Все мы – разные. Но так или иначе задумываемся над вопросами: Как жить? Каких правил придерживаться? Как справляться с трудностями и неудачами? И, наконец, о том, как завершить жизнь?
Ответы на них более двух тысяч лет назад дал стоицизм – философская школа античности. Свое название она получила благодаря Расписной стое – одной из самых известных построек древних Афин, в которой около 300 года до н. э. выступал Зенон Китийский. Его принято считать основоположником учения стоиков. Тем не менее три его основных столпа – это философ, драматург и советник императора Нерона, один из богатейших патрициев Сенека; образованный раб из богатой семьи, познавший все унижения Эпиктет, заявлявший, что стоицизм – это практическая философия, смысл которой приносить пользу людям; нет пользы – нет смысла. И, конечно, последний из пяти «хороших императоров Римской империи» Марк Аврелий, ежедневно писавший на греческом свои «Размышления». Он их не только блестяще формулировал, но и в полном согласии с ними строил свою жизнь. «Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем. Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой».
Их деятельность и создала каркас практической философии, формирующей твердость и мужество в жизненных испытаниях. Его фундамент – в умении различать, что находится под нашим контролем, а что нет. Достигнув этого умения, ты сможешь не тратить силы на находящиеся вне твоего контроля и сосредоточишься на своем внутреннем мире – знаниях и эмоциях, характере и достижении гармонии с природой.
Стать стоиком – значить достичь четырех главных результатов – не стремиться к безудержным удовольствиям, избегать отвращения и его носителей, умерить вожделения и победить страх. Во времена безопасности, – учит Сенека, – дух должен готовиться к трудным временам; пока переменчивая Фортуна благоволит Вам – используйте это время для подготовки к ее грядущей неблагосклонности.
Образец для подражания стоиков безусловно живший ранее их Сократ с его космополитизмом, поведением во время суда над ним, отказом от бегства, спокойствием перед лицом смерти и полным пренебрежением ко всякого рода удобствам. Тем не менее стоицизму чужд аскетизм – стремиться к роскоши и избегать ее – две стороны несвободы. Как писал Сенека, –мудрый делает из своего богатства верного слугу, глупец – становиться его рабом. Или, как утверждал Марк Аврелий, если вам приходится жить во дворце, то и там можно жить достойно.
Достойно – это значит в том числе не бояться потери вещей и людей. Никто из близких не принадлежит нам и не остается навечно. В этом Марк Аврелий имел много возможностей убедиться. Его семья была одной из самых состоятельных в мире, к его услугам были лучшая еда и медицинская помощь, в том числе самый знаменитый медик античности Гален. Однако из 13 его детей только один сын и четыре дочери пережили отца.
Не будет преувеличением считать, что в поздней Римской империи стоицизм становиться господствующим мировоззрением, с наибольшим влиянием в Сирии и Палестине. Так будет продолжаться до легализации императором Константином христианства, которая, как считается, произошла в 312 году.
Его возрождение происходит в конце XVI – начале XVII веков в виде важного интеллектуального движения, оказавшего влияние на таких мыслителей, как Монтескье, Руссо и Бэкон.Впрочем, не только на них. Фридрих Великий путешествовал с работами стоиков в походной сумке, Адам Смит читал лекции по стоицизму, а Джон Стюарт Милль написал о Марке Аврелии и стоицизме в своем знаменитом трактате «О свободе».
Сегодняшнее возрождение стоицизма во многом объясняется тем, что эта практическая философия вполне уживается как с любой из религий, так и с атеизмом. По мнению американского биолога и философа науки Массимо Пильюччи это весьма современная философия потому, что она учит как принимать верные решения, управлять гневом, воспринимать критику, как относиться к смерти – собственной и своих близких. Но главный вопрос, на который отвечает стоицизм, – как правильно жить. В своей книге «Как быть стоиком: античная философия и современная жизнь» недавно изданной на русском языке Пильюччи утверждает, что быть стоиком возможно и в современном мире. Для этого надо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить возможное, и мудрость – всегда отличать одно от другого.
Понимая, что у каждого человека свой путь к стоицизму, автор обращается к «Энхидриону» Эпиктета с его двенадцатью духовными упражнениями, записанному почти две тысячи лет назад его учеником.
Анализируйте ваши впечатления.
Прежде всего задайся вопросом, относиться ли это видение к тому, что в нашей власти или ктому, что вне ее. И если оно относится к тому, что вне нашей власти, то пусть у тебя под рукой будет следующее суждение: «Ко мне это отношение не имеет».
Напоминай себе о бренности вещей.
Мы должны ценить своих близких и каждую проведенную с ними минуту должны помнить о том, что они в скоро могут покинуть нас.
Всегда делайте оговорку.
Всякий раз, когда ты собираешься взяться за какое-нибудь дело, напоминай себе о том, какого рода это дело… иногда обстоятельства складываются не в нашу пользу, даже если мы стараемся изо всех сил. Умение не путать свои желания с объективным ходом вещей во вселенной – один из признаков мудрости человека.
Как я могу применить добродетель здесь и сейчас?
Помни, что в каждой случайности следует искать, обращаясь к самому себе, какой способностью ты обладаешь для пользования ею. Если ты увидишь красивого юношу или девушку, ты обретешь способность воздержания. Если будет предложен труд (или боль), ты обретешь выдержку, а если подвергнешься поношению, обретешь терпение. И тебя, обретающего такую привычку, не увлекут за собой твои фантазии.
Остановитесь и сделайте глубокий вдох
Всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся прежде всего не дать увлечь себя собственным представлениям. Ты легко справишься с собой, лишь только получишь время на передышку.
Смотрите на ситуацию со стороны.
Когда слуга соседа разобьет кубок, принято тотчас говорить, что в этом нет ничего особенного. Знай, что, когда будет разбит и твой кубок, тебе следует поступить точно также, когда разбился кубок соседа. Перенеси это и на вещи более значительные.
Лучше говорить мало, но по существу.
По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах – гладиаторах, конных ристалищах, атлетах, кушаньях и напитках, о чем обычно ведут речи. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.
Выбирайте правильных друзей.
Пиры с людьми посторонними и непричастными к мудрости отвергай. Но если когда-нибудь доведется, внимательно следи за тем, чтобы не опуститься до поведения невежды. Знай, что если друг твой замаран, то, общаясь с ним, даже если сам чист, неизбежно замараешься.
Отвечайте на оскорбление с юмором.
Если сообщат, что кто-то плохо отзывается о тебе, не старайся оправдываться. Напротив, ответь: «этот человек не знал о прочих моих пороках, иначе он не ограничился бы только этими».
Не говорите много о себе.
В беседах не упоминай часто и не уместно о своих невзгодах. Ведь насколько тебе приятно вспоминать о пережитом, настолько же другим малоприятно слушать о твоих злоключениях.
Говорите без осуждения.
Некто пьет много вина? Не утверждай, что он поступает плохо, можно только сказать, что он много пьет. Ведь не разобравшись в этом, откуда ты можешь знать, действительно-ли он поступает плохо.
Размышляйте о каждом прошедшем дне.
Сну не дай снизойти на свои усталые очи, каждое за день совершенное дело пока не рассмотришь: «В чем преступил я? Что сделал? Какой мною долг не исполнен? С этого ты, начав, разбирай по порядку. И следом кайся в дурных деяниях своих, или радуйся добрым».
Сегодня философия стоиков, переживая второе возрождение, собирает тысячи людей в интернет сообществах, служит ориентиром для современных психологов, психотерапевтов и бизнес консультантов. В этом мне довелось недавно убедиться, выступая в Сочи на Декаде зрелого возраста.
Отвечая на вопрос, каким принципом лучше всего руководствоваться в жизни, чтобы сохранить и в позднем возрасте душевное равновесие, я привел мою любимую максиму Марка Аврелия: «Настоящим не уязвлен, перед будущим – не робею».