Какое отношение композитор Вагнер имеет к Третьему рейху

12.05.2020
1 036

И по каким причинам его музыку в Израиле слушают только враги государства. Считается, что искусство не должно пересекаться с политикой, что оно лежит выше человеческой борьбы за власть и деньги.

В реальности нередко случается, что отдельные произведения становятся средствами влияния на умы и сердца масс. Взять хотя бы любой национальный гимн – это музыка, превращенная в символ, объединяющий людей и вызывающий в их сердцах гордость за свою страну. Есть в истории один очень мрачный пример того, как искусство великого композитора стало партитурой для создания целой тоталитарной системы.

Музыкальные вкусы нацистов

Известно, что Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера. Его произведения еще в молодости вводили будущего фюрера в экстатическое состояние. Кроме мистической музыки, заряженной энергией и силой, идеологическая составляющая опер и мистерий этого немецкого композитора также оказались очень подходящими для тоталитарного режима. Практически все великие произведения Вагнера написаны на материале германских легенд или знаменитых новеллах и поэмах немецких авторов: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», цикл «Кольцо Нибелунгов», «Тристан и Изольда». Придя к власти, нацисты сделали музыку Вагнера практически официальным символом своей власти. Так, например, все съезды НСДАП начинались с увертюры к опере «Риенци», а знаменитый “Полет валькирий” — красивейший отрывок из оперы ”Валькирия” стал официальным гимном немецких Люфтваффе.

Музыкант и мыслитель

Поклонники Вагнера, оправдывая великого композитора, говорят о том, что Вагнер был не единственным композитором, любимым нацистскими лидерами – Гитлер, например, и Бетховена очень уважал, особенно его «Оду к радости», а Гиммлер прекрасно исполнял Баха. Произведения Вагнера просто слишком хорошо вписались в национальную идею Третьего рейха, так как были посвящены героям германского мифологического эпоса. На волне подъема немецкого самосознания их действительно использовали как музыкальный фон для оформления нацистских церемоний и даже преступлений в концлагерях (хотя факт, что людей сжигали под музыку этого композитора, до сих пор вызывает споры), но в любом случае, Вагнер, умерший за шесть лет до рождения Адольфа Гитлера, за это нести ответственность не может.

При этом, консерваторию наши знакомые не посещали.

Взгляды Вагнера вызывали возмущение еще при жизни композитора. Так, его статья «Еврейство в музыке», опубликованная в 1850 году, вызвала протесты профессоров Лейпцигской консерватории. Нужно отметить, что данный текст до сих пор возмущает людей, и в 2012 году он был внесен в Федеральный список экстремистских материалов Российской Федерации. Его печать и распространение в нашей стране запрещено. Взгляды и труды Вагнера явились причиной того, что его произведения никогда не исполняются в Израиле. Этот бойкот считается негласным, но очень жестким.

Как по нотам

Некоторые исследователи считают, что влияние творчества Вагнера на фашистский режим не ограничивалось созданием музыкального фона для организации церемоний. Известно, что Гитлер зачитывался его литературными трудами, почерпнув из них националистические идеи. Многие символы и герои произведений Вагнера как будто оживали при написании страшнейшей страницы человеческой истории.

Еще в 1923 году Гитлер долго стоял у простого камня в Байрейте, под которым упокоился великий немецкий композитор. Затем будущий фюрер произнес: «Я чувствую мистическую связь между мной и Вагнером». К сожалению, эта история стала ярчайшим примером того, что музыка – это действительно великая сила, и иногда она может стать разрушающей.

Любовь – еще одна великая сила, которая может стать причиной рождения или гибели целых империй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *