Ограничительные меры изменили ландшафт всей образовательной системы. В том числе это коснулось и дошкольного образования. Вряд ли могли представить, что в онлайн «переедут» все образовательные процессы. И то, что на удаленную схему перейдут дошкольные организации, мы могли представить, наверное, в последнюю очередь.
Но сегодня 80% педагогов дошкольного образования отмечают, что в их организации регулярно или эпизодически проходят занятия в дистанционном формате. Такие данные были получены Фондом «Национальные ресурсы образования» в ходе опроса воспитателей, специалистов и представителей администрации дошкольных организаций.
Больше четверти педагогов (27%) организуют такие занятия по собственной инициативе. Причем зачастую воспитатели и другие специалисты опережали распоряжения администрации, начиная самостоятельно проводить занятия и только после этого получая указания от директора. В общей сложности практически 7 из 10 педагогов (67%) начинали проводить дистанционные занятия по распоряжению начальства. И только 2% давали старт этому процессу по просьбе родителей. Вообще практика показала, что такой формат был близок не всем семьям. И 4 из 10 педагогов оценили «дистант» как не нашедшую отклика у родителей форму занятий.
Каждый подстраивается под ситуацию как может. Некоторые родители самостоятельно организовывали игры и развивающие занятия для своих малышей. А для кого-то занятия с воспитателем онлайн были единственной возможностью заниматься развитием ребенка, разнообразить его досуг или сделать домашние дела. Дистанционная технология в этих условиях была наиболее оптимальной и доступной. Так считают многие педагоги. По мнению 28%, занятия в «дистанте» позволяют выполнить программу воспитания и развития, а 22% педагогов отметили, что они обеспечивают развитие детей. Самым востребованным направлением дистанционных занятий стало художественно-эстетическое — музыка, рисование, лепка, конструирование, аппликация. О проведении этих занятий сообщили 88% опрошенных педагогов. Практически наравне с ними познавательные занятия – навыки счёта, ознакомление с явлениями природы, окружающим миром, трудом взрослых (87%). Три четверти педагогов (76%) проводят дистанционно занятия, направленные на развитие речи. Шестеро из десяти делают вместе с детьми физические упражнения (62%) и проводят различные беседы (61%). Для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, его результатов всегда имела и будет иметь первостепенное значение компетентность педагога: его умение организовать работу в малых группах детей, проектировать предметно-пространственную среду или использовать педагогический дизайн. Но период пандемии вывел на одно из первых мест в перечне умений воспитателя ИКТ-компетентность — цифровую грамотность. Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Поэтому взрослые играют огромную роль — педагогу необходимо создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное образование предполагает, что многое ребенок осваивает с помощью родителей. А от них информация воспринимается несколько иначе, чем когда-то же содержание привносит воспитатель. И педагогу при разработке занятий приходится делать на это поправку, создавая посильную всем участникам педагогическую конструкцию. Многим воспитателям и дошкольным специалистам пришлось осваивать процесс дистанционного преподавания буквально «с нуля», потому что раньше такой формат был абсолютно не востребован. Четверть (24%) столкнулись с отсутствием необходимых технических навыков для работы в «дистанте». 17% педагогов отметили, что у них нет необходимых для дистанционного обучения педагогических навыков. При этом помощи со стороны администрации, методической и технической поддержки некоторые педагоги не дождались. «До всего дохожу сама, методом проб и ошибок. Ни методисты, ни администрация не помогают»; «Администрация только спрашивает о результате, помощи нет никакой» — такие комментарии оставляют педагоги. Естественно, что большинство воспитателей сейчас недовольны имеющимися возможностями для реализации программы. Ведь их время уходит не только на проведение дистанционных занятий, но и на организацию такой работы. При этом 55% сталкиваются с нехваткой ресурсов: отсутствием техники, подключения к Интернету. Плюс поступают претензии от родителей, которые, по их мнению, «не обязаны всем этим заниматься», и апеллируют к тому, что в других садах такую практику не ввели. Для 71% педагогов трудностью стало то, что родители не воспринимают занятия в «дистанте».
На это накладываются специфические особенности применения такой технологии обучения дошколят. В случае, если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень освоения будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует элемент самоорганизации и не хватает усидчивости. И в моменты затруднений им необходима помощь взрослого, находящегося рядом. Есть и другие «минусы» такого формата. Например, отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации. Да и само активное времяпрепровождение ребенка дошкольного возраста за компьютером, телефоном не может рассматриваться положительно.
Но есть место и позитивным примерам, и практикам. Некоторые педагоги отмечают и заинтересованность родителей в таких занятиях, их частые просьбы позаниматься с малышом. При этом многие обращаются к определенным педагогам, потому что очень хотят постоянных воспитателей для ребенка на этот период, как и родители детей, посещающих дежурные группы.
Сами педагоги также поддерживают друг друга. Создают специальные группы по обмену опытом дистанционного обучения в социальных сетях, организуют творческие группы по работе в «дистанте». Необходимо подумать, как организовать методическую помощь и трансляцию лучших практик более системно.
Презентация доступна здесь: Новые компетенции педагогов дошкольного образования.pdf
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты компетентности. В современной Российской системе образования ни так давно, дошкольное образование стало первой ступенью.