Тайна «Дома с обелисками»

06.09.2021
1 360

Неизвестная и удивительная история здания в Мучном переулке, в котором находится петербургский отель «Богема»

Как уже знают читатели «Интересанта», новый отель «Богема» расположен в «Доме с обелисками» (Мучной переулок, 2). Этому дому суждено было сыграть ключевую роль в истории Российской империи. В ноябре 1916 года в нем состоялась одна из тайных встреч участников заговора с целью убийства Григория Распутина. И именно здесь круг заговорщиков был расширен, сформировавшись окончательно.

Заговорщики

Эти стены хранят множество исторических секретов

Распутин, главный царский фаворит, был убит в ночь на 17 декабря 1916 года (здесь и далее — по старому стилю). Но заговор вызревал несколько месяцев.

Во главе его стояли 25-летний великий князь Дмитрий Павлович Романов — внук Александра II, двоюродный брат императора Николая II, и 29-летний князь Феликс Юсупов — представитель богатейшей российской династии, вхожий в императорскую семью: Николай II и его мать — вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, были крестными ребенка, родившегося в семье Юсуповых в 1915 году.

За месяц до убийства Распутина в заговор был вовлечен третий участник — депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич. Поводом послужила его знаменитая обличительная речь, прозвучавшая 19 ноября 1916 года в стенах Таврического дворца. В ней Пуришкевич назвал Распутина «вдохновителем темных сил»: «Этот человек опаснее, чем были оба Лжедмитрия! Господа министры, если вам небезразлична Россия — ступайте к царю. Страну нужно избавить от Распутина!».

Выступление получило большой отклик в великосветских кругах. На следующий день Феликс Юсупов позвонил Пуришкевичу, сообщив, что речь его очень заинтересовала и имеется серьезный вопрос, который надобно обсудить не по телефону, а при личной встрече.

Вечером 20 ноября 1916 года великий князь Дмитрий Павлович, князь Феликс Юсупов и депутат Владимир Пуришкевич провели тайную встречу на первом этаже «Дома с обелисками» под видом чаепития у камина. Именно здесь Пуришкевич был посвящен в заговор и с готовностью дал согласие на участие в убийстве Распутина.

Позже, когда всё уже свершилось, в память о важной встрече, изменившей судьбу России, на лицевой стороне камина появилась монограмма с инициалами великого князя — DR (Дмитрий Романов). Очевидно, ее сделали тогдашние владельцы здания.

Исторический камин и загадочная монограмма были обнаружены в нише стены во время работ по реконструкции здания под отель «Богема» в 2019 году. Реликвии передали профессиональным реставраторам, что позволило сохранить их и восстановить в первозданном виде.
Сейчас камин и монограмма DR выставлены в зале ресторана «Богема» на первом этаже отеля. Именно в этом помещении 105 лет назад и проходила встреча заговорщиков.

Место встречи выбрал великий князь

Почему для встречи было выбрано такое, на первый взгляд, неожиданное место? Историки предполагают, что главные участники заговора — Дмитрий Павлович и Юсупов — хотели избежать излишнего внимания к своей беседе с Пуришкевичем, который в глазах общества после произнесенной речи стал восприниматься как человек, бросивший вызов не только Распутину, но и императору.

Проводить встречу во Дворце Юсуповых на Мойке или во Дворце Белосельских-Белозерских на Невском, где жил Дмитрий Павлович, а тем более — в квартире Пуришкевича на Шпалерной, 39, в непосредственной близости от Думы, представлялось безрассудным.

Но была и другая — главная — причина, по которой для встречи заговорщиков был выбран именно «Дом с обелисками» в Мучном переулке. Согласно легенде, этот дом был знаком великому князю Дмитрию Романову. И он определил его как место встречи.

Личный фотограф Ее императорского Величества

С 1915 по 1918 год по этому адресу находился «Торговый дом В.П. Липин и наследники». Предприятие было основано в 1879 году и первоначально располагалось на противоположной стороне Мучного переулка, в доме № 3. Оно занималось продажей товаров Олонецких рудных заводов — металлических и скобяных изделий.

Основателем предприятия был петербургский купец I гильдии В.П. Липин. После смерти Липина в 1898 году дело перешло к его вдове, купчихе I гильдии Е.С. Липиной, затем — к брату, купцу II гильдии М.П. Липину. А в августе 1911 года бизнес продолжили три дочери основателя предприятия, создав товарищество на вере под названием «А.В. Пономарева, Л.В. Оде, С.В. Кудряева и Ко». Их усилиями, а также усилиями купца А.И. Кудряева, мужа младшей дочери В.П. Липина, и было профинансировано строительство «Дома с обелисками». Основной капитал предприятия составлял 815 тысяч рублей.

И вот теперь — самое интересное. Мужем старшей дочери купца В.П. Липина — А.В. Пономаревой — был почетный гражданин России за заслуги перед царской семьей и потомственный почетный гражданин Иван Матвеевич Пономарев, имевший звание «личного фотографа Ее императорского Величества Государыни императрицы Марии Федоровны».

Практически все известные снимки Марии Федоровны выполнены именно Пономаревым. В то же время известно, что вдовствующая императрица испытывала особенно теплые родственные чувства к великому князю Дмитрию Павловичу и, в отличие от большинства других членов царской фамилии, была расположена к князю Феликсу Юсупову.

Иван Пономарев с 1909 года упоминается в адресных книгах как владелец фотоателье в доме № 12 на Казанской улице. А жили они с женой на набережной Екатерининского канала, 35 (сейчас — канал Грибоедова). И фотоателье, и квартира личного фотографа Марии Федоровны находились в двух шагах от здания торгового дома «В.П.Липин и наследники» — достаточно просто перейти на другую сторону канала через Мучной мост.

Историки не сомневаются: великий князь Дмитрий Павлович и потомственный почетный гражданин Иван Пономарев были хорошо знакомы. И не только по официальным фотосъемкам.

Роковая киноактриса

Страстью Дмитрия Романова в те годы была балерина и звезда немого кино Вера Каралли. Их связывали любовные узы. В свои приезды в Санкт-Петербург из Москвы, где работали все первые киностудии, актриса всё время проводила с великим князем.

Дмитрий Павлович считался исключительным красавцем, Вера Каралли была ему под стать. Она сумела превзойти по популярности главную кинозвезду — Веру Холодную и к 1916 году стала самой востребованной и высокооплачиваемой актрисой российского кино.

Сохранились сотни, даже тысячи фотографий Каралли, но почти все они сделаны в Москве. Однако снимали ее и в Петербурге — судя по всему, лично для великого князя.

Известно, что Иван Матвеевич Пономарев был не только одним из лучших столичных фотографов, но и изготавливал короткие фильмы. Много позже он встанет у истоков цветного кино, будет обучать начинающих кинорежиссеров. А пока это были только эксперименты.

Деликатность ситуации теоретически должна была еще больше сблизить Пономарева и Дмитрия Павловича. Фотограф бывал в здании Торгового дома «В.П. Липин и наследники» в Мучном переулке, совладелицей которого являлась его жена. Историки допускают, что туда же мог инкогнито заезжать и великий князь, чтобы получать из рук в руки снимки, которые не могли храниться в фотоателье на Казанской.

Вера Каралли сыграла важную роль в заговоре об убийстве Григория Распутина. Дмитрий Павлович рассказал ей о своих намерениях в начале декабря 1916 года. И — обратился с просьбой.

«Дмитрий попросил меня написать письмо Распутину от лица некой поклонницы старца с предложением о тайной встрече, — вспоминала актриса. — Я писала в перчатках измененным почерком, чтобы в будущем замести следы».

С помощью этого письма Григория Распутина заманили в Юсуповский дворец, где он и был убит.

Интересно, что Мария Федоровна, чьим придворным фотографом был Пономарев, с самого начала была настроена против Распутина, а после убийства просила своего сына — государя императора — «не возбуждать следствия против убийц этого гения зла». В ответной телеграмме Николай II заверил мать, что никакого следствия производиться не будет, и дело об убийстве будет предано «воле Божией».

Архитектор из богемы

Не менее занимательна и история создания «Дома с обелисками».

Здание в Мучном переулке, 2, где теперь располагается отель «Богема», построил в 1915 году выдающийся архитектор Петербурга — Петрограда — Ленинграда Андрей Андреевич Оль.

Его биография настолько причудливо переплетена с биографиями многочисленных представителей художественной, литературной, артистической элиты той эпохи, что могла бы лечь в основу увлекательного романа

Детство Андрея Оля прошло в среде, близкой к искусству: мать его, Мария Ивановна, была дочерью академика живописи Ивана Андреевича Гоха, а тетка Елизавета Ивановна (сестра матери) — ученицей живописца Ивана Крамского и женой известного баталиста Адольфа Шарлеманя. Поэтому выбор профессии был во многом предначертан.

В ранней юности Оль стажировался у ведущих финских архитекторов. А в 1907 году, будучи студентом Института гражданских инженеров, познакомился с легендарным писателем Леонидом Андреевым.

Эта случайная встреча, произошедшая в офисе издателя Зиновия Гржебина, который выпускал книги представителей Серебряного века русской литературы, сыграет важнейшую роль в жизни Оля. В тот же день начинающий архитектор получит свой первый серьезный заказ: построить дачу в стиле старинного норвежского замка для писателя Андреева в местечке Ваммельсуу недалеко от Линдуловской рощи (ныне — поселок Серово Курортного района Санкт-Петербурга).

Работа была выполнена блестяще. Сходство с замком усиливала стилизованная смотровая башня. Об этом необычном строении сразу заговорила вся петербургская богема. Андрей Оль обрел известность.

Увы, дача не сохранилась. Через несколько лет, когда территория, на которой она стояла, отошла к Финляндии, ее разобрали на дрова. Но в процессе строительства Оль познакомился со старшей сестрой Леонида Андреева — Риммой. Они полюбили друг друга и вскоре поженились.

В 1910 году у Андрея Андреевича и Риммы Николаевны родилась дочь Галина. Во время летнего отпуска с ребенком на даче Максимилиана Волошина в Коктебеле они общались с Сергеем ЕсенинымМариной Цветаевой, другими поэтами и писателями, которые тоже там отдыхали.

Под впечатлением от Италии

Период с 1910 по 1916 год ознаменовался большими успехами в работе молодого архитектора. По его проекту был возведен массивный жилой дом в стиле модерн на Аптекарском проспекте, 6, и особняк Белозерского на Большой Дворянской, 25 (ныне — улица Куйбышева), выполненный в стиле неоклассицизма.

А осенью 1914 года, после поездки в Италию и под впечатлением от нее, 31-летний Андрей Оль приступает к постройке «Дома с обелисками» в Мучном переулке, 2.

Это — тоже неоклассицизм. Но — с итальянским акцентом. Композиция фасада логична и проста. Пластика нижних этажей сочетается с гладкой, без декора, стеной верхних этажей. Экономно применены русты и наличники, выразительно и лаконично выявлены карниз и аттик.

Хотя здание, в котором сейчас находится отель «Богема», изначально предназначалось для торгового дома, оно является настоящим произведением искусства!

Здание было готово к осени 1915 года. И его красоту и изящество оценили не только заказчицы — дочери купца В.П. Липина, но и вся петербургская публика.

Так замыкается круг истории…

За свою жизнь Андрей Андреевич Оль построит в Петербурге — Петрограде — Ленинграде еще больше ста зданий, в том числе одно из самых зловещих — Большой дом на Литейном проспекте, 4, который станет символом сталинских репрессий. В 1936 году туда вызовут на допрос его дочь — Галину Андреевну, продержат больше двух часов и — о, чудо! — немедленно выпустят после того, как она скажет, что этот дом построил отец.

Оль проектировал целые городские кварталы в Ленинграде, работал в Москве, Киеве, Свердловске, Магнитогорске. С 1944 по 1954 год руководил восстановлением Петергофа, разрушенного фашистами. В 1955 году принял участие в разработке проекта «Пантеона великих людей Советской страны», куда предполагалось перенести саркофаги Ленина, Сталина и останки тех, кто к тому времени был захоронен у Кремлевской стены. Проект реализован не был.

Продолжится на протяжении всей жизни и пребывание знаменитого архитектора в кругах богемы, уже советской. На протяжении двадцати лет Андрей Оль жил в квартире на первом этаже элитного «Дома трех Бенуа», занимающего целый квартал на Каменноостровском проспекте. Его соседями были артист Николай Черкасов, художник Андрей Мыльников, профессор Никита Толстой, маршал Советского Союза Леонид ГоворовДмитрий Шостакович написал в этом доме «Ленинградскую симфонию». Здесь жили первые секретари обкома партии — Алексей Александрович Кузнецов, расстрелянный по «Ленинградскому делу», а до него — Сергей Миронович Киров, уехавший 1 декабря 1934 года из «Дома Бенуа» в Смольный, навстречу выстрелам своего убийцы.

И вот как замыкается исторический круг: в 1915 — 1916 годах квартиру на первом этаже, в которую спустя много лет въедет Андрей Андреевич Оль, арендовала молодая балерина Мариинского театра Антонина Нестеровская, любовница, а после Февральской революции и в последующей эмиграции — жена князя императорской крови Гавриила Константиновича. И именно она познакомила свою подругу Веру Каралли — тоже, как мы помним, балерину — с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым.

И еще одна историческая параллель: в 2012 году будущий основатель отеля «Богема», а тогда — вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи совершил официальный визит в Грецию с целью проведения переговоров по культурному сотрудничеству. В числе прочих встреч у него состоялась встреча с проживающей в Афинах графиней Ксенией Шереметевой-Юсуповой, внучкой князя Феликса Юсупова. Василий Николаевич поприветствовал Ксению Николаевну и пригласил ее приехать в Петербург.

Разговор был долгим и откровенным. Речь зашла и о гибели Распутина. Внучка Феликса Юсупова рассказала, что в семейном архиве есть много неизвестных широкой публике, поистине сенсационных документов, проливающих свет на одну из главных загадок русской истории. Однако просьбу поделиться собственной версией событий вежливо отклонила. По словам Ксении Николаевны, все документы она передала своей дочери Татьяне, правнучке князя Юсупова.

Богема — это круговорот лиц, событий и страстей. И в этом круговороте делается Большая История…

Как сложились судьбы главных героев

Феликс Феликсович Юсупов прожил 80 лет, после Октябрьской революции — в эмиграции. Обосновался во Франции. Умер в 1967 году. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Дмитрий Павлович Романов прожил 50 лет, после Октябрьской революции — в эмиграции. В Париже великий князь столкнулся с Верой Каралли, но оба они почувствовали, что прежнего счастья уже нет. Женился на дочери миллионера Одри Эмери. Умер в 1942 году от туберкулеза. Похоронен в дворцовой церкви на острове Майнау.

Вера Алексеевна Каралли прожила 83 года, переезжая из одной страны в другую и до старости преподавая искусство танца. Умерла в австрийском Бадене в 1972 году.

Андрей Андреевич Оль прожил 75 лет. Стал членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР. Скончался в 1958 году, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Его дочь Галина Андреевна Оль тоже посвятила жизнь архитектуре. Она — автор популярной в 1980-х серии книг «Зодчие нашего города».

Иван Матвеевич Пономарев прожил 75 лет. Стал одним из первых самых известных ленинградских операторов. Автор нескольких патентов в области фотографии. Отец восьмерых детей. Умер во время блокады, в 1943 году. Похоронен на Волковском кладбище.

Торговый дом «В.П. Липин и наследники» просуществовал до конца 1918 года и был ликвидирован большевиками на основании декрета Совета народных комиссаров от 21 ноября 1918 года «Об организации снабжения» и постановления Высшего совета народного хозяйства от 24 ноября 1918 года «О государственной монополии на торговлю некоторыми продуктами и предметами».

Источник: журнал «Интересант» https://www.interessant.ru/culture/taina-doma-s-obieliskami

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *