С нового учебного года школы России учатся по единым образовательным стандартам. Литература — не исключение. Теперь учителя не могут добавлять или исключать произведения по своему желанию: отступать от программы нельзя. По мнению нашего блогера Андрея Толкачева такой подход окончательно убьет желание читать классику.
Мы детей не спрашиваем: мы навязываем
Наших школьников никто не спрашивает, произведения какого автора они хотели бы почитать: Толстого или Толкина, Кафку или Достоевского, Шекспира или Горького. Все произведения сваливают в одну кучу и говорят «надо». Взрослые без всяких на то оснований тешат себя иллюзией, что ребенок всё-таки возьмется за классику, поняв всю плачевность своего положения. Но дети уже в открытую говорят (я в свое время на такое бы не решился): «Это бред и читать его не буду!»
Дети ходят и в школу-то ходят не потому, что это часть их плана. Следовательно, все, что там предлагается, вызывает в лучшем случае улыбку, отторжение и неприятие, в худшем — страх и депрессию. Одно из социологических исследований показало, что лишь 9% подростков до 15 лет не представляют жизни без книг. Еще бы: учителя сегодня сами говорят, что 4 тома Толстого никто читать не будет, «Молодая гвардия» Фадеева не обязательна, а «Горе от ума» можно тоже не читать — лучше спектакль посмотреть.
Но мы должны наконец посмотреть правде в глаза, чтобы не было как у Чехова в «Чтении»: «Мердяев выздоровел, но не совсем. И до сих пор при виде книги он дрожит и отворачивается.»
3 примера из моего опыта
Летом был в Грузии, 3 раза поднимался на Мцхету — 3 раза шел поклониться потрясающему таланту Александра Грибоедова. Там много было русскоязычных туристов — никто к памятнику не подходил.
Прихожу со студентами 1 курса на выставку — рассматриваем старинные книги. Спрашиваю потом: «Кто захотел их прочесть?» Ни одного желающего.
Пришел на встречу с замечательной Марией Кирилловной Залесской, главным редактором «Молодой гвардии». Там потрясающие книги в серии ЖЗЛ о Тамерлане, Будде, Джоне Ленноне, Булгакове. После встречи спросил: «Ребята: какую хотите прочесть?» Ни одной заявки.
А потом я увидел в руках у ребят книги — не те, о которых мы говорили не встрече. Промежуточный вывод: все, о чем говорят в школе или на официальных мероприятиях, вызывает отторжение. Чтение должно стать выбором молодого человека, глотком свободы.
Почему подростки не читают классику
Есть 5 избитых ответов и 1 новый. Но лично мне все 6 кажутся сомнительными.
- Книги вообще не читают
И мы стыдливо умалчиваем, что комиксы, онлайн-ужастики, онлайн-фантастику, просто фэнтези дети читают — да еще как! Нам следовало бы согласиться с Джоном Грином: «Существуют произведения, о которых не хочется говорить вслух: это книги настолько особые, редкие и твои, что объявить о своих предпочтениях кажется предательством». - Устарели реалии, которые авторы описывают
Нам кажется, что для современного ребенка дуэли кажутся дикостью, балы — телодвижениями сонных мух, поездки на тарантасе по деревням — скучным сомнительным аттракционом, переживания героев Д. надуманными, а юмор Г. устаревшим по сравнению с интернет-мемами и рилсами. - Неактуальные проблемы и затянутые сюжеты
Да, действие развивается медленно, чтобы удержать внимание современного ребенка. Мы намекаем: «Смысл этих произведений иначе не понять, вот дочитай и скажи, что ты понял, дружок». А если рефрейминг (прием, позволяющий изменить точку зрения человека — прим.ред.)? И сюжет станет не затянутым, а увлекающим в глубины психологии, истории. - Тексты написаны на устаревшем языке
«А словарь, — скажет книгочей — Найти и забыть?» Не наш путь. Можно поговорить об этимологии, а там — масса открытий. - Скучные герои
Нет-нет, здесь мы тоже не сдаемся. И восхваляем чистоту души и благородство персонажей: «бедную» Лизу, Гринева, Дубровского, Пьера Безухова, Сонечки Мармеладовой и Евгения Базарова. Но юные читатели не ассоциируют себя с героями этих книг. Даже поучительные примеры из басен Крылова никого не задевают. Да, никто не хочет быть Наташей Ростовой и Андреем Болконским. А почему? Да потому что их навязали. Дайте детям самим выбрать себе героев. Гарри Поттер, — это лучше, чем никто. - Книга отвлекает от практического опыта жизни и выбора профессии
Недавно услышал и такое мнение. Взрослые начали так рассуждать, забывая, что чтение — это мышление, а без мышления какой успех в будущем?
Я же вижу одну причину: подростки не читают, потому что им их читать призываем. То, что навязано сверху, вызывает негатив. Более того, в школе классическая литература оказалась в роли лабораторной лягушки, которую в целях изучения препарируют на столе.
Чтение литературы как часть образа жизни
Так что же теперь делать? Не изучать? Изучать, но в определенной парадигме, цель которой проста — сделать чтение частью образа жизни.
Первый этап — изменить учебники по литературе. Убрать весь пиетет и пафос. Уроки должны быть интересными — с обсуждениями, тестами, мозговыми штурмами, деловыми играми и диспутами. Второй этап — самостоятельный выбор книги школьником. Каждый ребенок выберет то, что ему интересно, и прочтет. Без оценочных суждений и назидания. Интересует его проблема буллинга — он выберет роман Адрианы Мэзер «Как повесить ведьму», где главная героиня в школе сталкивается с травлей и неприятием, демонстрирует умение постоять за себя и оптимизм, который в итоге помогают ей обзавестись новыми друзьями. Девочка-подросток не может принять себя — она ищет роман Холли Борн «Эви хочет быть нормальной», героини здесь имеют букет комплексов и учат с ними справляться.
Проблема расставания? Героиня романа Меган Миранды «Фрагменты прошлого» рассталась с любимым и переосмысливает свою жизнь. Переживания из-за развода родителей? Открываем «Сохрани мой секрет» Дженис Эрлбаум — мама с папой разбежались, девочка тоскует по маме, но учится самостоятельности.
Этап третий — мы в своем школьном тесном кругу делимся мнениями и впечатлениями в формате мозговых штурмов. Четвертый — школьники по своей инициативе расширяют круг чтения и классика постепенно входит в поле зрения юных читателей. Пушкина начинают любить за его вдохновение творить. Толстого — за масштабность замыслов и безупречный стиль. Достоевского — как близкого человека, который поможет и найдет ответы на вечные и насущные вопросы. Чехова — за иронию, Кафку — за абсурд, Лондона и Хемингуя — за любовь к жизни, Маркеса — за магический реализм. Да, это реально. Если не заставлять.
На завершающем этапе школьники становятся адвокатами своих писателей: они пишут сочинения и дискутируют на темы прочитанного по своей инициативе.
«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Эту фразу Фазиля Искандера я бы показывал каждому учителю в школе. Иначе после сегодняшних уроков литературы наши дети скажут так, как было сказано в сценарии замечательного фильма «Доживем до понедельника»: «Мы не заметили ту осень, которую любил Пушкин».