три буллы, и все разные

03.10.2022
773

9 сентября в «Наследии» появился материал, посвященный автопробегу Петербург — Неаполь, состоявшемуся в 1910 году. В нем говорилось, что среди его участников был фотограф Виктор Булла. Действительно, в журнале «Нива», который цитирует автор заметки, именно так и было сказано. Однако на самом деле в пробеге участвовал старший брат Виктора — Александр Булла. Уже тогда, рассказывая об освещении тех или иных событий, журналисты путали представителей знаменитой фотодинастии. Теперь же подобная путаница происходит постоянно…

Юрий Светов, Член Правления Фонда Исторической Фотографии Имени Карла Буллы

Напомню: в Петербурге работали Карл Булла, прозванный «отцом русского фоторепортажа», и его сыновья: Александр и Виктор. Съемками автомобилей в качестве фотографа и кинооператора увлекался Александр.

А. Булла. Автопробег 1910.Петербург-Рим. За рулём .П.Нагель- издатель журнала «Автомобилист». Справа за ним в кепке Александр Булла.


В конце 1910 года в кинотеат­рах России начался показ хроники в пяти частях, о содержании которой сообщалось следующее: «Автомобильный пробег С.‑Петербург — Рим — Неаполь — Петербург (старт 28.08.1910, продолжит. 53 дня, для проверки автомобилей «Руссо-Балт» был осуществлен подъем на Везувий)… Оператор А. Булла сопровождал группу русских спортсменов во главе с А. Нагелем и А. Ефроном».

Автомобиль, на котором путешественники проехали всю Европу, вообще оказался на редкость крепким: весной того года он уже совершил пробег Петербург — Киев и обратно. Теперь ­туристы проследовали по маршруту Петербург — Рига — Берлин — Дрезден — Сен-Готард — Рим — Неаполь — Берлин — Петербург.

Автомобиль «Руссо-Балт», на котором совершалось путешествие в Италию, имел заводской номер 14 и отличался высокими по тем временем техническими характеристиками: за час мог преодолеть 87,5 километра, ­потреблял 13,5 литра топлива на сто километров, он также отличался исключительной надежностью. Так что за небольшими исключениями все путешествие прошло весьма благополучно.

Отмечалось, что в создании фильма участвовал и Виктор Булла. Дело в том, что в декабре 1909 года он приобрел акции русского акционерного кинематографического общества «Аполлон». Александр Булла был кинооператором «Аполлона» и участвовал в создании хроникальных, видовых и спортивных фильмов.

: Карл Булла, Александр (стоит). Виктор.1911

В октябре 1914 года Александр Булла отправился «охотником» (то есть добровольцем) на Первую мировую — на правах вольноопределяющегося 2‑го разряда в 9‑ю автомобильную роту. Храбро воевал, был награжден медалью с надписью «За усердие» («на Станиславской ленте со старшинством»). Затем был удостоен Георгиевской медали IV степени за эвакуацию раненых под огнем неприятеля в боях в июле 1915 года. С марта 1916 года Александр — военный фоторепортер, и среди его снимков, публиковавшихся в журналах «Солнце России» и «Летопись войны», немало было посвящено автомобилистам на фронте.

В начале 1917 года Александр Карлович приехал в Петроград и запечатлел события Февральской революции, используя свои контакты с военными автомобилистами. В книге С.М.Гинзбурга «Кинематограф дореволюционной России» приводится аннотация  фильма «Хроника революции в Петрограде» (он не сохранился), смонтированном, главным образом, из съемок оператора и фотографа А.Булла: После октябрьских событий он занимался оперативным фотографированием при штабах Красной армии, заведовал фотографией технического отдела управления Петроградского губисполкома. Выполнял портреты деятелей революции, в том числе Ленина, фотографировал митинги, парады, демонстрации. Вместе с братом он стал автором знаменитых выпусков открыток «Наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924 года»…

А. Булла 1920-е. Портрет А. Буллы с наградами за гражданскую войну


На выставке «Советская фотография за десять лет. 1917 – 1927», проходившей в Москве весной 1928 года, братья были награждены почетным дипломом «За глубокую и правдивую документальность, при общем, весьма высоком техническом уровне и огромной численности работ, за всесторонний охват снимаемых сюжетов; за преодоление трудных условий съемки, за сис­тематическое собирательство и оформление снимков».

А уже в декабре 1928 года Александр Булла был арестован за причастность «к сбору шпионских сведений для эстонской разведки». В июне следующего года, как значится в архивных документах, «на основании ст. 17‑58‑6 УК РСФСР (шпионаж)» он был «подвергнут заключению в концлагерь сроком на 5 лет». Находился в Соловецком лагере, затем на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1934‑м вышел на свободу, ­уехал в Москву к дочери, фотоделом больше не занимался. Умер в марте 1943 года, в 2002 году был реабилитирован.

Что касается путаницы с тремя представителями фотодинастии, то, увы, она происходит довольно часто. Нынче много вспоминают о печально известном «Петроградском процессе» против духовенства в 1922 году. Снимки, сделанные на суде, принадлежат Виктору Булле, однако во многих современных публикациях их авторство приписывают его отцу Карлу Карловичу, который к этому времени уже четыре года как жил на острове Сааремаа в Эстонии.

Фотографии в тексте принадлежат Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы. На открытии статьи: А.Булла. Возле походной канцелярии 13-й автомобильной роты. Петроград 31.01.1915г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *