Великий и скандальный Бенедикт Спиноза

23.09.2020
1 331

Великий, скандальный и самый значительный философ Нового времени Бенедикт Спиноза, автор одной из самых радикальных, оригинальных и величественных философских систем, а также основоположник научной критики Библии, является, пожалуй, самым актуальным философом XXI века.

Тина Гай

И не кажется случайным нынешний всплеск интереса к философии свободы и антиклерикализма Спинозы в Европе, в которой именно эти вопросы выходят на первый план и становятся все более и более важными, особенно в свете последних событий.

Идеи философа не «головные», хотя его философию относят к числу рационалистических. Они глубоко продуманы и прочувствованы на собственном опыте. Так писать мог только человек, хорошо знающий ситуацию изнутри,

искренне желающий разобраться во многих вопросах, над которыми верующие просто не задумываются, принимая многое на веру.

В «Богословско-политическом трактате», самом скандальном и самом остром, после которого Спиноза стал ненавистен не только раввинам, давно отлучившим его от синагоги и еврейской общины, но и теологам-христианам, он пишет:

«…свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия. И это самое главное, что я решил доказать в этом трактате».

Эти слова и сейчас актуальны, и, думается,  будут актуальны еще долго, как и многие другие его высказывания, как, например, такие, под которыми подпишутся многие, в том числе и я:

«Я часто удивлялся, что люди, хвалящиеся исповеданием христианской религии, т.е. исповеданием любви, радости, мира, воздержанности и доверия ко всем, более чем несправедливо, спорят между собою и ежедневно проявляют друг к другу самую ожесточенную ненависть…

Отыскивая причину зла, я не сомневался, что оно возникло оттого, что толпе религией вменялось в обязанность смотреть на служение при церкви, как на достоинство, а на церковные должности – как на доходную статью, и оказывать священникам высший почет.

Ведь, как только началось в церкви это злоупотребление, тотчас у всякого негодяя стало являться сильнейшее желание занять должность священнослужителя, любовь к распространению божественной религии переродилась в гнусную алчность и честолюбие, а самый храм превратился в театр, где слышны не церковные учители, а ораторы….

На самом же деле, если бы у них была хоть искорка божественного света, они не безумствовали бы столь высокомерно, но учились бы разумнее почитать бога и выделялись бы среди других не ненавистью, как теперь, но, наоборот, любовью; они не преследовали бы столь враждебно людей, разно с ними мыслящих, но скорее жалели бы их (если только они боятся за их спасение, а не за свое благополучие)».

Написано это в 1670 году, а читается так,  будто слова только что сошли со страниц фейсбука и твиттера. Уже этого достаточно, чтобы понять, насколько он был другим, не боявшимся высказывать свои мысли и идеи в тогда еще только-только выходящем из средневековья обществе.

Страх им всегда презирался и считался главным злом, от которого он стремился освободить людей. Именно  страх он считал причиной, приводящей человека к аффектам и суевериям. Диссидент, ненавидимый не только клерикалами, но и народом, умело ими подстрекаемый, Спиноза несколько раз находился в опасности за свои высказывания, несколько раз на него совершались покушения. Градус ненависти к философу часто зашкаливал.

Хотя по своей натуре он был человеком совершенно незлобивым, очень спокойным и уравновешенным, редко поддающимся эмоциям, считая их проявление недостойным человека мыслящего. Он умел владеть собой и его  философия пронизана приверженностью стоицизму и аскетизму. Но и сто лет спустя после смерти философа его считали самым безнравственным человеком.

В жизни Спинозу редко видели слишком опечаленным или слишком веселым. Он был очень ровным в своем поведении и вспоминали о нем как о нежном, добром, любящем и терпимом человеке. Он не стремился к славе и публичности, у него отсутствовала всякая амбициозность и других он предпочитал понимать, а не осуждать, принимая несовершенство людей как естественный факт.

Спиноза никогда не стремился к деньгам, они ему мешали, поскольку, по его мнению, отвлекали от главного дела жизни: науки и философии. В жизни он был очень скромным, неприхотливым  и простым человеком. Несколько раз у него была возможность иметь хорошее вознаграждение или гранты, как сказали бы сегодня.

Но каждый раз он отказывался, предпочитая зарабатывать на жизнь своим уединенным трудом и считая, что именно такая жизнь наиболее благоприятна для него и обеспечивает ему максимальную свободу. Этот совет он почерпнул еще в юности из Талмуда.

А зарабатывал он на жизнь шлифованием линз, что было небезопасным и даже вредным для его слабого здоровья. По наследству ему передался туберкулез, от которого умерла его, еще очень молодая, мать. Шлифуя линзы, Спиноза только усугублял свою ситуацию, но никому и никогда не жаловался и не показывал, что ему плохо. Редко кто знал о серьезности его болезни.

К  делу шлифовальщика он относился серьезно и достиг в нем очень высокого уровня мастерства: его линзы пользовались большим спросом и стоили очень дорого. Но продавали линзы его друзья, сам он отказался от торговли еще тогда, когда отец совсем еще юного Бенто привлек к своему торговому бизнесу и мальчик понял, что это не его путь.

Так тихо и неприметно жил этот удивительный философ, поставивший в центр своей философии Бога, Который есть Все и во всем. Смерти он не боялся. Умер тихо, в возрасте сорока четырех лет, от чахотки. В этот день он, как и всегда, беседовал с друзьями. Жил он и умер в соответствии со своим правилом:

«Человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Родился Спиноза в еврейской семье, бежавшей от португальской инквизиции в Голландию. Когда-то было время (девятый век), когда на Пиренейский полуостров пришли мусульмане и превратили его в цветущую европейскую страну с развитой наукой, искусством, философией, медициной, образованием и торговлей.

Здесь переводились с греческого на арабский язык труды Аристотеля и других философов, здесь трудился Авиценна. Под покровительством ислама евреи свободно развивали ремесло, торговлю и философию.

Но все изменилось, когда на полуостров пришли христиане, лишившие евреев всех прав, исключив их из общины, заставляя отказываться от иудаизма и насильно принимать католичество. Однако, принимая христианство, евреи продолжали в своей жизни исповедовать иудаизм.

Инквизиция уничтожала евреев именем Иисуса огнем и мечом и «новообращенные» бежали в другие страны. Так предки Спинозы – марраны —  оказались в Голландии, в которой уже тогда развивались капиталистические отношения. Голландия к тому времени была самой передовой страной в области науки, промышленности и самой свободной в вопросах  веротерпимости и религии.

Но дед Спинозы с трудом адаптировался  к новым условиям, а вот его сын, Микаэль д’Эспиноза, отец Бенедикта, быстро разбогател, купил в Амстердаме большой дом и в ноябре 1632 года во втором браке у него  родился сын Бенто. Имя философа на иврите звучит как Барух, на латыни — Benedictus, что означает в том и другом случае «благословенный».

В семье было пятеро детей: двое – от первого брака и трое – от второго. Мать мальчика, когда ему было всего шесть лет, умерла от туберкулеза. К сожалению, болезнь передалась и мальчику. Отец воспитывал сына в ортодоксальной иудейской традиции:

с семи лет, как и было положено, Баруха отдали в одну из лучших амстердамских школ еврейской общины – религиозное училище при синагоге. Здесь детей учили грамоте, Священному Писанию, Талмуду и готовили к карьере раввина.

Мальчик был тихим, меланхоличным, когда его спрашивали, он не спешил с ответами при этом имел живое воображение и чрезвычайно подвижный и проницательный ум, поэтому на него  быстро обратили внимание и в школе он получил прозвище «илуй», что в переводе означало «гений».

В семнадцать лет Бенедикт Спиноза вынужден был уйти из училища, чтобы помогать отцу, но он хотел продолжать учиться и стал уговаривать отца, чтобы тот разрешил ему посещать занятия известного в Амстердаме учителя латинского языка, бывшего иезуита, Франциска ван ден Эдена. 

В конце концов, Бенедикт Спиноза становится его учеником и знакомится здесь с европейской мыслью. Сближение с христианским миром, изучение Нового Завета и трудов европейских мыслителей постепенно отдаляют его от еврейской общины и традиционного иудаизма.

Он перестает посещать синагогу, критически отзывается о Ветхом Завете, подвергает сомнению многие даты и факты Священного Писания, отрицательно высказывается о бессмертии души и в его словах все больше слышны атеистические нотки, что вскоре доходит до ушей раввинов. Но пока был жив его отец, это не выливалось в открытый конфликт.

Со смертью отца отношения с еврейской общиной резко обостряются.  Сначала Спинозу предупреждают за высказывания крамольных мыслей и отлучают от общения только на месяц, потом его хотели подкупить, чтобы он не распространял хульные мысли, наконец, двадцать седьмого июля 1656 года состоялось «великое отлучение», обставленное по всем правилам иудейской традиции.

Отныне ему запрещалось общение со всеми евреями, со всеми родственниками, его труды подлежали уничтожению и запрещены для чтения. Отлучение было пожизненным и неотменяемым, до сих пор имеющим силу. Была попытка и смертельного «отлучения» Бенедикта Спинозы.

Когда никакие уговоры и угрозы не помогли,  к нему подослали убийцу. К счастью, нож только изрезал его плащ, который потом мыслитель хранил всю жизнь. После этого случая, стало  понятно: оставаться в Амстердаме становится опасным.

Закончив  судебное разбирательство с сестрами о наследстве отца, которое  выигрывает, он добровольно отдает почти все имущество Ревекке и Мириам и уезжает в деревню Оуверкек недалеко от Амстердама. На вопрос, зачем же он судился, если все равно отдал наследство, молодой человек ответил в своем духе:

«Для того, чтобы уяснить, существует ли ещё в Голландии справедливость и правосудие. Богатства мне не нужны, у меня совсем другие цели».

Итак, в двадцать четыре года он становится абсолютно свободным и полностью независимым как материально, так и духовно. Начинается двадцатилетний период жизни, который Спиноза полностью посвящает философским и научным трудам, зарабатывая на жизнь шлифованием линз. Он погружается в изучение философии Декарта и латинского языка, на котором отныне пишет все свои труды.

Уроки немногим ученикам он давал бесплатно, что тоже ставилось ему в упрек: мол, даром распространяет атеизм и свое зловредное учение. К известности Бенедикт Спиноза никогда не стремился поэтому за двадцать лет было напечатано под его собственным именем единственное  сочинение –

«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» с приложением «Метафизические мысли».

Через десять лет вышло второе сочинение философа «Богословско-политический трактат», написанное им по просьбе премьер-министра голландского правительства Яна де Витта, близкого друга Спинозы, убитого заговорщиками. Всегда уравновешенный и внешне спокойный, на этот раз Спиноза плакал.

Трактат вышел под вымышленным именем. Однако подлинное авторство было вскоре установлено и  через четыре года сочинение запретили. Все остальное («Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», главный труд философа «Этика», последнее произведение  «Политический трактат» и «Учебник по грамматике иврита») было напечатано друзьями после смерти мыслителя.

Последние годы философ жил  в Гааге, в доме художника, с которым был дружен. После смерти Бенедикта Спинозы двадцать первого февраля 1677 году в его кабинете было найдено много готовых линз, его рукописи и письма, двести гульденов и долги…

Соединение иудаизма и европейского мышления делали Бенедикта уникальным мыслителем. Главное, что отличает философию мыслителя от иудаизма и христианства, а также многих других религий, наделяющих Бога человеческими качествами, так это его совершенно особое понимание Бога.

