Соглашаясь с необходимостью воссоздания у наших современников объективной истории девяностых, нам часто задают вопрос: почему в качестве зеркала происходивших тогда событий мы выбрали именно газету «Россия»?
Наверное, потому, что именно с газетой «Россия» связан необычайно насыщенный период жизни и у меня- главного редактора журнала «Новые Знания», и у основателя и главного редактора этой газеты Александра Дроздова, который теперь является Исполнительным директором- председателем Правления Ельцин Центра. Нам обоим тогда довелось трудиться в Белом Доме (как мы тогда стали называть нынешнее здание Правительства РФ), в эпицентре новой российской власти, которая была тогда, без преувеличения, эталоном публичности и доступности. Пропускного режима в здание, где находилось главное должностное лицо РСФСР, в 1990 году почти что не было. Там мы и познакомились с Александром Дроздовым, который был помощником его первого заместителя Руслана Хасбулатова. Довольно скоро я воодушевился его замыслом- созданием влиятельной еженедельной газеты. Первоначально ее предполагалось назвать «Республика», но Б.Н.Ельцин- остановился на названии «Россия». Именно она фактически стала первым средством массовой информации суверенной России. Хотя газета и имела в подзаголовке надпись: «Газета Президиума Верховного Совета РСФСР», с подготовки ее первого номера в редакцию никто не звонил и не рекомендовал, кого публиковать, а от кого воздержаться. Тем более никому и в голову не приходило что- либо запрещать.
Так я стал сначала ее автором- обозревателем, потом, оставив должность руководителя группы консультантов ВС РСФСР, руководителем отдела и первым зам. главного редактора. К тому времени я уже очень хорошо знал профессиональный путь Главного редактора Александра Дроздова, внучатого племянника Николая Щорса, включавший фундаментальную подготовку в МГИМО, многолетнюю работу собкором «Комсомольской правды» в Японии, а затем заведующим ее международным отделом и ответственным секретарем. Знали мы, конечно, многих интересных авторов, которых тогда совсем не нужно было искать. Тем более, что в те годы публикации должностным лицам ни с кем не надо было согласовывать. А некоторые из них возникали как бы сами собой. Так в редакции «России» появился Борис Кудашкин. Ему было уже за пятьдесят и он оказался старше любого из нас, но обладал завидной энергией. Областью его интересов были рабочие коллективы, в которых он всегда оказывался своим: в заводском цеху и шахте, на буровой вышке и строительном объекте. При этом очень неплохо писал и даже основал бюллетень «Новое рабочее движение». Как то раз вернувшись из очередной поездки Борис Иванович принес очередную статью. И это было, как обычно… Хотя тема оказалась для него совсем не традиционной. Она называлась «О Ельцине, обновленном союзе, референдуме и другом». Под таким названием мы тогда ее и напечатали, а сегодня предложим вашему вниманию.
С начала года на протяжении трех месяцев референдум о сохранении СССР, решение о котором было принято раньше, чем Закон о референдуме, был безусловно «сквозной» темой публикаций «России». Многих беспокоило прежде всего предстоящее использование Союзной властью его результатов. Кто знает, гражданин из лучших побуждений проголосует за Союз, а Центр потом станет утверждать, что народ высказался за социалистический выбор и за законодательную власть исключительно в форме советов. И тогда, что называется, привет горячий и частной собственности, и парламентаризму и многому другому, с чем люди стали связывать свои надежды на будущее. Да еще для убедительности, как в Литве и Латвии применит вооруженные силы. Так что не стоит удивляться, что 17 марта референдум проигнорировали в Армении и Грузии, Латвии и Литве, Молдавии и Эстонии. Что «за» проголосовало меньше половины опустивших свои бюллетени свердловчан и лишь каждый второй из пришедших на участки жителей Москвы и Ленинграда.
В РСФСР три четверти проголосовавших жителей России высказалось за введение поста Президента РСФСР, мзбираемого всенародным голосованием.
За месяц до референдума на первой полосе нашей газеты в главной рубрике «Погода на завтра» группа авторов, высказала свое экспертное мнение посчитав его проведение «политически нежелательным, юридически некорректным и социологически непрофессиональным». Однако эти аргументы услышаны не были.
«Россия» №7 от 16 февраля 1991 г.
Вопрос номер один
Постановление Верховного Совета СССР «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» от 16 января 1991 г. кажется при первом чтении шагом на пути к демократии. На первый взгляд, оно находится в правовом русле ст.21 «Всеобщей Декларации прав человека», где сказано: «Воля народа должна быть основой власти правительства…» Однако обращает на себя внимание тот факт, что уже сейчас, в начале февраля, ряд республик СССР или вообще отказались принять участие в референдуме, или приняли решение переформулировать вынесенный на всенародное обсуждение вопрос. Высказали неоднозначное отношение к референдуму Армения, Грузия, Украина, РСФСР, республики Прибалтики. В чем туг дело?
Без малого год назад, 11 марта 1990г., Верховный Совет Литвы провозгласил независимость республики. Позднее парламенты всех союзных республик и большинства автономий приняли Декларации о суверенитете, большей частью заявляя при этом о своей приверженности Союзу суверенных республик. Начался процесс подписания двусторонних договоров как основы экономического союза политически суверенных государств. Этот процесс продемонстрировал необходимость и неизбежность тесных и многообразных связей между странами и народами во многом общей судьбы и близких интересов. Главным фактором отталкивания друг от друга служила и служит тоталитарная система, ничего общего не имеющая ни с демократией, ни с социализмом, продолжающая насаждать межнациональные конфликты и ненависть. Для народов и граждан республик эта система воплощена в «злокозненном» Центре, независимо от того, что сама система пронизывает своими щупальцами все общество: и Центр, и республики. В этих условиях складывается уникальная в мировой практике ситуация, когда Центр как бы «завис», опираясь не столько на заинтересованное союзничество республик, сколько на органы власти и средства насилия, отделенные от народов, но присвоившие себе право выступать от их имени, выражать их интересы. Относительно будущности Союза нет единого мнения у демократически избранных парламентов. И дело здесь, конечно же, не в степени добровольности вхождения республик в состав нашей федерации в далекие 40-е и тем более 20-е годы. В других районах мира, где идут интенсивные процессы экономической и политической интеграции, история также делалась отнюдь не в белых перчатках. Забывчивость же потомков объясняется не эмоциональными, а сугубо рациональными обстоятельствами- выгодностью сближения и объединения. Памятливость же населения у нас также носит вполне прагматичный характер: в условиях тоталитарно-коммунистического режима подсчет накопленных потерь и прибытков явно демонстрирует преобладание потерь. Примеры тому многочисленны. Все народы постепенно прозревают и все яснее понимают, что никто из них не был в выигрыше. Выигрывали лишь наднациональные силы- номенклатура и военно-промышленный комплекс. Эти-то силы и есть «Центр», коему противостоят ныне в своем большинстве республики. Лишь постепенно и неспешно, заново создавая взаимовыгодные связи, можно лечить больные соединительные ткани, отсекая все чуждое и паразитарное, Референдум в этих обстоятельствах сам по себе представляется делом спорным. И не в том Вопрос, что не хотят народы и республики никакого единения, а в том, что нужно время, чтобы, не накаляя, а смягчая межнациональные отношения, определить все разнообразие форм союзничества.
Серьезные сомнения вызывают у нас и некоторые правовые аспекты референдума. Правовой базой постановления о референдуме формально является Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», принятый 27 декабря 1990г., но опубликованный в прессе позже постановления. Сравнивая два документа, нетрудно установить, что постановление о референдуме противоправно, поскольку она в целом противоречит нормам закона. Cогласно Закону (ст.4), на референдум СССР выносятся положения, отнесенные к компетенции Союза. Но вопрос о выходе или невыходе республик из состава СССР, равнозначный содержащемуся в постановлении вопросу о «сохранении» Союза, находится в компетенции республик. Той же статьей закона предусмотрено, что «на референдум СССР не выносятся вопросы: о границах Союза ССР, границах республик, об изменении статуса и территориальной целостности республик… «Однако эти вопросы фактически вынесены на референдум, поскольку они производны или являются составляющими общего вопроса о сохранении Союза. Совершенно неясным остается важнейшее условие референдума, а именно, в каких территориальных границах будут учитываться его результаты. Соответствующее положение постановления предполагает «определить результаты голосования по Союзу ССР в целом с учетом итогов голосования по каждой республике в отдельности». Эта весьма туманная формулировка не имеет однозначного толкования. Если результаты голосования будут учитываться и приобретать статус закона в пределах союзных республик, то в этом случае постановление противоречит ст.29 Закона СССР о референдуме, гласящей: решение, принятое путем референдума в СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем референдума. Однако более вероятно, что при учете результатов голосования будет действовать указанная норма Закона СССР. Иными словами, большинством голосов граждан страны будет решаться судьба отдельных народов и республик, стремящихся к самостоятельности. В этом случае постановление ВС СССР о референдуме автоматически вступит в противоречие с международным правом. Мы имеем в виду ст.1 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» и «Международного пакта гражданских и политических правах», где сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус…». Наконец, очевидно, что вопрос, вынесенный на референдум, содержит фактически четыре вопроса: — о сохранении Союза ССР, -о создании на его территории «обновленной федерации», о республиканском суверенитете, — о правах человека, на которые гражданам страны предлагается дать всего один ответ. Вопреки правилам проведения референдумов, содержание вопроса не является ясным и нейтральным по смыслу.
Таким образом, намеченный на 17 марта 1991 г. референдум СССР, на наш взгляд, политически нежелателен, юридически некорректен и социологически не профессионален. Проведение такого референдума лишь уронит авторитет Верховного Совета, Президента, Правительства СССР в глазах советской и международной общественности. Поэтому мы предлагаем отменить проведение намеченного референдума.
Если же референдум неизбежен, следовало бы провести независимые республиканские референдумы с одним лишь вопросом: «Согласны ли вы с вхождением вашей республики в Союз ССР? — Да, согласен. — Нет, не согласен»
.
Ф.Бородкин, д.э.н., А Зайцев, д.ф.н., М.Крюков., Л.Перепелкин, к.и.н., Л.Щевцова, д.и.н., О.Шкаратан, д.и.н., А.Яковлев, д.ю.н., народный депутат СССР д.э.н.
«Россия №9 от 1 марта 1991г.
А собственно, зачем?
Вадим ГАЛЬПЕРИН
Сегодня преступно тратить время на обоснование позиций при голосовании в ходе референдума- голосовать «да» или «нет» или бойкотировать референдум. Только его отмена могла бы остановить дальнейшую эскалацию конфликта, блокировать кризис. Но уже поздно, а между тем юридические основания для такого решения есть: несоответствие постановления Верховного Совета СССР «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик» от 16 января сего года Закону СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», принятому IV Съездом народных депутатов СССР 27 декабря 1990 года. Дело в том, что в указанном постановлении, в пункте 10, нарушено установленное Законом о референдуме строгое, не допускающее каких-либо иных толкований соответствие между предметом референдума и обязательностью решений по его итогам (статья 29). Если решение, принятое путем референдума, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем референдума (статья 29, часть первая), то итоги референдума, проводимого для выявления общественного мнения, должны всего лишь «учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами» (ст.29, часть вторая).
Именно такое толкование закона дал председатель Комитета по Законодательству ВС СССР Ю.Калмыков, представляя его проект народным депутатам: «Референдумы делятся на обязательные и консультативные. Обязательный референдум предполагает решение, которое после его проведения приобретает юридическую силу, вступает в силу немедленно и действует на всей территории страны… Консультативный референдум- это выявление общественного мнения, которое учитывается органами власти и управления при принятии какого-либо закона или какого-либо важного решения». И другого толкования закона не существует.
Очевидно, что назначенный на 17 марта референдум можно рассматривать лишь как консультативный, имеющий целью выявления общественного мнения, а не принятие нового закона или решения. Почему? Да потому, что обязательный референдум предполагает и обязательное наличие проекта нового закона или решения, выносимого на референдум, и его публикацию. В статье 14 Закона о референдуме прямо сказано: «Постановление о проведении референдума, проект закона СССР или текст проекта иного решения, поставленного на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации не позднее десяти дней после принятия постановления о проведении референдума СССР». Прошло уже два месяца, но никакого проекта закона СССР или «текста проекта иного решения», поставленного на референдум, так и не обнародовано. Его просто не существует. Что же тогда существует? Что является предметом референдума? С двухмесячным опозданием Верховный Совет СССР все же решился назвать этот предмет. В последнем постановлении от 25 февраля черным по белому написано: «референдум связан с выявлением отношения граждан Союза ССР к одной проблеме -сохранению и обновлению федеративных отношений между республиками страны». Таким образом, Верховный Совет Союза признал, причем юридически, что предметом референдума является именно и только выявление общественного мнения, признал его консультативный характер.
