.

В начале 20 века издавался журнал «Вестник попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых», на страницах которого обсуждались вопросы воспитания,  обучения и жизни людей, лишенных слуха и речи.

 В 1900 году на окраине города, в деревне Мурзинка, на земле, пожертвованной благотворителем, графом А.С.Апраксиным,  было открыто еще одно учебное заведение для глухонемых – «школа-колония». Воспитанники обучались тем же предметам, что в училище на Гороховой улице, но еще и приучались к сельским работам: была своя молочная ферма, птичник, огороды и учебная пасека, ремесленные мастерские. В эту школу принимали учеников обоего пола, разных сословий и вероисповеданий со всей России, преимущественно из тех мест, где не было школ для глухонемых детей. В главном здании школы в 1903 году была освящена церковь во имя святого апостола Филиппа. Этот дом в Невском  районе сохранился до наших дней по адресу Прогонный переулок №7, сейчас тут находится институт Экономики и сервиса.

В феврале 1910 году училище на Гороховой улице отмечало столетие со дня своего основания. За сто лет работы училище закончили 2 205 детей. В день празднования юбилея в домовом храме литургию служил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), присутствовали воспитанники, выпускники и многочисленные гости. Потом был праздничный завтрак в залах училища. По окончании торжеств воспитанники училища встали вдоль лестницы и митрополит, спускаясь, благословил каждого из них. На следующий день, 22 февраля, в  училище состоялся торжественный акт, который  посетила императрица Мария Федоровна. Одна из учениц обратилась к императрице с устным приветствием, несколько воспитанников читали в ее присутствии стихи и басни, демонстрируя успехи в овладении  речью. В этот день училищу было присвоено  звание Императорского. 

 После Октябрьской революции училище было переименовано в  Петроградский институт глухонемых. 

В 1922 году несколько  сотрудников института были привлечены к суду по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей (печально-известный судебный процесс митрополита Вениамина). Они обвинялись в хищении церковных ценностей. Но дело обстояло иначе. Ввиду трудного материального положения из храма  вынесли несколько ценных предметов для продажи, чтобы на эти деньги купить продукты  для воспитанников. Это было сделано по распоряжению директора и по решению Совета института.

К суду были привлечены директор, профессор П.С.Янковский, священник Михаил Дымский и еще три преподавателя.  Директор и преподаватели получили различные сроки  заключения, но в основном,    небольшие – от 1 года до 3 месяцев. 70-летнего священника Михаила Дымского, прослужившего в храме училища 34 года, отпустили,  на следующий год  он умер,  в этом же 1923 год храм при училище закрыли. Культурно-политическим просвещением не слышащих людей  в духе революционной морали теперь стал заниматься Ленинградский областной отдел Всероссийского общества глухонемых.  В тридцатые годы выходила специальная газета для глухонемых под названием  «Ударник».

 В 1937 году в Ленинграде было сфабриковано одно из самых нелепых и преступных дел НКВД – так называемое «дело глухонемых». Люди, лишенные слуха и речи, общающиеся со слышащими только через сурдопереводчиков, были обвинены в создании террористической фашисткой организации. Их объявили немецкими шпионами и обвинили в том, что они, якобы, собирались устроить покушение на руководителей Коммунистической партии одновременно в Москве и Ленинграде. Было арестовано 54 человека, в основном это были выпускники Училища глухонемых, самые образованные – преподаватели, художники, фотографы, рабочие высокой квалификации. Допросы проводились с помощью сурдопереводчиков, к подписанию вымышленных протоколов допроса арестованных принуждали угрозами и силой. Приговор, вынесенный глухонемым людям, был потрясающе жесток. 35 человек приговорены к расстрелу (среди них 10 женщин), 19 человек – к заключению в исправительно-трудовые лагеря сроком на 10 лет. Приговоренных к высшей мере наказания расстреляли 24 декабря 1937 года. Невиновность их была доказана почти сразу после расстрела.

На Левашовском мемориальном кладбище, где похоронены сотни тысяч невинных жертв политических репрессий советского времени, 29 октября 2008 года был поставлен памятник глухонемым людям, расстрелянным в 1937. На гладкой мраморной поверхности – «говорящие руки». Этот жест на языке глухонемых означает крик о помощи. 

А Императорское училище глухонемых на Гороховой улице в годы советской власти стало одним из корпусов  Педагогического института, переименованного не так давно в университет. В нем разместились филологический и исторический факультеты. В бывшем храме училища глухонемых находилась библиотека филологического факультета. После того как этот факультет в начале 90-х годов XX века переехал на 1-ую линию Васильевского острова,  помещение храма святых апостолов Петра и Павла стояло заброшенным и заваленным мусором. В 1996 году при Педагогическом институте имени А.И.Герцена  образовалась православная община из студентов и преподавателей. Это было удивительно, ведь еще несколько лет тому назад здесь большой популярностью пользовался студенческий клуб воинствующих атеистов, и основы научного атеизма были обязательным предметом на всех факультетах. С  1996 года студенты стали приводить в порядок заброшенный храм, молиться в нем,  и в декабре 1999 года храм был передан  Русской Православной Церкви.  10 октября 2000 года после почти 80-летнего перерыва  в храме была  совершена первая Божественная Литургия с сурдопереводом. Сейчас это единственный храм в нашем городе, где регулярно совершаются богослужения с сурдопереводом и возрождается традиция духовного попечения о глухих и слабослышащих людях.

Источник:

ЛИТЕРАТУРА

1.            Пятидесятилетие Санкт-Петербургского училища глухонемых. СПб.,1860.

2.                  Меллер А.А.  Об основание училища глухонемых в Санкт-Петербурге. (Письмо старейшего воспитанника к господину директору училища П.И. Степанову). М., 1872.

3.                  Братолюбов А.Я., священник. Пантомима молитв или  Описание мимических молитвенных знаков. СПб. 1873.

3.      Календарь благотворителя Попечительства о глухонемых на 1900 год. СПб., 1899.

4.            Попечительство о глухонемых. Вестник Российского общества красного Креста. 1902, № 37.

5.            Лаговский Н.М. Санкт-Петербургское училище глухонемых. СПб.,1910.

6.            Праздник глухонемых. Беседа с инспектором училища глухонемых  Н.М Лаговским. Петербургская газета. 1910 год. 21 февраля.

7.            Столетний юбилей училища глухонемых. Ведомости Петербургского градоначальства. 23 февраля 1910 года.

8.            Императорское училище глухонемых. Отчет по учебной части за 1911-1912 г. СПб, 1912 г.

9.                  Вестник попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых. СПб., 1902-1915.

10.               «Дело» митрополита Вениамина. М., «Российский архив», 1991.

11.          Разумов А., Груздев Ю. Дело Ленинградского общества глухонемых. // Ленинградский мартиролог. 1937-1938. Том 4.// Спб. 1999г.

12.          Заварницкий Д.А. Храм святых апостолов Петра и Павла при Российском государственном Педагогическом  университете им. А.И. Герцена. СПб. 2006г.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *