Онлайн-учёба — борьба между продвинутыми и старомодными преподавателями

06.04.2020
987

В Европе переход на дистанционное обучение произошёл еще более резко, чем в России, ведь скорость развития пандемии в Италии была гораздо выше. Мы поговорили с учителями и преподавателями из Европы о том, как они справляются с работой на удалёнке и как чувствуют себя их ученики.

«На очные занятия ко мне ходили 5–7 учеников, а видео посмотрели уже больше 200 человек»

Анна Белякина, преподаватель математики в Graf-Stauffenberg-Gymnasium Flörsheim am Main, Германия

Я отлично справилась с переходом на дистанционное обучение: ни у меня, ни у учеников не возникло с этим никаких трудностей. Но всё дело в том, что я занимаюсь таким образом уже довольно давно. Я использую и почту, и WhatsApp, и самые простые средства связи для поддержания контакта с учениками, много снимаю видео на YouTube. Кроме этого, есть две программы, которые мне помогают.

Первая — приложение Anton, его я открыла для себя недавно, с началом карантина. Там я могу давать детям задания, смотреть, сколько часов они на него потратили, что у них получилось, а что нет, насколько интенсивно они занимались. Это очень удобно.

Вторая программа — это GeoGebra, которая делает математику визуально осязаемой, цветной, красивой. Здесь есть весь инструментарий, чтобы вы могли понять, что из себя представляют те или иные математические законы. С помощью него дети создают изображения, которые эти законы описывают. Это очень полезно для всех, у кого с математикой сложности.

Помимо стандартных уроков, я веду и математическое оригами, где мы создаем Платоновы и Архимедовы тела с помощью оригами

Здесь я тоже перешла на дистанционные занятия. Очно кружки посещают всего несколько человек: в одной группе пять детей, во второй — семь. Для них я записала специальное видео, выложила на ютуб, и его посмотрели уже больше двухсот человек. Это отрадно, потому что я теперь точно понимаю, что это нужно не только моим детям. Некоторые взрослые люди, которые просто нашли меня по видео в интернете, присылают мне фотографии своих работ!

Я отлично справилась с переходом на дистанционное обучение: ни у меня, ни у учеников не возникло с этим никаких трудностей. Но всё дело в том, что я занимаюсь таким образом уже довольно давно. Я использую и почту, и WhatsApp, и самые простые средства связи для поддержания контакта с учениками, много снимаю видео на YouTube. Кроме этого, есть две программы, которые мне помогают.

Первая — приложение Anton, его я открыла для себя недавно, с началом карантина. Там я могу давать детям задания, смотреть, сколько часов они на него потратили, что у них получилось, а что нет, насколько интенсивно они занимались. Это очень удобно.

Вторая программа — это GeoGebra, которая делает математику визуально осязаемой, цветной, красивой. Здесь есть весь инструментарий, чтобы вы могли понять, что из себя представляют те или иные математические законы. С помощью него дети создают изображения, которые эти законы описывают. Это очень полезно для всех, у кого с математикой сложности.

Помимо стандартных уроков, я веду и математическое оригами, где мы создаем Платоновы и Архимедовы тела с помощью оригами

Здесь я тоже перешла на дистанционные занятия. Очно кружки посещают всего несколько человек: в одной группе пять детей, во второй — семь. Для них я записала специальное видео, выложила на ютуб, и его посмотрели уже больше двухсот человек. Это отрадно, потому что я теперь точно понимаю, что это нужно не только моим детям. Некоторые взрослые люди, которые просто нашли меня по видео в интернете, присылают мне фотографии своих работ!

Детям перед уходом на карантин было, конечно, сложно. На последних очных уроках им хотелось не просто решать задачи, а какого-то тепла — они просили поддержки, хотели поговорить о чем-то. Переживали о дедушках, бабушках и родителях: в Германии очень много пожилых родителей. А потом некоторые из детей поняли, что не до конца освоили некоторые темы (уже на карантине). Я для них записала видеоурок, где еще раз объяснила непонятную тему. Но даже если бы это был один ребёнок, я бы сделала такое видео только для него.


«Идёт настоящая борьба между продвинутыми и старомодными преподавателями»

Пьерпаоло Беттони, методист и координатор итальянской Ассоциации преподавателей, Италия

Я живу в городе Брешиа — это недалеко от Милана — и работаю здесь методистом, веду тренинги для учителей и преподавателей. Сейчас все школы перешли на дистанционное обучение, и мы стараемся сделать так, чтобы этот переход прошёл как можно мягче.

Перемена случилась буквально за неделю. Но, на самом деле, мы были к ней готовы: школьная система давно требовала, чтобы все материалы к урокам были как в бумажном виде, так и в цифровом. Поэтому основной вопрос заключался только в организации обучения.

