У каждого петербуржца в семье хранится фотоальбом — огромный, толстый, картонный или даже кожаный. Внутри, на пожелтевших плотных страницах, специальные «уголки», чтобы туда вставлять фото. И снимки самых разных лет — от начала прошлого века (а у кого-то, может быть, и конца позапрошлого!) и до начала века 21-го, когда в мире воцарилась эпоха цифры.
Галина ИЛЮХИНА
Достаньте его с полки или из кладовки, смахните пыль, полистайте… Обратите внимание, чем старше фото, тем торжественнее и напряженнее лица на них, тем с большим тщанием выбран фон и антураж: дети — в обнимку с плюшевыми мишками или верхом на лошадках-качалках, взрослые — в нарядах, с аккуратными прическами.
Портреты, сделанные в фотоателье Карла Буллы, начало ХХ века
Профессиональная композиция, бумага с волнистой фигурной обрезкой. Самые «древние» фотографии — на толстом картоне, с надписями золотым тиснением. Это снимки из фотоателье. Наверняка среди вороха старых карточек есть и те, что сделаны в ателье на Невском, 54 — в советские времена это место было известно как «Фотография № 1 Ленгорисполкома». Сюда, на верхний этаж, поднимались заказать художественный портрет, сняться на паспорт, сфотографировать детей. Фотоателье тут было с незапамятных времен, и казалось, что так будет всегда. Но в 90-е вместе с СССР на части стало разваливаться все. Сейчас, оглядываясь назад, я поражаюсь, насколько быстро шел распад — точно выдернули стержень — и все посыпалось. Время ускорилось, замелькало в агонии: гасли разбитые фонари, облуплялись и шли трещинами фасады домов, по несколько раз в год менялись вывески… Как грибы, росли какие-то невнятные «офисы», все стремительно коммерциализировалось.
Здание на Невском, 54. Фото Карла Буллы, начало ХХ века
Представьте — огромное полуразрушенное помещение в полтора этажа, стеклянный купол, шикарная терраса с видом на Невский и Садовую! То-то раздолье для бизнеса — хоть ресторан, хоть клуб, хоть казино! Ведь тогда, в 90-е, можно было всё. Но, наверное, есть у Петербурга специальные ангелы, которые отвечают за связь времен. В переломные годы город призывает их на помощь, и они делают так, чтобы нужный человек оказался в нужном месте, связал ускользающие концы невидимых нитей.
«Петербургский беспокойник» — так в шутку друзья называли Валентина Евгеньевича Эльбека. Блокадное детство, учеба, затем 30 лет в медицине — сначала детским хирургом, потом — главврачом. Строительство трех больниц, одна из которых была удостоена двух золотых медалей ВДНХ. В 90-е — бизнес, от парфюмерии до недвижимости. Параллельно — творческие проекты. Дружба с композитором Андреем Петровым, историком и журналистом Юрием Световым, актером и режиссером Евгением Лукошковым, реставратором Саввой Ямщиковым и многими, многими другими. Талантливые люди часто притягиваются друг к другу, как магниты. Но главное, что соединило их — пассионарность, неугомонная, заразительная страсть к созиданию.
Валентин Евгеньевич Эльбек, меценат, создатель Музея-фотосалона имени Карла Буллы
Сюда, на Невский 54, Валентина Евгеньевича привел сын Алексей, который дружил с директором фотосалона Андреем Иоффе. Тут все дышало историей, но разруха была страшная. Интуиция Эльбеков и страсть «делать красоту» возобладали, и в полуразвалившемся помещении «Фотографии №1» начался ремонт. Когда вскрыли пол, среди сгнивших досок блеснули стеклянные осколки. Дореволюционные дагерротипы! Некоторые из них впоследствии удалось сложить, собрать, несмотря на хрупкость. На чердаке, среди хлама, нашли детали старинной фотокамеры. И решение было принято: музею — быть!
По крупицам воссоздавалась история помещения, которое около 170 лет не меняло своего назначения. Перестраивался дом, менялись владельцы фотосалона: Кулиш, Бианки, отец и сын Бейеры, Борель, Чеснок, Иванов, Реутская, Булла… Ателье тут было все эти долгие годы, не закрываясь даже в блокаду. Конечно же, Карл Булла — самый известный владелец ателье и, пожалуй, самый знаменитый петербургский фотограф: великолепный портретист и пионер фоторепортажной съемки. Всем знакомы его хроникальные фотографии и пейзажи Петербурга. И выразительные портреты царской семьи и всех самых выдающихся персон того времени: принц Ольденбургский, Лев Толстой, академик Бехтерев, Анна Павлова, Иоанн Кронштадский…
Илья Репин в окружении учеников и друзей. Фотография Карла Буллы
Как известно, театр начинается с вешалки, а этот чудесный музей — с лестницы. По ней хочется подниматься медленно, разглядывая старинные фото, с любовью развешенные по стенам. В музее светло даже в самый пасмурный день — знаменитый стеклянный купол, огромные окна зимнего сада. Когда дом перестраивался в 1882-1883 годах по проекту знаменитого Сюзора — архитектора «Дома Зингера» (ныне — Дома книги), фотоателье решено было сохранить. Самое главное для фотографа — освещение, и эту задачу Сюзор решил блестяще. Света так много, что комнатные растения думают, что они в оранжерее, и разрастаются до небывалых размеров. Среди экспонатов — старинные фотокамеры, множество раритетов. И конечно же, фотографии. Кого тут только нет! В объективе Карла Буллы побывали Столыпин, Распутин, Шаляпин, Мандельштам, Репин… Невероятно! А какие тут запечатлены моменты из жизни старинного Петербурга! Можно бродить и рассматривать их часами, и каждый раз открывать для себя новые и новые детали.
Музей-фотосалон имени Карла Буллы
Валентин Эльбек и его друг исследователь Юрий Светов кропотливо воссоздали историю семьи Буллы — целой, как оказалось, фотографической династии. Карл Булла приобрел фотоателье в 1908 году, а после революции уехал в Эстонию; в Петербурге дело продолжили его сыновья — Александр и Виктор. Виктор смолоду был мастером репортажа: по заданию российского журнала «Нива» он успел побывать на Дальнем Востоке, освещая события русско-японской войны. По началу дело процветало: великолепные профессионалы продолжали снимать хронику тогдашних поистине исторических событий. Виктор делал фотопортреты Зиновьева, Каменева, Сталина и других партийных деятелей, став, по сути, штатным фотографом при Смольном. Братья занимались не только фотографией — они сняли множество короткометражных фильмов — документальных и художественных. Благодаря братьям Булла, мы сегодня можем взглянуть их глазами на события того тревожного времени.
Парад лейб-гвардии Конного полка. Фотография Карла Буллы
Но Советская власть к потомкам Буллы не была благосклонна. Оба сына попали под каток репрессий: Александр был осужден и после отбытия срока дожил до 1943 года, Виктор был расстрелян в 1938 году по ложному доносу. Внук Карла Буллы, сын Виктора Юрий, продолжил династию и тоже стал фотографом. Работал корреспондентом в «Ленинских искрах», а с началом Великой Отечественной войны ушел на фронт пехотинцем. Без вести пропал в конце 1941 года.
Обо всём об этом стало известно благодаря Валентину Евгеньевичу Эльбеку и его друзьям. Теперь на Невском, 54 — музей-фотосалон имени Карла Буллы. Он рассказывает не только о династии Булла, но и об истории петербургской фотографии. Нашлось место и для фонда с внушительной коллекцией уникальных исторических снимков, и для современных фотохудожников. В музее проводятся выставки, презентации и даже музыкальные вечера. Удивительное пространство! Оно буквально пропитано упругой, живой энергией созидания. Это энергия семьи Эльбеков и их соратников — людей, которые создали и этот необычный музей, и музей-усадьбу «Дом Буллы» (в Эстонии, в Сааремаа, где Карл Булла провел свои последние годы), и «Музей друзей Саввы Ямщикова» в Пушкинских Горах, где, помимо музея, есть детская школа искусств и реставрационная мастерская… И еще множество других проектов.
Карл Булла в кругу семьи, с сыновьями
За короткое время на семью Эльбеков обрушилась череда трагических событий: ушел из жизни сын Валентина Евгеньевича, Алексей Валентинович Эльбек. Через год не стало самого Валентина Евгеньевича. В мае этого года скончался ближайший друг и сподвижник Валентина Эльбека — Евгений Владиславович Лукошков. Невосполнимые, горькие утраты.
Сейчас делами Музея-фотосалона имени Карла Буллы занимается Анна Вадимовна Эльбек — невестка Валентина Евгеньевича Эльбека, вдова его сына. Мы попросили ее немного рассказать о Валентине Евгеньевиче.
В.Е. Эльбек с супругой Ниной Григорьевной и внучками
«Эти три года, полные потерь, были просто жуткими. Но мы стараемся жить дальше, продолжать дело Валентина Евгеньевича. То, что он делал — колоссальный труд. Сейчас все его начинания продолжает воплощать в жизнь вдова, Нина Григорьевна Эльбек. Их судьбы похожи — оба были блокадными детьми. Познакомились и поженились еще в институте и прожили вместе 60 лет. Вместе учились, вместе работали, вместе строили больницы. Нина Григорьевна — ангел-хранитель нашей семьи.
Валентин Евгеньевич был человеком фантастического масштаба. Дорасти, дотянуться до его уровня, как бы мы ни старались, просто невозможно. Если он загорался идеей, то непременно зажигал других. Так было и с музеем. Ведь все это создавалось на наших глазах. Домашние разговоры были только об этом. Куда бы Валентин Евгеньевич ни ехал, где бы ни был, он все время помнил о музее. В каждом городе непременно посещал блошиные рынки, антикварные магазины, расспрашивал о Карле Булле, перебирал открытки, искал любые материалы…
Ищущий да обрящет: однажды в Париже, на развале, они с Евгением Лукошковым нашли небольшую старинную книжку — брошюрку на французском языке. Это были воспоминания Пьера Жильяра — гувернера детей царской семьи. С 1913 года Жильяр был наставником цесаревича. Увлекался фотографией и сделал множество уникальных снимков. Он прожил с августейшим семейством 13 лет — последних лет жизни царской семьи. Вместе с ними верный Пьер Жильяр добровольно отправился в ссылку в Тобольск, затем — в Екатеринбург, в страшный Ипатьевский дом… Однако поселиться с царской семьей ему не позволили, проживал он отдельно. Потому и уцелел. Жильяру удалось выбраться из России, и он уехал в Лозанну. Каким-то невероятным образом он сумел вывезти с собой дагерротипы… И в 1921 году выпустил книгу «Трагическая судьба Николая II и его семьи». Книга успеха не имела, ее выход прошел совершенно незаметно и для Франции, и уж тем более для России. И вот, на развале блошиного рынка, потрепанный экземпляр попадает в руки Эльбека! Это ли не чудо? Валентин Евгеньевич дал книге вторую жизнь — там, где она была так нужна и желанна: в России. Он организовал перевод на русский язык, проиллюстрировал редчайшими фотографиями. Среди них есть два фотоснимка, где запечатлены Пьер Жильяр со своим воспитанником — цесаревичем Алексеем…»
Музей-фотосалон имени Карла Буллы
«Трагическая судьба Николая II и его семьи» — только одна из книг, изданных Валентином Эльбеком. Стол Анны Вадимовны буквально завален ими. Тут и потрясающий великолепием альбом «Россия. Романовы. 1613-2013. Дом Романовых в фотографиях», и «Санкт-Петербург. Сутки напролет», и «Петербург сквозь столетие», и «По Малой Садовой: путь через три столетия», и «Ленинград — Петербург. 60 лет после войны» и много, много других — книги, альбомы, буклеты… все они изданы Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы, который возглавлял Валентин Евгеньевич Эльбек.
Потеря сына стала для Валентина Евгеньевича страшным горем. Алексея похоронили во Всеволожске, на Рябовском кладбище. И последним благотворительным проектом Валентина Эльбека стало строительство церкви: он получил благословение и выступил ктитором Храма преподобного Алексия, Человека Божия, на Рябовском кладбище. Храм был достроен при жизни Валентина Евгеньевича, но освящен уже после смерти — ровно на сороковой день. В признание заслуг Патриаршую награду – орден Преподобного Сергия Радонежского III степени — был вручен его вдове. «Аксиос!» — эхом раздался под куполом возглас участников богослужения. «Аксиос» — значит «достоин».
Могила Карла Буллы в Эстонии, восстановленная Валентином Эльбеком
Но самое главное, чего достоин Валентин Эльбек — это память. Вся его жизнь, не столь длинная, сколь широкая, — словно огромная воссозданная мозаика, вместила в себя найденные им и кропотливо собранные осколки утраченной истории.
ИСТОЧНИК: Дзен https://dzen.ru/a/ZV9OVQpDXXpXd3c2