Результатом референдума 17 марта не может быть принятие окончательного решения, имеющего обязательную силу на всей территории СССР, как это предусматривается пунктом 10 Постановления Верховного Совета СССР от 16 января 1991 г. Содержащаяся же в этом пункте ссылка на часть первую статьи 29 Закона о референдуме юридически несостоятельна, поскольку она относится лишь к референдумам, имеющим обязательный, а не консультативный характер. Попытка выдать эту первую часть статьи 29 за статью в целом выглядит как прямая фальсификация закона, подлог. Стоит обратить внимание и на то, что Постановление о проведении референдума было принято Съездом 24 декабря, за 3 дня до принятия Закона о референдуме, то есть без необходимой правовой базы, что и позволило ввести народных депутатов в заблуждение.
«Россия» №9 от 1 марта 1991 года
О Ельцине, обновленном союзе, референдуме и другом
Борис Кудашкин
Мы не приписываем Ельцину несуществующих доблестей. Скорее — идем по следам поступков простых людей, умом и душой дошедших до решения встать «заставой» перед «штабом» Ельцина и его команды. Еще раз вчитываемся в строки многочисленных писем в защиту Председателя Верховного Совета РСФСР: «Борис Николаевич, поддерживаем Вас, верим, что в это трудное время Вы и Ваши соратники не отступят…Герасимов — старший, жена, сын, дочь, зять, внук». «Саратов. Поддерживаем выступление Б.Ельцина. Мы за свободную суверенную Россию. Ермолаева, Макаров, Земцов, Бубнова. (Всего 157 подписей — сотрудников СНИИ)»
Втайне подозревая рецидив положения, зачастую присущий русским людям старых поколений, я беседовал с участниками движения в защиту Ельцина, но лишь убедился: нет тут преклонения перед новым Идолом, вождем. Дело в другом.
Наверное, непрофессионально искать, связь между политикой и моралью. Эти сферы-де в очень малой степени перекрещиваются.
Но ведь в истории сколько угодно случаев, когда сочувствие народов, широких масс, отданное странам или деятелям, борющимся за благородные цели, помогало им одержать верх. Борис Ельцин становится особенно понятен, когда его неожиданные якобы «деструктивные» действия рассматриваются через призму морального, джентльменского в политике.
Человек, сострадающий людским бедам, сам проживший молодые годы в бытовой бедности, Борис Ельцин хотел облегчить участь москвичей, будучи первым секретарем горкома КПСС. И обрушился всем весом своего высокого по тем временам положения на их «обидчиков» — политических циников, торговых «мафиози», аппаратных пустозвонов и бездельников, оказавшихся благодаря своей пронырливости на руководящих должностях.
И человек, которого за эту борьбу максимум можно было бы «обругать» Дон Кихотом, пожал тогда обильную жатву бранных слов, заимствованных разве что из «кучерского» словаря. Кстати, уже на том, четырехлетней давности, пленуме МГК, освободившем Ельцина от обязанностей первого секретаря: М.Горбачев вместе с «гильдией» разъяренных секретарей московских райкомов КПСС тоже «за компанию» «попинал» Ельцина-антикоррумписта.
Но вернемся в период поздней перестройки. Почему надо подозревать Б.Ельцина в том, что он повернул круто штурвал РСФСР к ее реальному суверенитету, к верховенству российских законов над союзными, мучимый местью к своему обидчику М.Горбачеву, терзаемый амбициозностью? Получается, что каждый судит обо всем в меру своей испорченности?
А почему бы не предположить, что к этому дело повел политик и гражданин, глубоко оскорбленный за РСФСР, — этого «крепостного Герасима», которого «баре» из Москвы белокаменной, большевистской, имперской держат в черном теле, помыкают им и обирают его до нитки? Почему нашим нынешним честным политикам отказано в вероятности иметь такую же страдающую гражданственную душу, какую имели Степан Разин, Александр Радищев, Александр Герцен и другие? Циники времен этих великих людей, видимо, тоже могли объяснять их гражданскую непримиримость и малопочтительность к существующему порядку чем угодно только не муками души народного заступника.