Проблема возникла, во-первых, с начальной школой, в которой учатся маленькие дети: программа в ней идёт не совсем по учебнику. Все занятия, которые проводятся с ними в классе, невозможно организовать онлайн. Например, они привыкли работать в мини-группах — это невозможно устроить дистанционно.

Для детей помладше очень важно видеть учителя, поговорить с ним, рассказать ему, как дела

В некоторые моменты приходится подключать родителей, у которых тоже не всегда есть свободное время. Зато с детьми более старшего возраста и с подростками онлайн-обучение — это очень интересно, ведь они зачастую подготовлены к нему лучше, чем учителя.

У некоторых взрослых до сих пор странные отношения с технологиями, хотя я бы не связывал это напрямую с возрастом. Моему отцу 78 лет, и он спокойно пользуется айфоном и общается по видеосвязи. При этом есть учителя, у которых дома просто нет вай-фая. Идёт настоящая борьба между продвинутыми и старомодными преподавателями.Читайте также:«Мы оказались не готовы к переходу на обучение онлайн»

Нам говорят, что самоизоляция будет длиться ещё долго, и мы боимся. Некоторые говорят, что месяц, а другие — что на дистанционке мы будем до конца учебного года. Из-за этого пропадает весь позитивный настрой: ведь у нас всегда стоит цель — достичь результата. Преподаватели тоже напуганы: в классах они стараются поддерживать настрой, но дома скучают.

Родителям тоже сложно: некоторые из них ходят на работу, а некоторые сидят дома с детьми. На самом деле, дистанционные уроки очень полезны ещё и потому, что они создают режим. Ребёнок знает, что в такое-то время ему нужно созвониться с преподавателем и получить задание, и это уже неплохо.


«Не во всех семьях есть индивидуальные компьютеры, и сейчас страдают самые малообеспеченные дети»

Виржини Обин, преподаватель французского языка и литературы, Франция

Сейчас 12,5 миллиона французских школьников живут на карантине. Ситуация для Франции экстраординарная: наши школы не закрывались на карантин никогда, даже во время войны. Для нас всех принять происходящее непросто: сейчас наше отечество, Европа и весь мир переживают непростые времена. Мы граничим с Италией, и часто бывает, что люди оттуда приезжают на работу к нам, а французы ездят туда, так что заболевших в приграничных районах немало. Мы переживаем за Италию и стараемся сделать так, чтобы у нас не разгорелся такой же пожар болезни.

Чтобы сократить распространение инфекции, 13 марта министр образования сообщил, что с понедельника, 16 марта, из-за эпидемии коронавируса все школы будут закрыты и дети переходят на дистанционное обучение. Однако дистанционная учеба — дело не самое простое. Не во всех семьях есть индивидуальные компьютеры, и сейчас страдают самые малообеспеченные дети. Для них министерство обещает летом выпустить в доступном формате учебные модули, которые позволят догнать и наверстать пропущенное.

Переход на дистанционное обучение не стал для нас чем-то невероятным. У нас уже есть цифровые учебные системы ОpenDigitalEducationи EcoleDirecte, а кроме того, платформа Национального центра дистанционного образования (CNED), в которой мы можем давать задания, проверять домашнюю работу и оставаться на связи с учениками. В нашей школе она работает уже около трех лет, но до сих пор была скорее поддерживающей, чем полноценной. Теперь на нее упала большая нагрузка.

Я как учитель переживаю, что не могу преподавать: не у всех детей есть компьютеры с камерой, чтобы полноценно вести уроки. Так что пока мы действительно учимся удаленно: я даю задания, прошу больше читать (для литературы это очень важно) и пересматриваю учебный план, вношу коррективы в уроки. Я проверяю домашние упражнения и пишу интерактивные задания. Работы стало гораздо больше.

Впереди пасхальные каникулы, во время которых, думаю, все 90 тысяч учителей будут работать, чтобы пересмотреть учебные планы: сделать уроки короче, а задания — интерактивными

Тяжелее всего старшей школе (у них в июне экзамены) и младшим школьникам, с которыми приходится заниматься родителям. Не думаю, что все младшеклассники способны сидеть перед компьютерами и слушать уроки.

Правительство обещает в ближайшее время создать общенациональную полноценную образовательную среду. Все учебники уже доступны онлайн, ведь многие дети просто оставили их в шкафчиках в последнюю учебную пятницу. Кроме того, четвертый канал французского телевидения запустил много онлайн-уроков для разных классов — это французский и математика. Министерство национального образования запустило программу «Нация учится», в рамках которой доступен образовательный контент France TV, франко-немецкого канала Arte и передачи «Радио Франции».


«Важно знать, что всегда есть коллега, готовый вас рассмешить»

Рейчел Эванс, директор Novaschool, Испания

У нас карантин должен закончиться во вторник, 14 апреля, сразу после пасхальных каникул; хотя это, конечно, может измениться в зависимости от того, как количество случаев коронавируса будет расти в ближайшие недели.

К счастью, в Novaschool Sunland у нас есть цифровая обучающая платформа под названием myAgora+, которая была разработана группой Novaschool. Учителя используют её ежедневно (независимо от карантина) в классе, чтобы построить классную работу, дать домашнее задание. Также у нас есть мультимедийная библиотека, где учителя записали свои уроки, чтобы ученики могли смотреть их дома и закрепить то, что прошли. Кроме того, мы — лицензированная школа Microsoft, поэтому все наши ученики и родители имеют доступ ко всем его приложениям. Так что с точки зрения онлайн-учёбы я не волновалась: я знала, что наши учителя к ней готовы. Меня больше беспокоили и волновали психологические факторы, связанные с периодом карантина.

Первый удалённый день прошёл успешно: наши ученики были онлайн в 09:30 утра и продолжали работать по своему обычному расписанию, хотя и в виртуальном классе, до конца учебного дня. Мы позаботились, чтобы у них был утренний перерыв и полноценный час на обед.

После первого дня дистанционного обучения я получила очень много писем от родителей, которые благодарили наших учителей

Мы создали группы поддержки в WhatsApp, чтобы учителя могли поделиться своим опытом. Если им трудно находиться в изоляции, мы стараемся, чтобы они снова почувствовали себя позитивно, даже просто делясь смешными шутками. У всех нас есть моменты, когда мы чувствуем себя подавленно, поэтому важно, что всегда есть коллега, готовый вас рассмешить. И в целом наша команда учителей отреагировала очень хорошо, я поражена теми усилиями, которые они приложили.Читайте также:257 полезных сайтов и приложений, которые помогут подтянуть знания и весело провести время

Ученики тоже справляются хорошо: это очень трудно для них, но они проявляют терпение и исключительное отношение к переменам. Сегодня, например, прекрасный солнечный день, но по всей Испании дети не могут выйти из дома, не могут пойти в парки или на пляжи, они не могут быть со своими друзьями. После того как это всё закончится, я хочу сделать что-то особенное для всех наших учеников, чтобы выразить им признательность за то, как хорошо они справились.


«То, что студентам страшно, очень заметно»

Анна Красникова, преподаватель русского языка в Миланском Католическом университете, Италия

В университетах Италии всё проходит довольно организованно — в частности, наверное, потому, что они первыми закрылись на карантин. Ну и онлайн-платформы со всеми или почти всеми нужными инструментами уже существовали. Университеты в Ломбардии объявили о закрытии 22–23 февраля. Все предметы очень быстро перевели на дистанционное обучение. Сейчас мы должны проводить онлайн-уроки, нам дали четкий регламент того, что и как делать. Уже прислали какие-то бланки отчетности. Мы должны указать, сколько видеолекций мы записали, сколько материалов дали студентам, как мы с ними общаемся. Уже со второй-третьей недели эта машина раскрутилась по полной.

Расписание осталось обычным, потому что оно было заранее известно. Но я знаю, что в некоторых случаях оно меняется, потому что у всех студентов разные обстоятельства, не везде хороший интернет. Кто-то сидит в Милане, кто-то вернулся в семьи. В Италии большая мобильность студентов — это совершенно нормально, если семья живет на юге, а ты просто приезжаешь учиться на семестр в Милан, а потом возвращаешься, например, в Апулию. Так что сейчас все, кто смог, уехали к родителям.

Уже почти две недели, как во всей Италии вообще нельзя выходить на улицу, кроме как в магазин и в аптеку.

У нас всех есть друзья и знакомые в больницах, за которых мы переживаем. У многих умерли близкие старшего возраста. И никто в Италии уже не думает, что это быстро пройдет

Но при этом большинство взрослых, по моим наблюдениям, хоть и понимают тяжесть произошедшего, стараются сохранять спокойствие, не жалуются и особо не говорят о своих эмоциях.

А об эмоциях студентов я узнала, когда дала им задание — написать мейл выдуманному персонажу и рассказать, как у них дела. И мне кажется, что из 35–40 человек только двое говорили не о коронавирусе, не о нынешней ситуации. Большинство, не сговариваясь, писали, что им тяжело, что это кошмар, что они боятся за своё будущее, что они боятся за родственников, что им очень тяжело сидеть взаперти.

Понятное дело, что это люди, которым чуть больше 20 лет: по итальянским меркам они еще совсем юные. Здесь все студенты позже оканчивают школу и дольше учатся в университетах, чем в России. И вот они заперты. Они говорят, что у них очень много заданий, что они много учатся с утра до вечера: делают уроки, слушают онлайн-лекции. Кто-то пишет, что онлайн-учеба — ужас, мало кто — что им нравится. Но в основном им страшно, конечно, и по текстам это очень видно.

Источник: mel.fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *