«За нас с вами» – история без нравоучений

20.09.2023
598

В Ельцин Центре в Екатеринбурге в День города состоялся премьерный показ фильма «За нас с вами» и встреча с режиссёром Андреем Смирновым. Представил фильм киновед, писатель, руководитель киноклуба в Ельцин Центре Вячеслав Шмыров.

Андрей Смирнов приехал в Екатеринбург с супругой, продюсером фильма, актрисой Еленой Прудниковой. Он поздравил горожан с 300-летием и признался в любви к городу, который помнит совсем другим. Режиссёр выразил признательность Ельцин Центру, в котором проходит его третья премьера. Прежде были показаны «Жила была одна баба» и «Француз». Здесь же представляли свои фильмы его дети – Авдотья и Алексей – «История одного назначения» и «Плотник».

Про Андрея Смирнова коллеги говорят, что сними он только один в своей жизни фильм «Белорусский вокзал» (1970), навсегда вошёл бы в золотой фонд российского кино. Однако несмотря на огромную популярность его картины, он тридцать лет ничего не снимал – не мог смириться с советской цензурой, которая сурово обошлась с его последующим фильмом «Верой и правдой».

Андрей Сергеевич рассказал, что сценарий к последнему фильму писался удивительно легко. Начался он с рассказанной кем-то комической истории, как под парой в коммунальной квартире подломилась кровать, которая и без того стояла на кирпичах. Потом появились другие истории из послевоенной жизни и собственные почти детские воспоминания. Такие, например, как смерть Сталина.

Поначалу у него не было героини. Пересмотрел множество актрис, но ни одна не подходила. Потом близкие Андрея Сергеевича, которые так или иначе все связаны с кинематографом, посоветовали ему обратить внимание на Юлию Снигирь. Он посмотрел сериал «Новый папа» Паоло Соррентино, где Юлия сыграла Еву Новак, и понял, что это она – его Ариадна. С этого момента сценарий писался уже под неё. Более того, режиссёр сказал, что если бы Юлия не согласилась или не смогла играть в его фильме, то его не было бы совсем. Такая же ситуация сложилась с Андреем Смоляковым. В роли отца семейства Смирнов видел только его.

Следует отметить, что в фильме удивительный актёрский состав: Ирина Розанова, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Галина Тюнина, Александр Устюгов, Иван Добронравов, Дмитрий Куличков, Евдокия Германова. И даже небольшие роли, немногословные, исполнены настолько мастерски, что складываются в отдельные сюжетные линии, которые хочется продолжать. Зрители так и говорили во время обсуждения: «Нам не хватило Розановой, Ярмольника, Раппопорт». История настолько насыщенная, что её хватило бы на целый сериал.

Жизнь семьи интеллигентов Петкевичей происходит в московской коммунальной квартире на Большой Пироговке в разгар антисемитской кампании «борьбы с безродными космополитами». Вся страна живет в атмосфере сфабрикованных дел, страхе от доносов, ожидания арестов. Суровый мир коммунальной повседневности мало похож на ностальгическую идиллию Леонида Зорина и Михаила Козакова, показанную в «Покровских воротах».

Смирнов очень подробно и правдоподобно показывает коммунальный быт. От его узнаваемости многим становится не по себе. Несмотря на конец 1952 года – начало 1953-го, негласное противостояние «бывших» и «нынешних» продолжается даже внутри одной семьи.

Глава семьи (Андрей Смоляков) – ученик философа Гуссерля, преподаватель немецкой философии, что может быть хуже в это время. У героя есть реальный прототип – Густав Шпет, философ, психолог, теоретик искусства, переводчик-полиглот, знавший 17 языков и расстрелянный в 1937 году. Его жена (Ирина Розанова) — аристократка, выпускница Смольного, которая на вопрос, кладёт ли она в салат оливье картошку, отвечает: «Ни в коем случае. Картошка – это не оливье, это – общепит». Их дочь (Юлия Снигирь), красавица и умница, выбирает в мужья простого парня, коммуниста, метростроевца, фронтовика (Александр Устюгов) и счастлива с ним. Дружат Петкевичи только с врачами Дорфманами, потому что те тоже из «бывших». Им уготована одна судьба. Уже собраны «тревожные» чемоданчики со всем необходимым на тот самый случай, если за ними придут.

Петкевича арестовывают в новогоднюю ночь. И тот как бы невзначай спрашивает мужа дочери во время обыска, не его ли рук дело. Борис оскорбляется и в ту же ночь уходит из семьи. Ариадну увольняют из издательства как дочь врага народа. Семья остаётся без средств к существованию. Начинаются мытарства: поиск денег на продукты, распродажа личных вещей, бесконечные очереди в изолятор и самое страшное – безвестность. И тут Ариадне подворачивается молодой эмгэбэшник, готовый помочь с поисками отца.

У Смирнова нет в фильме однозначных оценок. У него и эмгэбэшник оказывается порядочным человеком, изрядно пострадавшим от советской власти и способным любить. Муж Ариадны – то ли стукач, то ли нет, – остаётся за кадром. Но ведь бросил сына и двух беспомощных женщин. Однако именно он незадолго до этого, рискуя карьерой, берёт на работу в Метрострой бывшего военнопленного с волчьим билетом, спасая от голода и высылки за 101 километр.

Дух народа-победителя неистребим. Есть в фильме сцена, не имеющая отношения к главным героям, но она едва ли не самая главная – это пьяная, шаманская пляска воспрянувшего духом фронтовика под песню «Минская улица». Торжество жизни над страхом.

Название картины отсылает к знакомому всем с советских времён тосту «За нас с вами и хрен с ними!». Квинтэссенцией огромной страны становится коммуналка, в которой вынуждены ютиться люди, не имеющие между собой ничего общего. Это особенно заметно, когда по радио объявляют о смерти Сталина: одни рыдают и бьются в истерике, другие парализованы и не понимают, как дальше жить, третьи благодарят Бога за то, что наконец прибрал тирана-душегуба, и люди вздохнут свободно.

Можем ли мы по фильму Смирнова изучать историю страны? Однозначно – да. В нём есть кадры хроники, но нет интерпретаций, нет нравоучений. Это хороший повод узнать историю страны поближе. Ведь это история наших родителей, бабушек и дедушек. Хотя режиссёр уверен, что это больше про нас, чем про них.

Несмотря на то, что судьбы арестованных Петкевича и Дорфмана неизвестны, режиссёр оставляет зрителя с надеждой, что всё в жизни героев обязательно наладится.

Обсуждение фильма длилось более часа. Андрей Смирнов ответил на все вопросы, каждый из которых начинался со слов благодарности за фильм. Кто-то интересовался судьбой героев. Кто-то говорил о том, что от правдоподобности коммунального быта мурашки ползут по спине. Участники киноклуба делились впечатлениями и выражали желание посмотреть фильм ещё раз. Зрители пожелали режиссёру новых премьер и дальнейших творческих успехов.

ИСТОЧНИК: Ельцин Центр https://yeltsin.ru/news/za-nas-s-vami-istoriya-bez-nravouchenij/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *