В Щелыково к юбиляру

30.06.2023
877

Исполнилось 200 лет со дня рождения А. Н. Островского

Посетить родовое имение Александра Николаевича в Костромской области имеет смысл даже если ваше знание его творчества ограничивается фильмом Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с созвездием блестящих актеров. В этом случае, пожалуй, тем более.

Александр ЕВЛАХОВ — главный редактор, кандидат исторических наук

Александр Николаевич, как ни крути, основоположник русского национального театра. Гениальные творения Фонвизина, Крылова или Гоголя появлялись на нашей сцене и прежде. Однако именно А. Н. Островскому удалось совершить прорыв в области драматического искусства, подобно Шекспиру в Англии или Мольеру во Франции, когда у театра есть свой обширный репертуарный ассортимент пьес, которые можно ставить в течение сезона, ориентируясь на самые разные вкусы.

Помню, когда еще в середине 80-х годов на каникулы ко мне в северную столицу приехали коллеги по аспирантуре в Академии Общественных наук из таких разных мест, как Волгоград, Берлин и Узбекистан, то после посещения Петергофа мы отправились в Большой Драматический Театр на спектакль по пьесе Н. А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», поставленный на его сцене великим Г. А. Товстоноговым, чье имя теперь и носит театр.

За эту пьесу он вряд ли взялся бы, не увидев своего вечного актера Лебедева в роли старика Крутицкого и не сделав его центральным персонажем. Таковым, собственно, его сделала прежде всего сама «эпоха пышных похорон», когда у руля СССР на смену одному скончавшемуся старцу приходил другой. Выражая свой восторг увиденным мой друг из ГДР Герд сказал, что, если бы какой-то режиссер поставил такой спектакль на сцене берлинского театра, он тут же оказался бы в тюрьме, поскольку в этом герое зрители несомненно увидели бы главу страны. Хонеккера.

Мне кажется, что современность Н. А. Островского слишком многие из нас недооценивают. И потому, когда туроператорская компания «Магазин путешествий» пригласила нас принять участие в рекламном туре по маршруту «Кинешма-Плес» с посещением Щелыково мы согласились не раздумывая.

Собственно, это место и стало первым пунктом нашей программы. Щелыково с XVII века принадлежало роду Кутузовых. А в 1847 году со 127 крепостными крестьянами и дворовыми людьми было куплено отцом писателя Николаем Федоровичем Островским, владевшим в Москве 15 домами. Средой обитания его и его семьи было патриархальное Замоскворечье.

Это был особый мир купечества и мелкого чиновничества, живший по своим отдельным законам. Дед Островского был священником; отец, окончив Духовную академию, не принял духовное звание и поступил на государеву службу, по судебной части. В конце концов он даже выслужил дворянство — и перешёл из государственной в частную судебную систему, стал стряпчим Московского коммерческого суда. Все эти биографические особенности так или иначе формировали личность юного Островского. Может быть, он и сам стал бы всего лишь частью купечески-мещанского московского мира, пошёл бы по отцовским стопам. Но в 1831 году, когда Александру только-только исполнилось 8 лет, мать будущего драматурга умерла. Через некоторое время отец женился повторно; мачеха была из обрусевших шведов, принадлежала к старинному дворянскому роду. И она не только преобразовала быт семьи, приблизила его к культурной традиции дворянства, но и озаботилась воспитанием своих детей и пасынков.

Трудно сказать, является ли любовь молодого А.Н. Островского элегантно одеваться и тем самым как бы бросать вызов местным мещанам его исключительно личным выбором или привычкой, возникшей под влиянием его мачехи Эмилии, однако она является фактом.

Островский закончил Первую городскую гимназию — лучшую тогдашнюю гимназию Москвы; поступил на юридический факультет Московского университета. И хотя учёбу в университете он так и не завершил (помешали литературные устремления), всё равно: хорошее образование, полученное Островским, стало фундаментом его личности.

Вопреки воле отца и без венчания в церкви, драматург женился на мещанке Агафье Ивановне и прожил с ней около 20 лет

Александр Николаевич рано женился; в семнадцатилетнем возрасте его гражданской женой (то есть без церковного венчания) стала мещанка Агафья Ивановна, фамилия которой неизвестна. Не обладая каким-либо образованием, она была умна и сердечна, сумела наладить быт Островского, замечательно пела русские песни.

Во время репетиций в театре драматург всерьез увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой

Во время работы над постановкой «Не в свои сани не садись» драматург всерьез увлекся театральной актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. И хотя она не ответила Островскому взаимностью, их связала крепкая дружба, которая длилась до самой кончины артистки. Любовь Павловна играла в 9 постановках Островского. К слову, именно с нее драматург писал образ Катерины из драмы «Гроза». Агафья знала об увлечении Островского актрисой, но достойно справилась с этим. Впрочем, драматург сохранил нежное отношение к супруге до конца ее дней. Агафья и Любовь ушли из жизни с разницей в год.

С Марией Васильевой (Бахметьевой) Александр Островский обвенчался спустя 2 года после кончины первой супруги

Лишь после её смерти в 1867-м драматург вступит в церковный брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. Вплоть до 1851 года Островский служил в судах — и сочинял произведения. Хотя, по его собственным словам, он ничего не выдумывал, и все сюжеты брал из жизни.

В 1847 году он дописал свой первый очерк, который назвал «Записки замоскворецкого жителя». Данное творение Островский даже смог напечатать в газете, где вскоре появилась и его первая пьеса «Картина семейного счастья», в которой автор рассказывает о браке по расчету. Из воспоминаний драматурга, для него 14 февраля 1847 года стал самым знаменательным днем в его жизни, так как именно тогда он впервые поверил в свое призвание и начал считать себя русским писателем.

Первая пьеса, принёсшая ему известность, — комедия «Свои люди — сочтёмся» (другое название — «Банкрот»). Она была напечатана в 1850 году в журнале «Москвитянин»;и незадолго до смерти её успел поддержать Гоголь, познакомившийся с творением Островского в доме историка М.П. Погодина. Но до театральной премьеры дело тогда так и не дошло: цензура запретила постановку за оскорбление купеческого сословия, а молодой драматург был отдан под негласный надзор полиции.

Александр Николаевич на репетиции с актерами Малого театра

Зато другая его пьеса «Не в свои сани не садись» преподносит нам образы купцов в качестве носителей нравственно-бытовых обычаев народа и сатирические образцы дворян, что с одобрением было воспринято императором Николаем I и вызвало критику Н.Г. Чернышевского.

Несколькими годами раньше писатель впервые посетил Щелыково, оставив в дневнике запись 1 мая 1848 года и сравнивая его с лучшими местами Швейцарии и Италии. После смерти в 1853 году Николая Федоровича имущественные права на усадьбу перешли к его вдове Эмилии. В 1867 году Александр вместе с младшим братом Михаилом, занимавшим должность министра государственного имущества и дослужившимся до высшего чина Российской империи, выкупили у нее это имение, и с этого времени драматург стал проводить здесь 4-5 месяцев в году, приезжая в конце апреля и возвращаясь в Москву порой в конце октября. Щелыково становится местом его вдохновения, где он работал над пьесами «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и «Снегурочка».

В «Снегурочке» изображено условно-сказочное царство берендеев — своеобразная фантазия на темы славянской мифологии. Сюжет народной сказки претерпел под пером мастера сложный поворот. Обреченная растаять с приходом лета Снегурочка успела узнать любовь, и ее гибель оказывается своего рода «оптимистической трагедией».

(«Снегурочку» драматург писал в Москве, но обдумывал свой замысел, находясь в имении).

Там, пока Александр Николаевич часами сидел на берегу пруда в своем любимом и специально выносимом из дома кресле, с удочкой в руке, пьеса вынашивалась, тщательно обдумывалась и передумывались её мельчайшие подробности…Именно так описывает творческий процесс брат писателя. Что же до автора, то, по его мнению, Н. А. Некрасов «Снегурочку» в «Современнике» недооценил буквально, заплатив маленький гонорар.

Как нам рассказывали, отношения драматурга с артистами театра поначалу складывались совсем непросто: некоторые из них буквально отказывались играть простолюдинов.

Так кто они — действующие лица пьес Островского? Как говорит историк театра Нина Шалимова, «персонажи Островского внутренне соразмерны человеку, сидящему в зрительном зале, — не герои, не мыслители, не святые подвижники, не гении, а просто люди. Герой Островского — всякий любой человек, и измеряется он не его способностями, не карьерным ростом, не статусом, не происхождением и тем более не его финансовой состоятельностью, он измеряется нормой человечности, и эта норма неколебима, она задана христианским пониманием личности. Это — не Достоевский, у которого герой бабушку убил и потом с гениальной, мощной трагической силой на сотнях страниц доказывает, что был прав. В мире Островского каждый распознает, где добро, а где зло, и знает, что это нисколько не относительные понятия, они — абсолютны. Обыкновенная провинциальная актриса, милая девушка Сашенька Негина говорит об этом просто: «Сама знаю, что хорошо, что дурно». И с ней согласен ее ровесник Ераст из пьесы «Сердце не камень»: «Само собою, дурного хорошим не назовешь». И это знает каждый герой Островского. Неважно, он благонамеренный обыватель или пропойца, русский царь или лавочник, выпускник университета или полуграмотный недоучка, талантливый или бесталанный, богатый или бедный — «дурное хорошим не назовешь». Если актеры играют с доверием к драматургу, то это понимает всякий человек в зрительном зале, что вселяет душевную бодрость и здравие ума».

.

В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский, Г. Н. Федотова, М. Е. Ермолова, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Турчанинов.

В 1874 году в России было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Председателем объединения был выбран Александр Николаевич Островский. В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью и сделался начальником театрального училища.

Для брата, совладельца усадьбы Михаила Островского был построен дом (ныне не сохранившийся), впоследствии получивший название «гостевой», поскольку Михаил приезжал в Щелыково нечасто, и в этом доме часто поселяли гостей. Кроме родных братьев М. Н. Островского и С. Н. Островского, частыми гостями были также единокровные братья Андрей и Пётр и сёстры Надежда и Мария. В дни именин хозяина усадьбы и членов его семьи устраивались театральные постановки, а дом и парк украшались иллюминацией. Поначалу, в первые годы своего пребывания в Щелыково, Александр Островский с энтузиазмом окунулся в хозяйственную жизнь усадьбы. Он выписывал новые семена, племенных животных, приобретал сельскохозяйственную технику. Всё это делалось в надежде на то, что доходы от хозяйственной деятельности позволят не так сильно зависеть от гонораров за пьесы — денег драматургу не хватало.

Центральным объектом музея-заповедника является хорошо сохранившийся усадебный дом постройки конца XVIII — начала XIX веков, в котором расположен мемориальный музей А. Н. Островского. Это деревянное классическое здание серого цвета с белоколонными портиками по двум фасадам и двумя террасами, имеющее антресольный этаж и два крыльца — парадное и служебное. На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи драматурга и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома. 

Анфиладу комнат открывает столовая, служившая местом сбора членов семьи и гостей драматурга. За столом всего шесть стульев, однако при наличии гостей этот стол раздвигался «от стены до стены».

Следующая комната — библиотека А. Н. Островского, содержание которой отражает широкий круг его интересов. Он владел семью языками и переводил К. Гольдони и Н. Макиавелли, В. Шекспира и М. Сервантеса.

 Далее, в кабинете, просторной и светлой комнате, находятся письменный стол, на нём книги, словари, рукописи драматурга, фотографии родных, друзей, актёров, писателей…

Та самая полочка, любовно выпиленная А.Н.Островским

Стол изготавливался с участием хозяина кабинета, а полку над ним он с большим искусством выпилил собственноручно.

С кабинетом соседствует комната жены драматурга Марии Васильевны.

1864 год – у Островских появляется первенец, сын Александр. Всего же у Александра Николаевича было шесть детей: в 1866 году родился сын Михаил, в 1867 году дочь Мария, в 1869 сын Сергей, в 1874 – вторая дочь Любовь, в 1877 году – четвертый сын Николай.

 

Жизнь их детей, как нам поведал экскурсовод, оказалась для одних — короткой, для других- трагичной.

Его жизнь в Щелыково продлилось почти двадцать лет и именно здесь за рабочим столом писатель умер от наследственной болезни — стенокардии в 1886 году. Смерть застала его за переводом шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра») ,

Император пожаловал на погребенье драматурга 3 тысячи рублей. Кроме того, вдове писателя он назначил пенсию в размере 3 тысяч рублей, а на воспитание детей Островского — еще 2400 рублей в год.

.

Органичным дополнением к посещению музея-усадьбы является поездка в удивительный приволжский город Кинешму-прообраз многих городов пьес Островского. Кажется именно здесь переживали драму своей жизни Катерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы».

На фоне этих пьес менее известна статья А.Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», написанная им в 1856 году в которой дана панорама обыденной жизни тех лет.

Кстати, поездка по Волге этим туром тоже предусмотрена. Правда, не до Нижнего, а до Плёса по тем самым волжским просторам, по которым Сергей Сергеевич Паратов катал влюбленную Ларису на своей белоснежной «Ласточке»… К слову сказать, снятый Эльдаром Рязановым фильм по «Бесприданнице» А.Н. Островского лишь одна из почти сорока экранизаций его пьес.

Центральная фигура любой поездки, конечно, гид. И его роль может оказаться очень разной. В чем мне в свое время довелось столкнуться во время экскурсии по Смоленску, когда гид всю историю этого города пыталась свести к войне с Наполеоном и годам Великой Отечественной войны 1941-1945гг и категорически отказалась говорить о длительном периоде нахождения этого города в составе Великого княжества Литовского, бывшего не менее важным центром «собирания» русских земель, чем Москва.

В условиях моды на экскурсии , появился и новый тип экскурсоводов, считающих себя актерами на сцене.(Еще один привет драматургу Островскому!), о чем у нас будет специальная публикация в одном из очередных выпусков.

Сопровождавшая нас эти два дня Ольга Рафаиловна Васильева из Иваново проявила себя профессионалом высочайшего класса олицетворяя органичный синтез хорошего организатора и высочайшей эрудиции историка. В известной мере именно ее рассказ пробудил во мне желание еще глубже погрузиться в жизнь и творчество Александра Николаевича Островского и дал импульс к написанию этой колонки.

Такие двухдневные автобусные экскурсии проводятся еженедельно по субботам:

15, 22, 29 июля; 5,12,22, 29 августа; 2,9,16,23,30 сентября; 7,14 октября.

Отъезд из Москвы в 7:30

Стоимость поездки 12400 рублей (для взрослых и детей)

Для поездки можно воспользоваться любым из двух вариантов:

-Обратиться к нам в Ассоциацию содействия распространению научных знаний «Новые Знания»(отдел туризма)

Бурцева Любовь Александровна +7 916 127 74 71; e-mail: znanieint@mail.ru

-Забронировать этот или любой другой тур непосредственно на нашем сайте, войдя на главной странице в раздел «НОВЫЕ ЗНАНИЯ В ПОЕЗДКАХ»

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *