В сентябре 1880 года изобретатель-одиночка Федор Пироцкий, уроженец Полтавской губернии, «двинул» по Санкт-Петербургу первый в мире электрический трамвай. Увы, коммерческую эксплуатацию этого вида транспорта первой (и в России тоже) начала компания Siemens.
Алексей ПАЕВСКИЙ
Путь жизни Федора Аполлоновича Пироцкого, казалось, был предначертан заранее. Он родился 17 февраля (1 марта) 1845 года в Лохвицком уезде Полтавской губернии в семье штабс-врача и должен был стать кадровым военным. Учился в Михайловской артиллерийской академии и там же увлекся электричеством, а став артиллеристом, отправился служить в Киев. Именно там произошла встреча, определившая дальнейшую жизнь Федора. Он познакомился с одним из изобретателей электрической лампочки, Павлом Яблочковым.
Друзья часто прогуливались по Владимирскому спуску и обсуждали главные проблемы того времени: лошадей и пробки. Ну и, конечно, то, что города будущего утонут в навозе. «Если цивилизация будет развиваться по нынешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями… К этой мрачной картине могу добавить темноту… Полагаю, спасение — в электричестве, точнее — в электрической тяге».
Так соединение удручающих городских картин (к слову, именно Пироцкий создал проект освещения свечами Яблочкова Литейного моста в Петербурге) с беседами с одним из выдающихся деятелей России в области электричества и подтолкнуло Федора Пироцкого к созданию городского электрического транспорта.
По возвращению в Петербург Пироцкий сумел внятно описать свою идею и в 1874 году получил десятилетнюю привилегию (патент) на электродвижущийся вагон. Два года спустя он сделал первый подробный проект передачи электричества на большие расстояния и одновременно организовал пробную дорогу в Сестрорецке — «двухверстовый рельсовый путь». Первый в мире трамвай тестировался на Миллеровской железной дороге. В этом пути электричество шло по рельсам. Один рельс был «фазой», другой — «землей», источником тока был первый пригодный для промышленного применения электрогенератор — генератор Грамма, названный по имени своего изобретателя — бельгийца Зеноба Теофиля Грамма. Так что конструктивно первый транспорт Пироцкого скорее напоминал наземное метро.
Только в 1880 году удалось перейти к испытаниям в городе. Пироцкий добился того, чтобы в Петербурге построили мини-электростанцию рядом с линией будущего трамвая, и все лето работал над будущим вагоном. За основу был взят вагон конки, под днищем к раме привешивался электродвигатель, на колеса — редуктор передачи вращательного момента.
А 3 сентября по новому стилю случилось то, что новосозданный журнал «Электричество» описывал именно так: «22-го сего августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамоэлектрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конно-железных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 часов утра».
Весь сентябрь Пироцкий катал петербуржцев на трамвае, несмотря на прямые протесты владельцев конок. А вот на дальнейшее развитие своего детища денег у Пироцкого не хватило, инвесторов в России не нашлось. Зато считается, что именно на проект Пироцкого ориентировался инженер Карл Сименс, который изучал чертежи изобретателя и встречался с ним, а в 1881 году начался выпуск трамваев Сименса, очень похожих на трамвай Пироцкого. Увы, именно Сименс, начиная с киевского трамвая 1892 года, создавал регулярные трамвайные линии в России. К слову, «лобби конок» оттянуло запуск электрического трамвая в Петербурге настолько, что в российской столице он появился лишь 27-м в стране, в 1907 году, более, чем через четверть века после опытов Федора Пироцкого.
Впрочем, сам Пироцкий успел сделать еще одно важное дело для развития электричества в России. В 1881 году он проложил подземную линию, по которой передал электроэнергию от пушечной мастерской до Технической артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул власти Санкт-Петербурга к строительству центральной электростанции. Так что и к центральному электроснабжению в России наш герой, проживший всего 53 года, тоже приложил свой талант.
ИСТОЧНИК: Индикатор https://indicator.ru/engineering-science/desyat-let-istorii-nauki-pervyi-v-mire-tramvai.htm