Он не признает Бога подобного человеку, состоящему из тела и разума, подверженного страстям и своим желаниям: хочу — творю, хочу — нет, хочу наказываю, хочу — милую. У Бога нет ни воли, ни ума, как у человека.

И все разговоры о Божьих целях, намерениях, воле, предпочтениях и т.д. является просто фикцией. Поверить в обратное, значит стать жертвой тех суеверий, которые лежат в основе организованных религий.

Бог – это причина всех вещей, с необходимостью порождающая горы, травы, животных, человека…С той же необходимостью и по тем же строгим правилам, по каким сумма углов треугольника всегда равна двум прямым углам.

Вещи произведенные могли быть произведены Богом только так, и никак иначе. Порождающая природа или Бог всегда строит все по строго математическим законам, которые всегда и везде одинаковы, им нет альтернативы. Нарушаться могут только человеческие законы, но не божественные.

В Боге нет ничего случайного, все — необходимость и всему есть причина. Позднее Альберт Эйнштейн, большой поклонник Спинозы, образно выразил это так: «Бог не играет в кости». Эйнштейн считал, что Спиноза произвел настоящую религиозную революцию, создав особую космическую религию.

А поскольку все существующее необходимо, рассуждает далее Спиноза, то свободы воли не существует в принципе. Только в силу ограниченности человек не видит связи между вещами и не может найти причину, потому что ему присущи страсти и аффекты. Свобода – это то, что противостоит насилию и рабству, а не необходимости и причинности.

Бог — это безличная, беспредельная, абсолютно совершенная и не похожая на человека субстанция или вещество, из которого состоит всё и вся. Это не личный Бог, сотворивший человека по своему образу и подобию, вдунувший в него Свой дух.

Не тот Бог, который отлучает человека от  общения с собой в наказание за грехи или возвращает свое общество за хорошее поведение и добродетель. Это также невозможно, как невозможно приписать человеку атрибуты, делающие совершенным слона или осла.

Бог — это порождающая природа, единая и неделимая, единственная и уникальная, бесконечная и вечная, не нуждающаяся для своего существования ни в ком и ни в чем. Она обладает только двумя свойствами, независимыми друг от  друга, протяженностью и мышлением. Первое из них свойственно материи, второе – разуму.

А поскольку Бог существует везде, в каждом его порождении (природе порожденной) – в травинке, паучках и муравьях, в каждой вещи и  каждом человеке, то и в каждом из них присутствуют оба атрибута: первый проявляется в движении и покое,  второй — в наделенности каждой вещи, животного и человека душой, которую философ называет идеей. Назвать Бенедикта Спинозу атеистом может только тот, кто не принимает его понимание Бога, а называть его пантеистом можно только в том смысле, что он не признает трансцендентного Бога, находящегося где-то там, далеко и строго наблюдающего сверху за деяниями каждого.

Спиноза пропитан Богом, он им опьянен, хотя его Бог абсолютно трезв. Мыслитель порвал только с преступлением и наказанием от Бога, только с тем Богом, который внушает человеку страх.

Мыслитель был против страха в любом его виде, в том числе, и прежде всего, религиозном. Невозможно строить  нравственность и совершенство на страхе.

В этом сила Бенедикта Спинозы и слабость тех, кто считает, что  страх может удержать человека от проступка. Это не более как суеверие и манипуляция, которыми активно пользуется организованная религия. Ключ к открытию и познанию Бога — философия и наука, а не религиозный трепет и благоговейное подчинение.

Первые ведут к просветлению, свободе, правде и покою, вторые —  к суеверному поведению и подчинению не Богу, а  церковной власти. Конечно, человек, в отличие от Бога, совершенного и беспричинного, есть существо несовершенное.

В нем присутствуют страсти, которыми человек часто не может управлять. Но к его совершенству, по глубокому убеждению Бенедикта Спинозы, ведет не страх, а истинная вера и ясное познание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *