Даниэл Контовский
Еще 30 лет назад диплом вуза был абсолютным гарантом получения хорошей работы и дальнейшей стабильности в жизни, но сегодня отношение к высшему образованию скорее скептическое: мир вокруг быстро меняется, поэтому на практике полученные знания и навыки выпускники применить не могут. Но только ли в этом смысл образования? Что нам дает общая эрудиция, зачем нужно предоставлять студентам время для саморазвития и поиск себя и почему практикоориентированность — не лучшее решение наших проблем, рассказал специалист по функционированию и развитию образования Даниэл Контовский.
Этот материал — часть гида Альма-матер, который мы делаем вместе с Тюменским государственным университетом.
Что такое свободное образование?
Идея свободного образования (liberal education или liberal arts education) тесно связана с понятием свободных искусств — семи дисциплин, которые в Средние века составляли основу любого образования.
В их число входили тривиум (грамматика, риторика и логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Предполагалось, что этот набор дисциплин помогает развить интеллект и ясность мысли, учит студентов четко формулировать свои идеи на общем для всех студентов языке, то есть латыни, а также дает им базовые знания об устройстве окружающего мира. Современное свободное образование пытается решить те же задачи, хотя сегодня этими семью дисциплинами, конечно же, обойтись не получится.
Свободное образование — это образовательная парадигма, предполагающая не освоение конкретной профессии, а развитие личности, общей эрудиции и гибких навыков студента: в их число входят, например, аналитическое и критическое мышление, навыки письменной и устной коммуникации и умение работать в команде, то есть те навыки, которые могут пригодиться в любой профессии. Сторонники свободного образования противопоставляют его тем образовательным системам, которые готовят студентов к работе в строго определенной сфере по строго определенной специальности, отбрасывая все прочие дисциплины как ненужные. Если инженерам философия или экономика кажутся пустой тратой времени — зачем они нужны, если вместо них можно глубже изучить основы будущей профессии? — то в рамках свободного образования эти дисциплины будут в числе основных: именно они развивают интеллект студента и учат его шире смотреть на мир и замечать неочевидные связи между явлениями. С учетом того, что специфика профессий сейчас быстро меняется, а некоторые профессии вообще исчезают и сменяются другими, в долгосрочной перспективе такое образование может быть полезнее, чем подготовка по конкретной специальности: фундаментальные знания помогут выпускникам в случае необходимости быстрее и эффективнее учиться в дальнейшем.
Почему же это именно «свободное образование»? Хотя в этом названии можно увидеть отсылку к либерализму как политической идее, оно восходит именно к понятию свободных искусств и необязательно связано с политикой. Ассоциация американских колледжей и университетов (AAC& U) — учреждение, которое активно выступает за развитие и популяризацию идеи свободного образования в США, — подчеркивает: такая система называется свободной, потому что она освобождает разум человека, позволяя ему обрести независимость и самостоятельность мысли, широту взглядов и открытость новым идеям. По их мнению, воспитанный в такой системе человек гораздо меньше подвержен предрассудкам и реже ведется на манипуляции. Впрочем, эти навыки применимы и в политической жизни тоже: AAC& U утверждает, что именно свободное образование готовит ответственных граждан для современного демократического общества.
Важно понимать, что свободное образование — это скорее образовательная парадигма, нежели конкретно оформленная программа. Разные люди по-разному понимают, что значит «развитие интеллекта» и «формирование личности» и как именно можно достичь этих целей, а значит, они по-разному будут определять и свободное образование. Работы исследователей в этой области скорее предлагают методистам и руководителям вузов общее направление мысли, вдохновляя их на поиски собственных решений. Чтобы сформулировать свое понимание свободного образования и выстроить на его основе цельную программу, университетам придется задуматься о том, каких студентов они ждут в своих стенах, какие умения и качества выше всего ценят в людях и кем хотели бы видеть своих выпускников, — только так можно будет достичь тех амбициозных целей, которые они ставят перед собой.
Состав учебных программ
Если свободное образование не готовит студентов к получению конкретной профессии, то что же они изучают?
Во-первых, в программу входят гуманитарные и социальные науки — например, философия, история, политология или социология. Они позволяют студенту среди прочего расширить кругозор и научиться комплексному анализу явлений и событий. Во-вторых, студенты должны ознакомиться с основами естественных наук и математики, а в некоторых случаях — математической статистики: это не только даст им понимание того, как устроен окружающий мир, но и позволит свободно работать с числовыми данными, например с результатами социологических или маркетинговых исследований или с математическими моделями и прогнозами событий. Авторы учебных программ делают упор на междисциплинарный подход, стремясь к тому, чтобы студенты умели рассматривать один и тот же объект с точки зрения разных наук и вырабатывали общую картину мира, где каждая научная дисциплина связана со всеми остальными, а не изолирована от них.
В-третьих, программы свободного образования могут включать в себя изучение иностранных языков — в некоторых случаях не только современных, но и классических, то есть древнегреческого и латыни: например, в Гутенбергском колледже студенты два года изучают древнегреческий язык наравне с современным немецким. Авторы программы подчеркивают, что изучение языков преследует не только практические цели (то есть научиться понимать иностранный язык и изъясняться на нем) — эти дисциплины также помогают студентам в полной мере оценить возможности родного языка, а значит, научиться точнее выражать свою точку зрения.
В-четвертых, некоторые университеты предлагают студентам курсы, построенные на изучении великих книг — ключевых текстов, которые повлияли на формирование западной культуры. Список таких текстов не ограничивается только художественной литературой. В него входят также философские, политические и естественно-научные сочинения. Круг авторов, рекомендованных к чтению, может быть необычайно широк — от Гомера до Зигмунда Фрейда, от Фомы Аквинского до Альберта Эйнштейна. Конечно, за время обучения в университете невозможно прочитать абсолютно все такие книги, да и разные люди по-разному оценивают важность тех или иных текстов для западной культуры, поэтому список чтения в разных вузах может различаться, но в любом случае авторы учебных программ ставят перед собой задачу познакомить студентов с историей развития человеческой мысли. Возможно, в XXI веке некоторые из идей, представленных в этих книгах, покажутся странными или устаревшими, но именно из этих идей и споров о них родилась современная западная цивилизация. Воспринимать их можно по-разному: для кого-то в этих текстах заключена история эволюции западной культуры, а для кого-то — ее пороки и болезни, но изучать их будет полезно в обоих случаях.
Кроме того, ряд курсов и образовательных методик направлены на формирование практических навыков: студенты учатся глубокому анализу текстов, письменной коммуникации и публичным выступлениям (иногда не на общих семинарах, а в рамках специально посвященных этому дисциплин), разрабатывают собственные проекты — например, предлагают решение тех или иных проблем для конкретной компании, — проходят стажировки и набирают опыт работы. Если же университет предлагает студентам не только общее свободное образование, но и углубленное обучение по определенному профилю, то в программу добавятся соответствующие дисциплины.
Свободное образование ставит перед собой амбициозную, но довольно туманно сформулированную задачу: развить интеллект студентов и помочь им сформироваться как личностям. Единого подхода для решения этой задачи просто не может быть, поэтому методисты по-разному структурируют программы, добавляя или убирая дисциплины в соответствии со своим видением того, кем являются их студенты, кем они должны стать по окончании обучения и какими способами можно достичь нужных результатов.
Некоторые предпочитают фиксированные программы, требуя от всех студентов прослушать одни и те же курсы; некоторые же, напротив, предоставляют студентам полную свободу выбора. Впрочем, более популярны умеренные подходы. Модель дисциплинарных требований предполагает, что от студентов требуется прослушать ряд курсов по определенным темам, например три курса о естественных науках, но конкретные курсы студенты выбирают самостоятельно из предложенного списка. Университеты, которые предлагают студентам подготовку по определенному профилю, также могут выбрать довольно гибкий подход, когда часть курсов обязательно должны прослушать все студенты, часть — только те, кто учится по данному профилю, а третья часть — это элективы, которые студенты вольны выбирать независимо от направления подготовки.
Наконец, стоит заметить, что свободное образование обычно реализуется в довольно небольших учебных группах, а это значит, что возрастает важность коммуникации и взаимодействия не только между студентами и преподавателями, но и внутри студенческого сообщества. С одной стороны, преподаватель может уделить больше внимания каждому студенту, возможно — предоставить каждому подробную обратную связь, а с другой стороны, сами студенты должны более активно работать как в аудитории, так и за ее пределами, выступать с докладами и участвовать в дискуссиях: так студенты смогут учиться друг у друга. Именно поэтому сторонники свободного образования противопоставляют его более традиционным — и более пассивным — подходам, направленным скорее на прямую передачу знаний от преподавателя к студентам, чем на дискуссию и активное обучение.
Свободное образование: есть ли в России?
Очевидна разница свободного образования с узкопрофильными вузами, которые предлагают подготовку по конкретной специальности, минимизируя или полностью игнорируя все те дисциплины, которые не имеют к ней прямого отношения. Свободное образование — полная противоположность таким моделям: оно предполагает максимально широкий круг дисциплин и минимальную специализацию.
Отдельные элементы свободного образования, конечно, присутствуют во многих учебных программах: так как высшее образование в России предполагает не только подготовку кадров, но и интеллектуальное и культурное развитие личности, многие вузы включают в свои программы дополнительные дисциплины. В результате и медики, и геологи, и журналисты должны изучить, например, основы философии и по крайней мере один иностранный язык, а иногда в программы также включают экономику, психологию или право. Однако студенты, а иногда и сами преподаватели к этим дисциплинам зачастую относятся с раздражением, считая их потерей времени и бессмысленным словоблудием, а без прогулов физкультуры не может обойтись первый учебный курс ни в одном вузе (хотя после них многие студенты обнаруживают себя в ближайшем фитнес-клубе на занятиях йогой или силовых тренировках — для поддержания формы).
Впрочем, некоторые вузы работают не только над общим образованием студентов, но и над обеспечением междисциплинарного подхода. Так, некоторые вузы вводят в свои учебные программы межфакультетские учебные курсы: каждый факультет в начале семестра предлагает слушателям ряд курсов в рамках своего направления подготовки, а студент может выбрать любой из них, кроме курсов того факультета, на котором он проходит обучение. Такие курсы могут быть ознакомительными — например, популярная нейробиология или основы астрономии — или более углубленными. Теоретически межфакультетские курсы позволяют студентам расширить кругозор и обеспечить ту самую междисциплинарность, поэтому выбор тем, далеких от специальности студента, только приветствуется, но по факту студенты часто выбирают или смежные со своей специальностью курсы, или просто те, где проще всего получить зачет.
Нужно подчеркнуть, что свободное образование — это не то же самое, что гуманитарное. Во-первых, свободное образование не ограничивается изучением только гуманитарных наук: в программу обязательно входят также естественные науки и математика, которые в учебных программах по гуманитарным профилям обычно или не встречаются совсем, или встречаются в усеченном виде, как основы естествознания. Во-вторых, несмотря на то что гуманитарные вузы и факультеты в современном обществе часто воспринимаются как места для саморазвития, которые не дают «настоящую профессию», на самом деле они все же предполагают подготовку по определенной специальности, например в области истории или философии. Если выпускник после получения диплома предпочитает работать по другому профилю, это не отменяет того факта, что его образование все же было сосредоточено на определенной теме. Впрочем, часть его знаний и умений действительно будет пересекаться со знаниями и умениями выпускника вуза, работающего по модели свободного образования, но полностью они не совпадают.
Зачем нужно свободное образование?
Итак, студент успешно освоил все предложенные ему курсы, получил все нужные знания и навыки и готов покинуть стены университета. Но возникает вопрос: что делать дальше с таким дипломом? Выпускникам нужно найти работу, и, даже если в университете они увлеченно исследовали тонкости философии Шопенгауэра, вряд ли это превратится в оплачиваемую позицию, а слова насчет критического мышления и работы в команде могут и не впечатлить работодателя, который хочет точно понимать, что знает и умеет потенциальный сотрудник. Так есть ли смысл в свободном образовании? Что оно может противопоставить освоению конкретной профессии, которое хотя бы в теории ведет к трудоустройству и успешной карьере?
Сторонники свободного образования согласны с тем, что университеты должны предлагать студентам не только общее образование, но и практические навыки. Но точно ли освоение профессии должно происходить на уровне бакалавриата? В современной России бакалавриат до сих пор не рассматривается как полноценное высшее образование — и, возможно, это даже к лучшему: если студент получит в бакалавриате свободное образование, он не только сможет поближе познакомиться с разными науками и точнее определиться с тем, в какой сфере он хотел бы работать дальше, но и получит базовые навыки, необходимые для более эффективного освоения профессии. Как только студент определился с будущей профессией, широта кругозора и интеллектуальная зрелость позволят ему быстрее усваивать информацию, а осознанность выбора сильно повысит его мотивацию к учебе: в такой ситуации студент сможет легко получить специальность в рамках магистратуры или программы профессиональной переподготовки, без труда догнав тех своих однокурсников, которые начали осваивать эту специальность раньше. Впрочем, некоторые профессии, например лечебное дело, таким образом освоить не получится, и в таких случаях образовательная траектория будет выглядеть по-другому.
Но свободное образование не только помогает студентам эффективно учиться — у него есть и другие плюсы. Английский философ Майкл Оукшотт утверждал, что университет дарит студентам не что иное, как время — возможность взять паузу и подумать о том, кто они, какими они себя видят и хотят видеть и как они хотят прожить свою жизнь. Если высшее образование будет направлено только на получение специальности, молодые люди будут лишены этой возможности для рефлексии, поскольку они должны определиться с будущей профессией и карьерой на ходу, еще в старшей школе, а дальше от них ожидается, что они освоят эту специальность и будут работать в выбранном направлении. При этом школьники вынуждены делать выбор в ситуации, когда в большинстве случаев они просто не знают, как выглядит обучение по этой специальности в вузе: или потому, что в школе таких предметов вообще не было (например, журналистика или маркетинг), или потому, что, скажем, изучение физики в школе и карьера ученого-физика — это разные вещи. Насколько грамотным будет выбор в таких условиях? Зачастую оказывается, что выпускники вузов не работают по выбранной специальности просто потому, что они познакомились с ней поближе и поняли, что это не то, чем они хотели бы заниматься в жизни. В других случаях выбор за школьников делают их родители, в результате чего молодые люди вынуждены изучать то, что вызывает у них в лучшем случае безразличие, а в худшем — отвращение.
Но если бакалавриат будет посвящен свободному образованию, если университет в целом будет противостоять социальному давлению на студентов, это решит по крайней мере часть проблем. У молодых людей будет четыре года на то, чтобы решить, что для них важно, какую жизнь они хотят прожить, чем они хотят заниматься и кем хотели бы стать. Возможно, они поймут, что их представление о себе было ошибочно или что прежние интересы больше их не волнуют, — и тогда они смогут без проблем скорректировать свои планы на будущую профессию. Возможность свободного выбора в среде, максимально лишенной внешнего давления, пойдет молодым людям только на пользу, поскольку необходимость сделать окончательный выбор профессии в 17–18 лет скорее травмирует их, чем дисциплинирует. С точки зрения общества в целом свободное образование даже выгоднее, чем текущая система: оно позволяет более эффективно потратить деньги налогоплательщиков. Сейчас бюджет уходит на оплату того образования, которым выпускники в конечном счете не пользуются, но свободное образование поможет улучшить ситуацию, ведь оно, с одной стороны, дает студентам универсальные навыки и базу для освоения любой специальности, а с другой стороны, обеспечивает более сознательный выбор дальнейшей образовательной траектории, то есть деньги на обучение в любом случае потрачены не зря.
Разумеется, свободное образование подойдет не для всех студентов. Например, если вы с детства мечтали стать врачом и ничто другое вас не интересует, нет смысла насильно отправлять вас на программу свободного образования (хотя некоторые из этих навыков могут пригодиться вам в дальнейшей карьере). Но для некоторых выпускников — например, тех, которые только ищут себя, или тех, у которых есть интеллектуальная тяга к постоянному расширению кругозора, — такой вариант может стать настоящим спасением.
Источник: Пост Наука https://postnauka.ru/longreads/156304