Живя в век цифровых технологий, стремительно вошедших во все сферы нашего бытия, мы перестали удивляться многому. Однако не так давно на аукционе Christie’s произошло событие вызвавшее все-таки огромный резонанс. 16 февраля 2021 года состоялись торги на которых была представлена цифровая картина Майка Винкельманна, со стартовой стоимостью в $100. А вот с молотка это творение ушло за 69,3 миллиона долларов. Этот факт одни считают историческим, а другие напротив, — отнеслись к нему с большой иронией. Подробности, далее — в обзоре.
Это первая картина в виде NFT (невзаимозаменяемый токен), проданная аукционным домом Christie’s за свою 255-летнюю историю. И сразу же после торгов автор цифрового произведения Майк Винкельманн (Beeple) вошел в тройку самых дорогих из ныне живущих художников. Его опережают только Джефф Кунс (скульптура кролик из нержавеющей стали «Rabbit» — 91,1 миллион долларов) и Дэвид Хокни (картина «Portrait Of An Artist (Pool With Two Figures)» — 90,3 миллиона долларов).
Как говорилось выше, крупнейшую в истории продажу NFT-токенов провел старинный аукционный дом Christie’s. Эта сделка была примечательна по нескольким причинам: впервые аукционный дом в ходе торгов принимал для оплаты криптовалюту Ethereum. Торги цифровой картины проходили в течение двух недель, причем стартовая цена лота составляла всего 100 долларов, а в последние секунды поступило столько заявок, что торги пришлось продлить еще на две минуты.
Для справки: NFT — невзаимозаменяемый токен в системе блокчейн. Он уникален, его нельзя подделать. NFT позволяет закрепить за собой право на уникальный объект, например, произведение искусства, а затем продать его. И именно сейчас технология NFT переживает настоящий бум. И на сегодняшний день общую стоимость всех произведений искусства, проданных в виде NFT, оценивается далеко за 100 миллионов долларов. В этом смысле NFT позволяет художникам монетизировать свое творчество, а сами работы реализовывать в высоком качестве. Помимо изобразительного искусства NFT также популярна в спортивной сфере, на рынке виртуальной недвижимости и в играх.
«Каждый день: первые пять тысяч дней»
Цифровая картина американского художника Майка Винкельманна «Каждый день: первые пять тысяч дней» («Everydays: The First 5000 Days») представляет собой JPG-коллаж из пяти тысяч цифровых работ художника в виде NFT-токена, которые тот создавал ежедневно на протяжении 13 лет. Именно это творение и ушло с молотка за рекордные $69,3 млн.
Что говорят об этом
Председатель Союза художников России и скульптор Андрей Ковальчук так высказался по этому поводу: «Здесь речь идет не о художественной ценности. Это про рынок. Может, художник, конечно, нашел интересные приемы, но стоимость $69 млн… вы сами понимаете. Это придуманная цена. Кто-то вкладывает в художника деньги с мыслью, что потом будет перепродавать его работу в несколько раз дороже. Его раскрутят, сейчас начнут обсуждать в прессе и так далее».
А вот российский художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков), напротив, назвал аукцион Christie’s историческим. Он предположил, что благодаря ему интерес к диджитал-искусству возрастет в разы. «Для старинного дома Christie’s это первая работа, полностью выполненная в диджитал. Кроме того, организаторам удалось привлечь абсолютно новых акционеров, что повлияло на конечный итог торгов». Лампас также отметил, что в будущем искусство продолжит оцифровываться с ускоренными темпами.
Сам же автор цифрового коллажа, художник, которого в мире социальных сетей знают под ником Beeple объяснил это знаковое событие тем, что он достаточно популярен в диджитал-среде. До торгов у Винкельманна было 1,8 млн подписчиков в Instagram, сейчас их более 2 млн. Кроме того, он сотрудничал с крупными брендами вроде Louis Vuitton, Apple и Nike. Художник отвечал за визуальные эффекты на концертах Арианы Гранде, Джастина Бибера, Чайлдиша Гамбино и Кэти Перри.
Художник также говорит, что в день, когда объявили о начале аукциона, он выставил более ста работ, каждую из которых оценил в $1. Вскоре купленные произведения перепродавали уже по $100 тысяч, так как ажиотаж вокруг имени художника и его работ был неимоверным.
К слову, Майк Винкельманн не единственный художник, заработавший миллионы благодаря NFT. Ранее певица Граймс продала на аукционе коллекцию своих цифровых рисунков в виде токенов за $5,8 млн менее чем за 20 минут. В марте в США компания Injective Protocol купила за $95 тысяч трафарет Бэнкси «Morons (White)», сожгла его, после чего продала копию сожженной работы в виде NFT уже за $380 тысяч.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что длительное время цифровое и трехмерное искусство считалось чем-то механическим, созданным искусственным интеллектом, чем-то таковым, к чему человек ни имеет никакого отношения. Но, поверьте, компьютеры не делают искусство, делают — люди. Компьютер — просто творческий инструмент — очень сложный и очень умелый. Поэтому уже сейчас с полной уверенностью можно сказать, что за цифровым искусством, действительно, — будущее.
Источник: Культурология https://kulturologia.ru/blogs/060821/50660/