Пару лет назад мы переехали в Испанию. Мы живём под Барселоной, в приморском городке с населением около 60 тысяч человек. Наш переезд состоялся в августе, а учебный год начинается 12-го сентября, поэтому у нас был месяц на то, чтобы устроить троих детей (3-х, 6-ти и 11-ти лет) в школу. Мы отправились в местную мэрию, написали заявление, указав в нём две желаемые муниципальные школы и одну concertado (получастная школа, в которой месяц обучения обходится примерно в 150 евро). Частные школы для нашего бюджета слишком дорогие, поэтому их мы не рассматривали.
Чем отличается «консертадо» от «публико»? Прежде всего, тем, что у администрации получастной школы больше самостоятельности в некоторых вопросах, а также тем, что эти школы небольшие: один первый класс, один второй и т. д.
Через некоторое время нам позвонили из школы, куда определили детей — это оказалась как раз «консертадо». Я читала, что в таких школах есть религиозный уклон, но в нашей за два года я не заметила ничего такого.
Сама запись в школы проходит в апреле. Семьям, в которых есть дети школьного возраста, по почте присылают буклеты с описанием учебных заведений. Подать заявление можно только в одну школу, но в заявлении можно указать несколько школ по степени предпочтения.
КАК УЧАТСЯ?
Как правило, школа имеет классы infantil — primaria — secundaria — ESO, то есть, начав учиться в три года в одной школе, ребенок остаётся в ней до 15-16-ти лет. Школа bachillerato уже называют «институтом».
Учебный год начинается 12-го сентября, а завершается 21-го июня: он состоит из трёх триместров, разделяемых рождественскими и пасхальными каникулами. Первое сентября ничем не отличается от среднестатистического школьного дня: дети собираются на школьном дворе и идут в класс. Линеек, цветов, концертов и приветственных слов от депутатов нет. Одеваются все достаточно просто: футболки, шорты, кроссовки, редко можно увидеть кого-то, одетого иначе. Учителя тоже носят простую повседневную одежду, в основном, джинсы. Татуировки или пирсинг также не редкость, но к этому относятся вполне спокойно.
Существует так называемая форма с логотипом школы, которая состоит из футболки и шорт или спортивных брюк. Её необходимо надевать на физкультуру и на мероприятия, проводимые вне школы. Сын отказывался надевать эту форму, и никто за это к нему не придирался.
АДМИНИСТРАЦИЯ
Директор занимает очень маленький кабинет, примерно 2 на 3 метра. Ещё есть человек, занимающийся документами. И человек, который отвечает за школьные ворота: открывает и закрывает. Вот и вся администрация школы.
ДИСЦИПЛИНА
Мобильные телефоны категорически запрещены в младшей школе (и на уроках, и на переменах). В ESO (12+) ученики могут пользоваться смартфонами. В школе есть Wi-Fi. Если учащийся мешает заниматься остальным, его могут попросить выйти из класса, могут оставить без перемены или попросить помыть туалет. Ученики обращаются к преподавателям, равно как и к директору, по имени.
РАСПИСАНИЕ
Уроки в школе начинаются в 9 утра. У старших учеников (ESO) — в 8, со вторника по четверг.
Распорядок выглядит так:
9-13 — уроки;
13-15:30 — обед-сиеста: кто-то идёт домой обедать, кто-то остаётся в школе;
15:30-17:30 — уроки.
У старших классов (ESO) первая часть занятий идёт с 8 до 13:30, остальное же, как в приведённом расписании. Для меня такой формат неудобен, поскольку распорядок ставит в зависимость от школы весь мой день: если утром детей в школу отвозит муж, то я должна забрать их на обед, потом отвести в школу и снова забрать через два часа.
В школе едят 2 раза день. На завтрак дети, как правило, приносят бутерброды с хамоном, круассаны, печенье и воду. Обеды в школе достаточно дорогие: 6-7 евро. Вот, например, меню за январь (одна ячейка — один день):
УЧЕБНИКИ
Перед началом учебного года у вас есть неделя, чтобы можно было купить учебники. Стоят они достаточно дорого: например, для третьеклассника набор книг обходится примерно в 200 евро, поэтому многие покупают книги б/у.
ЯЗЫКИ
В школе говорят на трёх языках: каталанский, испанский и английский. Но какой из них является основным, не совсем понятно. Мы живём в Каталонии, которая хочет отделиться от Испании, поэтому основной язык тут каталанский: учебники и документация пишутся на нём. Но дети между собой чаще всего общаются на испанском. При этом некоторые предметы раз в неделю преподаются на английском: один учитель говорит по-английски, второй — переводит на каталанский. Замечу, что в младших классах считаю преподавание английского очень слабым, но у старшеклассников с преподавателем дела обстоят лучше, и акцент делается на разговоре. Кроме того, по окончании года желающие ездят учиться в Англию на неделю за свой счёт.
ОЦЕНКИ
В Испании десятибалльная система оценок. В младших классах пишут обычно «molt be!», или «очень хорошо!», «genial» и т. д. В начальной школе домашние задания есть, но не каждый день. А вот в старших классах (ESO) задают много, и чаще все домашняя работа связана с написанием эссе.
Оценки за триместр выдают в таких конвертах — всё крайне конфиденциально:
ДНЕВНИКИ
Странно, но в школе, где учатся мои дети, нет электронных дневников. Связь «учитель — родители» осуществляется через электронную почту и бумажный дневник ученика (agenda). Оценки за ведение дневника не ставят.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА И СИДЕНИЕ НА ПОЛУ
Продолжительность урока составляет час. После окончания одного занятия сразу начинается другое. Есть большая тридцатиминутная перемена, когда ученики выходят на улицу («пати»). Там же, на улице, все едят, сидя на бетоне, причем сидят в любую погоду. Родители тоже не против сидения на полу: на школьных праздниках их можно обнаружить именно там.
К слову сказать, школьные дворы обладают весьма скудным убранством: бетонный пол и пара приспособлений для занятий спортом. Недавно прочла новость, что правительство планирует вложить деньги в озеленение школьных патио — хорошо бы!
УРОКИ
Инфантиль
То, что в России называется детским садом. Это подготовка к школе: дети учатся считать, писать буквы, играют, разговаривают, рисуют, ездят в бассейн.
Испанская рутина в дошкольных группах такова: профессора (воспитательница) встречает детей у дверей группы и целует каждого ребенка, попутно хваля его и восторгаясь им. Мне очень импонирует, что в Испании много хвалят детей. Да и не только детей: работники супермаркетов, да и просто незнакомые люди обращаются другу к другу очень ласково — «дорогой / дорогая», «красавец / красавица», «королева / король»… Это немного смешно, но очень мило.
В школу родители, как правило, не заходят — ожидают детей на улице за воротами. Родительское собрание проходит в начале года, а в конце года классный преподаватель встречается с каждым родителем индивидуально.
Понедельник у учащихся начинается с rotllana: дети садятся на пол в круг и рассказывают о себе или о том, как прошли выходные.
Далее наступает завтрак, за ним прогулка, физкультура, вечером может быть рисование. Есть и такие предметы, как информатика, английский, эксперименты с водой, песком, светом и музыка. Учитель очень много поёт — например, когда собирают игрушки, когда дети расшумятся и т. д. В расписании есть урок, связанный с выращиванием растений, цветов, ягод. В прошлом году дети ездили на ферму, а после этого в школу принесли птенца, который жил в семьях учеников по несколько дней.
Детей приучают к усидчивости и самостоятельности. Учебный год завершается «колониями» — это что-то вроде лагеря. Дети, начиная с 3-х лет, уезжают с преподавателями в место, находящееся в 1-1,5 часах езды от школы, и там они проводят три дня и две ночи.
Младшие школьники (6-11 лет)
Расписание выглядит следующим образом:
- Fisica — физическая культура
- PATI — перемена для завтрак
- MEDI — окружающий мир
- MEDI ANGLES — окружающий мир на английском
- HORT — работа в огороде
- PLASTICA — творчество
- CATALA — каталанский
- CASTELLA — испанский
У второклассников добавляется DIGITAL (информатика), эксперименты, занятие, на котором обсуждают разные темы (PARLEM-NA), и появляется больше английского.
Когда сын заканчивал первый класс, его учительница, говоря о том, что до момента, когда дети станут второклассниками, осталось сделать один шаг, встала на парту и затем перешагнула на другую.
Обучение идёт в проектном формате: изучаем Древний Египет — делаем пирамиды из бумаги и представляем себя в образе фараонов; читаем о Древнем Риме — создаём замок; познаём пять чувств — пробуем пищу разного вкуса, ходим по двору с завязанными глазами; осенью узнаём, как собирается урожай, как используется виноград — едем на винодельню смотреть, как делают вино; изучаем рыб — в классе появляется аквариум, посещаем океанариум; изучаем архитектуру — любуемся творениями Гауди, едем в Парк Гуэль.
Старшие классы (ESO, 12+)
Помимо трёх языков и физкультуры, изучаются биология и география, история, творчество, музыка, математика и математические игры, технология, также есть урок, посвящённый обсуждению разных проблем (этика), и занятие, связанное с информатикой (flash digicrea).
На мой взгляд, в школе мало читают. За год старшеклассники знакомятся с пятью книгами: две на испанском, две на каталанском, одна на английском. Во время учебного года также существует практика обмена книгами из домашней библиотеки и обсуждения любимых произведений.
КОНЕЦ ГОДА: КАНИКУЛЫ!
Один из обычаев испанской школы — обливать учеников водой на школьном дворе. На заключительной неделе перед каникулами обычно смотрят фильмы, едят попкорн, а в самый последний день учёбы учителя угощают детей мороженым.
НЕМНОГО ХОРОШЕГО И ПЛОХОГО
Хоумскулинга в Испании нет: по испанским законам дети с 6 до 16 лет должны посещать школу. Однако, по данным газеты El Pais (2017), в стране около 4 тысяч семей, в которых дети учатся дома.
Хочу привести цитаты из статьи про домашнее образование, чтобы показать, за что сами испанцы ругают свою школу (хотя, пожалуй, эти причины универсальны для любой страны):
«Государственная школа не учитывает разные ритмы детей, их проблемы: каждый одновременно учит одно и то же. В образовательную систему легко войти, а выйти из неё сложно. <…> Школа уничтожает интересы, которые возникают в детстве, исчезает желание учиться, поскольку нет фактора-сюрприза, мотивирующего изучать».
Что касается меня, то среди моих, субъективных минусов испанских учебных заведений — частый просмотр фильмов в школе и своеобразная круговая порука: на уроке хулиганил один, но перемену пропускают все.
Но плюсы испанских школ неоспоримы, и их немало: уважение к ученикам, равенство во взаимоотношениях «ученик — учитель», исключение из учебного процесса политики, доброжелательное отношение к ребёнку, свобода самовыражения и много-много творчества.
ИСТОЧНИК: Newtonew https://newtonew.com/school/dva-goda-v-ispanskoy-shkole