Наконец, импульсивный рывок Ельцина в Вильнюс в тот «расстрельный» час. Ведь постоял за честь россиянина, как бы сказал своим поступком: «Не все на Руси держиморды». Но чего только ни увидели за этим выездом Председателя иные коллеги по Верховному Совету! И пренебрежение к коллегиальному мнению, и недопустимое пренебрежение к нормам регламента. И раздражение С.Горячевой «По телевизору слышу: Борис Николаевич, оказывается, уже проводит там встречи, выступает с заявлениями» («Рабочая трибуна», 1991, 26 февраля).
Взглянем пошире на действия политиков, предпринимающих усилия по предотвращению кровопролития, спасению жизней людей. Пример Ельцина и пример Горбачева. Ельцин ощутил боль того безоружного горожанина-литовца, которого, как зафиксировал телеэкран, ударил прикладом русский парень-десантник, и приехал.
Горбачев тоже пожалел мирных граждан Ирака. И в тот момент, когда еще не была разгромлена военная машина фашиствующего диктатора Саддама Хусейна, а сам он еще ощущал себя «великим вождем», Горбачев предложил Джорджу Бушу немедленное прекращение огня. Внешне вроде весьма гуманная акция. Но вольно или невольно антигуманизм ее заключался в том, что одновременно получалось: монстру Хусейну с советской стороны летел «спасательный круг» и не один. Понятно, что, зализав раны, людоед мог бы выйти потом из пещеры для злодейств вновь. И безусловно, стократ больше гуманизма было в решимости президента Буша и его союзников продолжать боевые действия.
В речах демократа Ельцина мы никогда не встретим попытки «блефовать», открытого фарисейства. А вот у политиков противоположной половины лукавство встречается нередко. Честным людям приходится лишь разводить руками, когда, шерстя «демократов», руководители Верховного Совета СССР, ЦК КПСС, ЦК РКП и Президент накаленно повторяют: «насильственный захват власти» и т.л. Будто «демократы» встали войском у новой реки Калки и ждут своего времени «Ч».
Кому не ясно, что все «оружие» демократов — правдивое полемическое слово. Что верно, то верно, им они «фехтуют» лучше, их расчет лишь на то, что правда о нынешнем тоталитаризме в «овечьей шкуре» заставит все прозревшее население сказать: «Так жить нельзя» и попробовать поискать пути туда, где вполне можно будет сказать: «Так жить можно».
Я согласен с высказанными в последнее время суждениями о том, что противостояние Ельцин — Горбачев -это не «выяснение отношений» двух изрядно насоливших друг другу политиков. Это столкновение двух подходов к перестройке, рынку, к обновлению Союза. Собственно, это подчеркнул в своей речи в Минске сам Михаил Горбачев. Раньше в выступлениях в Ярославле это утверждал Ельцин.
Причем уже многим видно: если подход Горбачева разделяют и поддерживают в основном «верхние эшелоны» — руководство КПСС, союзный парламент, структуры высшего хозяйственного управления, профсоюзная «верхушка», часть населения, менее развитая, приверженная традиционализму, большая часть сил охраны порядка и законности, то ельцинскому подходу симпатизируют те, кого называют «демократами», большая часть интеллигенции и явно большая часть населения, включая рабочее движение, твердо настроенные на отход от того, что ввергло страну в такой печальный исход.
М.Горбачев доказывает, что творцом и «диспетчером» перестройки должен быть, для пользы дела, обновленный, все понимающий Центр, сделавший из коллизий преобразований для себя выводы. Это снимает главную опасность: распада Союза, разъединения на «национальные квартиры».
Б.Ельцин считает, что Центр, как итог творчества масс, станет своеобразным «солнечным сплетением» новой союзной системы с хорошо функционирующей «кровеносной системой». Думается, это последнее убедительнее. Трудно верится в то, что Центр может стать обновленным, не похожим на себя прежнего, хотя бы по той простой причине, что его тайными, но наиболее сильными побудителями являются стремление державно доминировать, может быть, помягче, чем прежде, но «благодетельствовать» республики, быть «над».
Может, и не против были бы суверенные республики, если бы было у Центра при такой позиции что-то в позитиве. Наконец, все убедились в том, что всякий централизм, даже демократический, в нашей системе оборачивается централизмом бюрократическим. А коли так, то не сам Ельцин, но его окружение призывает: голосуйте против первого союзного пункта предстоящего 17 марта референдума и не ошибетесь. Антипатриотично? Раскольнически? Ничего подобного. И Союз тотчас же не разбежится, если на первый вопрос будет больше отрицательных ответов, нежели положительных.
Пробегаем глазами первые 23 фамилии членов нового Кабинета министров, утвержденного союзным парламентом. За исключением двух-трех по поводу каждого помечено: «ныне занимает ту же должность» («Известия», 1991,26 февраля). И проголосуй мы большинством за принятие первого пункта референдума — вскоре после 17 марта будем читать об итогах союзосозидательной работы Центра: «… ская Советская Социалистическая Республика. Ныне имеет прежний статус, объем прав и обязанностей».
Понимая, что в структуре и персоналиях новый Центр как итог творчества мест может полностью не совпасть с ныне действующим Центром, его политиками и специалистами, эти последние берут на себя ответственность перед историей, всемерно тормозят прогрессивный процесс. Впрочем, КПСС и созданной ею политической структуре не привыкать брать на себя ответственность за антипрогрессистские деяния, приведшие страну к величайшей стагнации и прочим бедам.
Но в этом случае должна же хоть откуда- то исходить «правда андерсеновского мальчика» о том, как неправильно действует штаб, и как надо действовать. Эту роль и взяли на себя Борис Ельцин и его единомышленники.
Есть правда в таких словах режиссера Шахвердиева: «Вражда между народами в СССР — национальная по форме и социалистическая по содержанию. Когда везде всего не хватает, рано или поздно один схватит другого за руку, мол, слишком много тебе досталось. А дальше идет по принципу сходства: общий язык, общий быт. Похож на меня — наш, не похож — не наш. Национальное есть лишь внешний признак разделения людей, но не суть, не принцип разделения».
Без понимания этой психологической тонкости скажешь на референдуме «ДА» единому Союзу по рецепту Центра — еще ближе сведешь дерущихся] И тогда надо учреждать повсюду штатных «разнимающих драку». Ельцин и его единомышленники предлагают, думается, подход, более учитывающий особенности ситуации. Джентльменство двусторонних переговоров изумит невесть откуда взявшейся в этой грубой державе корректностью, остановит, облагородит участников национальных потасовок.
Вчитываемся в письмо из Москвы «избирателя» В.Смирнова, помещенное в «Советской России» за 16 февраля этого года. Не стоит места в газете разбор всех его дилетантских суждений об истории России, иерархии властных отношений, о назначении прессы и прочем. Возьмем лишь одно место; вот оно: «А как проходят сессии на Краснопресненской набережной — порой стыдно даже; если один сидишь у телевизора, и то приходится краснеть. Это и угодливо-подобострастные реплики: «Послушайте внимательно», когда льется с трибуны елей по адресу Председателя».
Ничто в жизни дома на Краснопресненской набережной даже отдаленно не напоминает ту трудную больную брежневизмом жизнь, при которой продление принадлежности к аппарату зависело от афишируемой лояльности по отношению к Шефу. Наш разговор с депутатом ВС РСФСР, членом Комиссии по законодательству, сибирским шахтером Александром Биром собеседник начал со слов: «Не хотел бы видеть в одном лидере некоего мессию. Клубок наших проблем ни один руководитель не разрешит. И Ельцин в том числе. Да, собственно, «избирателя» В.Смирнова легко опровергнут сами же телезрители.
Но это все же частности. Главное — масштаб личности.
Вызов Центру — не для слабонервных, и тем более не для тех, чье представление практически идентично нейтралистскому подходу кадров. Такими и оказались все в той «шестерке», которая открестилась от линии Председателя ВС РСФСР. Думается, излишне горячатся те, кто восклицает о действиях «шестерки»: «Удар в спину!» Нет, это логически объяснимое поведение неединомышленников Бориса Ельцина.
Но ведь он в отличие от других лидеров сам отверг изощренные усилия любой ценой протащить себе в заместители и в председатели палат своих единомышленников, сам встал за «лотерею» согласительной комиссии. И, думается, не сожалеет об этом: честь дороже. Битому-перебитому Ельцину не привыкать к ударам, даже таким: изнутри своей «команды». Он всегда умел держать удар. Выдержит и удар «своих».
В своих интервью — Борис Исаев «Московскому комсомольцу», Светлана Горячева «Рабочей трибуне» — говорили о нетерпимом, с их точки зрения, авторитаризме Председателя, его упорном нежелании с ними советоваться. Но ведь стратегическую линию блюдет первое лицо. Наперед зная, что эти заместители «не посоветуют», может быть, Председатель экономил время и не созывал так уж регулярно этот самый узкий круг?
А вот тем, кто понимает и разделяет борьбу Б.Ельцина против «связывающего» творчество республик по горизонтали «имперского» Центра, он представляется совсем в другом свете. Беседую с заместителем председателя Комитета по средствам массовой информации Юрием| Лyчинским. Он рассказывает:
— Неверно, что неколлегиален, недемократичен. Прежде всего умеет слушать, советоваться. Очень цепок к дельной мысли. Что-то обронишь, еще и не развернешь, а он уже схватит и за тебя договаривает, облекает в подробности твою мысль. А через три дня предложение реализуется. Это подкупает.
Что бы там злопыхатели ни громоздили, люди верят в то, что не о «гешефте» окружения печется Ельцин. В действиях Горбачева, Павлова различимо это — сохранить положение, кресла, машины, дачи, власть как наслаждение. Ельцин же стремится развязать себе руки не для того, чтобы подкормить кого-то. Чтобы вытащить Россию, быстрее накормить людей. Люди в это верят…
Здесь к месту будет привести цифры совсем недавнего произвольного телефонного опроса полутысячи москвичей, осуществленного социологами Л.Скалецкой и Л.Бызовым. На вопрос «Доверяете ли вы Б.Н.Ельцину?»? утвердительно ответили 73,2 процента, отрицательно — 24 процента. На аналогичный вопрос по М.С.Горбачеву эти же цифры выглядели наоборот: «да» — 23,5 процента, «нет» — 70 процентов.
Опрос в известной степени определил виды на предстоящий референдум 17 марта. На вопрос «Поддерживаете ли вы кандидатуру Ельцина на пост Президента России?» утвердительно ответили 56,8 процента, отрицательно — 19,4 процента. А когда респондентам-абонентам предложили выбрать: стоят ли они за единое государство, за Союз государств или считают, что Союза вообще не должно быть, 45,8 процента выбрали второе: «союз государств». За единое государство высказалось около 20 процентов.
Стоит задуматься, почему в Ельцине не разочаровываются и фактически под ничто, под отсутствие результатов массы людей все вновь и вновь отпускают ему аванс доверия? Рейтинг Ельцина сегодня высок, рейтинг Горбачева низок.
Можно предположить следующее. Потому что в сознании людей запечатлелись печальная судьба программы «500 дней», многие значительные самостоятельные начинания российского руководства и прессинг президентских Указов почти по всем этим начинаниям; блокирующие действия «Коммунистов России» в республиканском парламенте. И рассуждение строится так: М.Горбачев при сосредоточении огромной власти в своем лице за шесть лет не удержал ситуацию, движение вспять на многих направлениях. Б. Ельцин бы достиг сдвига — ему не дают, бьют по рукам.
Я был среди журналистов, освещающих поездку Ельцина в Ярославль. Может, это действительно популизм, но людям нравилась манера общения Бориса Николаевича. Он ходил что в цехах, что по улице между цехами в осеннем пальто, без шарфа — белая рубашка, галстук. Подсел в курилку к рабочим и не позировал, уговаривал их: «Ребята, берите по 10 -15 соток земли. Подстрахуйтесь на случай временной бескормицы. Потом полегчает».
Не дипломатничал. Увидел жуть самых плохих цехов, обещал помочь. О плохой столовой сказал: «Хуже не видел».
Противники «демократов» часто говорят, оценивая по-своему «народность» Б.Ельцина: «Толпа всегда творила себе Идолов». Но пусть эти «философы» поставят себя на место частицы этой толпы — маленького безгласного человека перед лицом аппаратной кривды. А протест свой как-то надо продвинуть. Вот он и «делегирует» его своему избраннику. Не было бы кривды — не было бы Идолов. Только редко хотят это понять власть имущие и править, демонстративно отказываясь от своих «тайн мадридского двора».
Если люди еще не дотла опустошены системой тотального подавления и вытаптывания душ, если они сохранили достоинство, мыслят и чувствуют, как люди, то они сами все увидят и поймут. И встанут рядом, поддержат, помогут.
«Россия» №10 от 8 марта 1991 года
ЧЕТЫРЕ ФОРМУЛЫ
Прокомментировать перспективы союзного и российского референдумов мы попросили Сергея ШАХРАЯ, председателя Комитета Верховного Совета РСФСР по законодательству,
На референдумы были вынесены два вопроса: Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности? Считаете ли вы необходимым введение поста президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?
Формула 1: «нет»-на союзном референдуме; возможные результаты «нет- на референдуме РСФСР. Такие ответы будут означать явное недоверие существующему союзному руководству, Кабинету министров, Президенту и партийному руководству. Для России же- неприятие в данный момент идеи введения главы исполнительной власти в лице российского президента. Одновременно это будет свидетельствовать о том, что политика Российской коммунистической партии по дискредитации российского руководства оказалась достаточно эффективной. Ответ «нет» на оба вопроса будет связан с низкой политической грамотностью народа на сегодняшний момент.
Формула 2: «да»- на союзном референдуме; «да» — на референдуме РСФСР: -В этом случае следует считать, что Россия поддерживает существование Союза, но не в президентской трактовке, которая предусматривает сильный Центр и декоративные республики. Это будет уже новый Союз, созданный в результате объединения сильных республик, а Центр будет существовать для реализации совместных интересов республик. Одновременно будут существовать и взаимодействовать сильные республики и сильный Центр. Ситуация изменится в сторону создания реального обновленного Союза. В нем будет создано коалиционное правительство народного и национального доверия, то есть правительство, которое создадут республики. Только такое правительство сможет вывести страну из национального, политического и экономического кризиса.
Формула 3: «да»-на союзном референдуме; «нет»- на референдуме РСФСР. -Такой результат означает, что в данный момент политика Центра, КПСС и РКП оказалась более эффективной. Для российского руководства это сигнал необходимости изменения тактики осуществления реформы. Одновременно такой исход будет свидетельствовать о неэффективности пропагандистских российских структур, о недостаточной поддержке в ряде регионов, что при отсутствии средств массовой информации совершенно неудивительно.
Формула 4: «нет»-на союзном референдуме; «да»- на референдуме РСФСР. -Этот вариант будет означать, что население разобралось в хитросплетениях союзной формулировки, не поддавшись на патриотическую оболочку разглядело суть вопроса. Ведь между строчек следует читать совсем другое: поддерживаете ли вы и всемерно одобряете политику КПСС, РКП, Горбачева и Павлова? Согласны ли и впредь дружно идти по пути социалистического выбора? Сказав «нет» такому толкованию союзного вопроса, граждане заявят о недоверии союзному и партийному руководству. Очевидно, что ни о каком сохранении или развале Союза данная формулировка не говорит. Ответ «да» на российский референдум в этой комбинации будет означать поддержку Ельцина и проводимой им политики по созданию действительно обновленного союза, и, что самое главное, политики радикальной реформы государственной власти и экономических структур. Это будет означать поражение мощного пропагандистского аппарата и партийных структур на местах. Если исходить из реальной ситуации, то самыми вероятными вариантами будут две формулы: «да»- на союзном референдуме; «да» — на референдуме РСФСР, или же «да»- на союзном референдуме; «нет»- на референдуме РСФСР.
Записала Татьяна Тыссовская
10 марта 1991 года — прошел один из крупнейших (если не крупнейший) оппозиционный митинг в истории СССР и России. На Манежную площадь тогда вышло до полумиллиона человек.
Они требовали отставки Михаила Горбачева, поддерживали Бориса Ельцина и призывали голосовать против на Всесоюзном референдуме о сохранении СССР, который прошел неделей позже. У входа в гостиницу «Москва» заранее располагалась бортовая машина — она выступала в роли импровизированной трибуны. Перед собравшимися выступали представители «Демократической России»: Гавриил Попов, Сергей Станкевич, Юрий Афанасьев, Николай Травкин. Они говорили о политической ситуации — об опасности военного переворота, о нападках на Бориса Ельцина и о том, что его необходимо поддерживать.