Школы со всего мира: чему учат детей в Азии, Африке и Европе

28.08.2019
791

Миллионы детей по всему миру могут только мечтать о том, чтобы посидеть за настоящей партой с собственными учебниками, – а в тех странах, где образование общедоступно, подходы к обучению могут полярно отличаться.

Мы узнали, зачем в финских школах ломают стены и программы, с какого возраста учатся строевой подготовке израильские школьники, почему японские старшеклассники кончают с собой и как учатся дети в охваченных военными конфликтами регионах Африки.

Дарья Ермакова

Европа: свобода выбора и равенство во всем

Классный кабинет во французской начальной школе

В начальную школу дети приходят в 6, а в Италии – и в 5 лет. На этом этапе к ним практически не предъявляют требований: нет формы, оценок, домашних заданий. С одной стороны, ученики довольны – в школе весело и интересно. С другой – родители жалуются, что дети совсем не учатся и оказываются неподготовленными к средней школе, где спрос с них возрастает.

В Италии и Франции в конце каждого года учеников в параллели перемешивают, а классных руководителей меняют. Это делают, чтобы дети завели как можно больше друзей, а учителя, напротив, не зацикливались на любимчиках или аутсайдерах.

В средней школе у учеников появляются оценки. Привычная нам пятибалльная система в Европе встречается редко. В Германии отметок 6, в Италии, Испании и Нидерландах – 10, во Франции и Бельгии – 20. Есть мнение, что больший выбор баллов позволяет справедливее оценивать работы. Например, французский ученик получит 18, если покажет выдающийся результат и предложит нестандартное решение, а 14 поставят тому, кто справился хорошо и не допустил ошибок. В пятибалльной системе у обоих была бы пятерка.

Оценки не принято публично обсуждать с кем бы то ни было.

Табель с отметками родители получают по почте. В документе данные за текущий и прошлый семестр, а также средний балл в классе по каждому предмету, чтобы можно было увидеть динамику и понять, как справляется твой ребенок по сравнению со сверстниками. Большинство организационных вопросов решают онлайн – привычных нам собраний, на которых классный журнал пускали по рядам, здесь не проводят.

Французские старшеклассники уходят из школы в шесть часов вечера (кроме среды – в этот день все классы заканчивают в полдень). На первый взгляд, это поздно. Но в расписании школьников есть двухчасовой перерыв на обед и «этюды» – уроки, на которых ученики могут делать домашнее задание по любому предмету или читать, то есть фактически учиться, но в своем темпе.

В Германии и Бельгии с пятого класса домашнее задание дают вообще только по понедельникам и на неделю вперед. Каждый сам решает, когда и сколько ему заниматься. Подразумевается, что такая система воспитывает самостоятельность, учит общаться, анализировать, понимать, а не зубрить, помогает развить творческое мышление.

Финляндия: уничтожение границ и равенство

Самая обсуждаемая европейская школьная система – финская. При этом профессиональное сообщество ее не только не котировало, но просто о ней не вспоминало до начала нулевых – тогда финские школьники неожиданно показали лучшие результаты в тестах PISA (Programme for International Student Assessment, международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), обогнав участников из других стран.

PISA 
Раз в три года пятнадцатилетних школьников из стран – участниц программы PISA (обычно этих стран около 70) тестируют по основным дисциплинам: математике, естественным наукам и чтению (подразумевается способность понимать и анализировать тексты). Тесты проводят на федеральном уровне. В России, например, в 2018 году проверку прошли более 8000 школьников. Считается, что по результатам можно судить о качестве образования в стране.

Динамика результатов PISA с 2009 по 2015 годы по предметам (в средних баллах)

Сорок с лишним лет назад в Финляндии задумали глобальные реформы образования. Сделали новые проекты школ, переписали учебники и уделили особое внимание требованиям к преподавателям. Новая система спустя годы дала те результаты, о которых мы говорили выше.

Сегодня учитель в Финляндии – престижная и востребованная профессия. Педагогическое образование можно получить только в вузе, конкурс – 15 человек на место. Чтобы устроиться на работу, педагог должен закончить бакалавриат и магистратуру.

Без степени магистра учителя получают гораздо меньше, но по российским меркам всё равно много – минимум 1800 евро в месяц (130 тысяч рублей) плюс всяческие надбавки. Зарплата специалиста с ученой степенью может достигать 3000 евро и выше (от 216 тысяч рублей).

Плюс учителям оплачивают курсы повышения квалификации и не загружают планами и отчетами. Словом, учитель – та профессия, которую действительно мечтают получить и за которую держатся.

Недавно в Министерстве образования взяли новый курс: к 2020 году в школах вводят свободное учебное пространство вместо конкретных дисциплин. Проще говоря, учить будет несколько предметов, относящихся к одной теме. Например, литературу, обществознание и историю вместе, чтобы увидеть социальные изменения выбранной эпохи. Комбинации предметов и содержание уроков учитель составляет индивидуально для каждого класса, то есть строгой программы нет. Одно занятие длится около трех часов с небольшими перерывами.

Границы ломают и буквально: уже построены первые школы без закрытых классов и коридоров. Идея в том, чтобы дети сами решали, где и чему в школе учиться.

Занятие в финской школе

«В Финляндии в отличие от Великобритании и США не считают, что есть более и менее важные предметы. Все они играют одинаковую роль. Цель состоит в том, чтобы дать молодежи широкое образование, а не заставлять их учить один предмет», – говорит Паси Сальберг, профессор, автор книги «Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии».

Здесь всех подгоняют под один уверенно-средний уровень. И это также хорошо для тех, кто отстает, как плохо для тех, кто стремится узнать больше. «Троечникам» помогают учителя, а одаренные дети ходят на дополнительные занятия за счет родителей. Если ребенок планирует поступать в престижный вуз или, скажем, на медицинский факультет, ему придется заниматься с репетитором.

В школах заботятся о том, чтобы дети не чувствовали социального или иного неравенства. Родителям, которые не могут оплачивать поездки с классом или кружки, предлагают продавать сувенирную продукцию или конфеты, чтобы их ребенок мог получить всё то же, что и его обеспеченные сверстники.

Мальчиков и девочек не разделяют даже на уроках технологии: и те и другие шьют, паяют и собирают роботов. В Швеции, к слову, пошли дальше: к детям обращаются по имени или словами «друзья», избегая гендерных формулировок «мальчики», «девочки», «он» и «она».

Девочки на уроке технологии

Главная идея финской системы в том, что успеваемость – личное дело каждого. Хочешь высоких баллов – учись, не хочешь – заставлять никто не станет. Конечно, в Финляндии, как и везде, в почете хорошие врачи, юристы и архитекторы, но при этом совсем не зазорно пойти работать на завод, если ты не слишком амбициозен.

Эффективность финского подхода сейчас под сомнением, поскольку средние баллы PISA на последних трех проверках были ниже предыдущих. Но финны не придают этому значения.

«Решения, связанные с обучением, не принимаются на основе результатов PISA. Вместо этого существенным фактором являются знания, которые понадобятся детям и подросткам в будущем», – считает Паси Сальберг.

В среднем дети из европейских стран не показывают блестящих результатов в тестах PISA. В 2015 году места в рейтинге распределились так:

  • естественные науки: Финляндия – 5-е место, Германия – 16-е, Франция – 27-е;
  • математика: Нидерланды – 11-е, Финляндия – 13-е, Италия – 30-е;
  • чтение: Финляндия, Норвегия, Бельгия – 4-е, 9-е и 20-е места соответственно.

Анастасия Панкина, основатель курсов подготовки к ЕГЭ «101 балл»:

«Идеальная система образования должна учитывать способности каждого ребенка, которые и следует развивать вместо того, чтобы заставлять всех заниматься одними предметами и ставить плохие оценки, если у ребенка нет интереса и способностей к каким-то дисциплинам. Не нужно загонять ребят в рамки и убивать креативность – школах любят ругать за траву на рисунках, окрашенную в розовый цвет вместо зеленого.

Основной упор делают на так называемые hard skills – заучиванию определений, формул и теорем. Хотя сейчас в интернете можно за считаные секунды найти любую информацию, и гораздо важнее уметь ее преподнести и применить. Нужно развивать навыки презентации (себя и своих проектов), принятия решений, письменной и устной коммуникации».


Восточная Азия: учеба нон-стоп и самые высокие показатели в мире

Как и в Европе, в начальной школе детей здесь не нагружают. Но на этом сходства с западной моделью заканчиваются.

Типичный школьник в Китае, Японии, Южной Корее, Сингапуре и других азиатских странах встает не позже шести утра и после завтрака занимается дома. К восьми он идет в школу (в Тайване к 7:30, чтобы убраться в кабинетах), учится до четырех, а потом примерно до девяти проводит время с репетиторами и в кружках. Дома – ужин и домашнее задание.

В субботу отдыхать не принято, день посвящают дополнительным занятиям. Каникулы (даже летние) продолжаются одну-две недели, но и это время дети учатся – готовятся к новому семестру.

1 Сентября в школе Тайваня

В школах строгая дисциплина: за опоздания, отсутствие школьной формы, макияж и окрашенные волосы наказывают. Могут дать физическую работу (убрать, перенести, починить), а могут и ударить.

Наказание ротанговыми палками практикуется в Сингапуре (только для мальчиков), Таиланде и Японии (несмотря на запрещающий закон). В Южной Корее официально запрещено бить ребенка палкой диаметром толще полутора сантиметров больше десяти ударов за раз (и на том спасибо).

В связи с этим частые случаи травли среди учеников (в том числе из-за оценок) не кажутся чем-то удивительным. По данным China Daily, 46,2 % учеников младших, средних и старших школ подвергались физическим издевательствам, 40,7 % – вербальным, 18,6 % опрошенных сверстники бойкотировали.

Не все дети способны выдерживать высокую нагрузку и прессинг в школе. В Японии 250 старшеклассников ежегодно кончают жизнь самоубийством. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона показатели похожие – и они растут.

Главные причины одержимости образованием в Азии – стоимость этого образования и высокий конкурс в престижных вузах.

Пусть с первого по девятый класс учиться можно бесплатно, но за старшие классы уже нужно платить. С учетом расходов на учебники, репетиторов, компьютеры, канцтовары и разные взносы выходит неприлично большая сумма. Например, в Гонконге за 12 лет школы родителя тратят 131 161 долларов (8,5 млн рублей).

Родители школьников в Китае молятся о высоких отметках на государственном экзамене.

Так или иначе на детей возлагают надежды окупить инвестиции, когда те сделают карьеру. А чтобы получить хорошую работу, нужно окончить престижный вуз. Представители крупных компаний открыто заявляют, что предпочитают нанимать выпускников определенных учреждений. Потому в топовых китайских университетах за одно место конкурируют 200 человек.

Из-за совокупности этих факторов детям кажется, что провалить экзамены – худшее, что может случиться в жизни. Для западного человека такой подход может казаться абсолютно негуманным, но он дает результаты.

Азиаты стабильно лидируют в рейтингах PISA. Вот данные за 2015 год:

  • естественные науки: Сингапур и Япония – 1-е и 2-е места соответственно, Тайвань – 4-е, Макао (Китай) – 6-е;
  • математика: Сингапур, Гонконг, Макао, Тайвань, Япония, Китай, Республика Корея – места с 1-го по 7-е соответственно;
  • чтение: Сингапур и Гонконг – лидеры, республика Корея и Япония – 7-е и 8-е места.

Страны Ближнего Востока и Северной Африки: разрушенные школы и военная подготовка с тринадцати лет

Из-за вооруженных конфликтов в школу не могут ходить более 13 миллионов детей.9 тысяч школ в Сирии, Ираке, Йемене и Ливии разрушены, захвачены или используются для военных целей.

Девочек, которым недоступно образование, выдают замуж, а мальчиков забирают в армию или отправляют работать.

«Разрушительные последствия конфликта ощущаются детьми по всему региону – сказал Питер Салама, региональный директор ЮНИСЕФ по Ближнему Востоку и Северной Африке. – Это не только физический ущерб, наносимый школам, но и отчаяние, которое испытывает поколение школьников, которые видят, что их надежды и будущее разбиты».


Израиль: творческий подход, Тора и молодежные батальоны

Относительно благополучной можно назвать обстановку в Израиле. При угрозе конфликта школы закрывают, но в остальное время дети учатся как обычно.

Большинство ходит в государственные школы, где преподают на иврите, но есть и арабские, и двуязычные школы. Для репатриантов (евреев, которые приезжают жить в Израиль из других стран) предусмотрены специальные языковые программы.

Атмосфера в младших школах близка к европейской – творческий подход, расслабленный ритм, небольшие домашние задания. Из отличий – религиозный уклон.

В обязательную программу входит изучение Торы, а в некоторых школах наряду с Ханукой отмечают Рождество и Пасху. Детей из мусульманских семей поздравляют с исламскими праздниками и дают им освобождение от физкультуры на время Рамадана (когда днем нельзя есть и пить).

Допризывная военная подготовка начинается в 13 лет в организации ГАДНА (аббревиатура, означающая на иврите «молодежные батальоны»). Ежегодно подростки отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях, где тренируют выносливость, силу, учатся стрелять и выполнять команды.

Израильские подростки на сборах ГАДНА

На общем фоне в Израиле выделяются ортодоксальные школы – их около 5 %, и оплачиваются они, как правило, общиной. Там программа обучения отличается от общей, а мальчики и девочки учатся порознь.


ОАЭ: опасности совместного обучения девочек и мальчиков

Вопрос гендерного разделения вызывает споры в ОАЭ. В государственных школах девочки и мальчики всегда учились отдельно, но в 2018 году ввели смешанные классы с первого по пятый, то есть с 6 до 10 лет. Эксперты считают, что эти меры научат детей уважать друг друга и положительно отразятся на дисциплине. Но многие родители – в основном это родители девочек – крайне негативно восприняли этот шаг. Они уверены, что мальчики влияют на девочек плохо, смущают и даже пугают их.

«Менталитет нашего общества не такой, как на Западе. У нас мальчика учат, что он должен быть мужественным и жестким. Если девочка начнет спорить с ним, он, вероятно, ударит ее», – говорит мама одной из учениц.

В частных школах ОАЭ, а также в школах других арабских стран – Сирии, Марокко и Египте – дети уже учатся в смешанных классах.

Тесты PISA проходят ученики Израиля, ОАЭ, Туниса, Катара и Алжира, но результаты у них невысокие:

  • естественные науки: 40-е, 46-е, 66-е, 56-е и 69-е места соответственно;
  • математика: 39-е, 47-е, 67-е, 58-е и 69-е места соответственно;
  • чтение: 37-е, 48-е, 65-е, 61-е и 68-е места соответственно.

Андрей Кашкаров, магистр педагогики:

«Выпускники какой-либо конкретной системы не бывают счастливее или несчастнее других. Универсальная система школьного образования, которая подходила бы детям во всех странах, – утопия. Традиции, религии, ментальность, климат и даже языковой барьер в мировой практике всё еще непреодолимы, а без этого унифицировать любые системы управления, в том числе образования, с хорошим результатом не получится».


Центральная и Южная Африка: хаос, нищета, дискриминация

В Сомали, Нигерии, Судане и Южном Судане, Мали, Демократической Республике Конго и Центральной Африканской Республике не прекращаются военные и террористические конфликты. В странах хаос и беззаконие. Там, где обстановка более-менее спокойная, государственное финансирование скудное, а люди живут за чертой бедности.

В ЮАР в тысячах школ нет электричества, водоснабжения, элементарных ограждений. В 11 тысячах школ вместо туалетов – выгребные ямы.

В Замбии, Кении и других странах школьное образование даже в государственных школах платное. В ЮАР, например, – 7,5 доллара в месяц.

Для семьи, в которой отец зарабатывает 1,25 доллара в день (матери ведут хозяйство и денег не приносят) даже такая незначительная сумма отнимает минимум 20 % дохода.

Заручившись поддержкой Гейтса, Цукерберга и других меценатов, частные организации, такие как Bridge International Academies открывают в Уганде, Нигерии, Либерии и Кении современные обустроенные школы. В них учеба стоит немного меньше, чем в государственных, – около 5 долларов. В этих школах работают квалифицированные педагоги, девочки и мальчики учатся вместе, налажены связи с вузами по всему миру. К 2025 году Bridge планирует принять в свои школы 10 миллионов детей.

Хочется верить, что это положительно повлияет на проблемы гендерного и расового неравенства.

В Африке девочкам приходится особенно тяжело. Считается, будто их задачи – вести хозяйство и рожать, а для этого образование не нужно. У девочек слишком много причин пропускать или игнорировать школу: нет денег в семье, нужно помогать родителям по дому, рано вышли замуж и забеременели, боятся насилия в классе (!) или на улице (особенно в зонах военных конфликтов).

Традиции только поощряют женскую безграмотность: например, родители невесты получают выкуп от семьи жениха (это называется лобола), и девочки, которых «берегли» дома, стоят дороже.

В Южном Судане почти три четверти девочек не попадают даже в начальную школу.

В Нигере безграмотными считаются 17 % женщин в возрасте от 15 до 24 лет.

В Мали только 38 % девочек оканчивают начальную школу.

В Буркина-Фасо только 1 % девочек оканчивают среднюю школу.

А в Южной Африке не прекращается противостояние «белого» и «черного» населения. Недавно в сети появилось фото, на котором чернокожие дети сидят отдельно:

Снимок вызвал волну возмущения, в школе провели проверку, ответственного за этот класс учителя отстранили.

«Из информации, которую я получил на встрече, кажется, что здесь много случаев расизма, – сказал Селло Лехари, министр образования этой провинции. – Я пришлю команду, чтобы провести расследование во всех школах… для решения проблем расизма в целом».

В программе PISA ученики из стран Центральной и Южной Африки пока не принимают участия.


Россия в течение всего этого времени занимала места в нижней половине рейтинга PISA, и только в 2015 году нашим школьникам удалось пробиться чуть выше среднего уровня. Например, в 2009-м мы заняли 38-е место из 65 возможных по математике. По наукам и чтению – 39-е и 43-е соответственно. А в 2015-м в тех же дисциплинах наши ребята поднялись на 23-е, 32-е и 26-е места соответственно из 70 возможных.

Чтобы понять, почему так, нужно хорошенько изучить российскую систему. Пока мы над этим работаем, извлекайте пользу из опыта других стран.

Источник: Журнал «Нож»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *