Недавно показанная кинокартина посвящена Михаилу Савельевичу Шапрову, участнику глобальных политических процессов двадцатого века. Он был личным секретарем Наркома иностранных дел Чичерина, затем крупным дипломатом в европейских странах, участником предвоенных переговоров Сталина и Гитлера. В сороковые и пятидесятые оказался на каторге в Воркуте как немецкий шпион, а позже стал заниматься документальным и научно-популярным кино.
Известный журналист, режиссер и продюсер Андрей Райкин на один день прилетел в Сыктывкар – специально для того, чтобы показать здесь снятый по его сценарию фильм «Мой дед цыган Шапиро».
Событий в жизни цыгана Мишки Шапиро (он же советский дипломат Михаил Савельевич Шапров) хватило бы на несколько романов, написанных в разных жанрах: от авантюрного до любовно-приключенческого и даже мистического. Однако при жизни дед не хотел, чтобы внук записывал что-то на бумагу, жизнь научила осторожности. Объяснял свой отказ просто: «Слушай – запоминай». Внук запомнил и снял фильм.
Зигзаги судьбы
Михаил Шапиро родился в Николаеве. Мать его была цыганкой, которую в младенчестве подбросили в дом богатого еврея-кондитера Абрама Шапиро. В 14 лет Миша приехал в Москву и по протекции старшей сестры Анны, прибавив себе несколько лет, устроился в Наркомат иностранных дел курьером. Смышленого паренька заметили, и уже через год он стал сменным секретарем наркома Георгия Чичерина. В фильме говорится, что будущий дипломат по ночам оставался в здании комиссариата и даже спал на широком рабочем столе начальника, поскольку ни своей кровати, ни комнаты, где она могла бы стоять, у Миши тогда не было.
Азам дипломатии, иностранным языкам и светским манерам он учился самостоятельно и, что называется, на личном опыте. Перед первым приемом в Кремле, к примеру, по совету сослуживцев, наелся дома до отвала гречневой каши. Ведь приемы обычно затягиваются, а есть на них ничего не дают. Так сказали сослуживцы, решившие подшутить над шустрым «цыганенком». На приеме сидел за столом сам не свой. Стол ломился от яств и разносолов, а в рот ничего не лезло. «Что это ваш секретарь ничего не ест?» – забеспокоились иностранные гости. Чичерин, взяв парня под локоток, отвел его в сторону и дал жесткий совет: «Идешь в уборную, суешь ложку серебряным концом в рот…». Через десять минут секретарь вернулся и стал уплетать за обе щеки.
Во время гражданской войны в Испании дед, к тому времени уже успевший поработать дипломатом в Германии и Венгрии, работал первым секретарем полпредства СССР в Чехословакии. Ему пришлось часто устраивать пикники в горах и таким образом, под их прикрытием, переправлять оружие. Его выследили и решили ликвидировать. Была подстроена авария. Михаил чудом выжил в лобовом столкновении кабриолета и грузовика. Но тело его буквально собирали по кусочкам. Несколько месяцев он провел в госпитале, из которого вышел инвалидом. Левая рука так и не восстановилась – болталась от плеча, «как веревка». После этого советского дипломата объявили персоной нон грата и выслали в Россию.
«Путевка» в Воркуту
В 1939 году в МИДе начались так называемые «чистки». Шапрова сняли со всех постов, но по странному стечению обстоятельств не выгнали из партии. Во время войны он работал на студии диафильмов. Тогда это были в основном учебные пособия для бойцов Красной армии. А в 1949-м по доносу соседки Шапров был арестован как «враг народа и шпион». Из личных архивов было изъято много бумаг и фотографий. Среди них оказались и фото, где Шапиро был запечатлен в довольно странной для цыгана-еврея компании – вместе с Гитлером, Геббельсом, Молотовым и Риббентропом во время подписания пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом.
В тюрьме, после многодневных допросов и избиений, весивший под 100 кг дипломат похудел до 42. От расстрела его спасло только то, что подпись под «признанием» он так и не поставил. Доходягу-инвалида отправили в Воркуту, где он чудом продержался семь лет.
«О лагере дед, как ни странно, рассказывал с улыбкой, – признался Андрей Райкин. – Наверное, это был психологический барьер: смешно о страшном. Еще дед любил анекдоты и нередко рассказывал их за общим столом, за что часто удостаивался укоризненного взгляда от бабушки. Например, такой. «При Ленине было как в туннеле: кругом тьма, впереди свет. При Сталине – как в автобусе: один ведет, половина сидит, остальные трясутся».
Что тебе снилось, Юрий Гагарин?
Освободившись, вчерашний зэк Шапров возглавил Центральную студию документальных фильмов. Более того, стал, по сути, создателем нового направления в документалистике. Именно он через ЦК партии убедил Сергея Королева и снял фильм о подготовке к полету в космос Юрия Гагарина. Через месяц после триумфального возвращения космонавта на Землю «киношники» сняли, как он спит перед полетом, как его облачают в скафандр, как главный конструктор прощается с ним у подножия ракеты…
В последних кадрах фильма внук подводит итог: «Мой жизнелюбивый и загадочный дед видел ХХ век с разных сторон и пережил столько, сколько не может вместить одна человеческая жизнь. Такое точно дается не многим. Избранным…».
Национальной библиотеке РК Андрей Райкин презентовал три экземпляра своей книги, в которую вошли сценарий «Мой дед…» и другие истории для кино.
Громкая фамилия
В династии Райкиных много талантливых людей. Это, конечно, легендарный Аркадий Райкин, звезда советской эстрады.
Младший брат Райкина – Макс, известный многим под сценическим именем Максим Максимов. Жена Макса – Марина Михайловна – дочь Михаила Шапиро. Таким образом, Андрей Райкин – племянник Аркадия и двоюродный брат Константина Райкина, артиста и руководителя театра «Сатирикон».
Андрей Максович окончил журфак МГУ, работал в службе Иновещания Гостелерадио СССР. В настоящее время является шеф-редактором Службы информационного вещания телеканала «Культура», ведет семинары «Театральная тележурналистика» на журфаке МГУ и театроведческом факультете РАТИ.
Лиля ВОВК.
Замысел картины, которая прежде была показана всего лишь однажды, на санкт-петербургском кинофестивале «Невский благовест», внук дипломата Шапиро и племянник великого Аркадия Райкина вынашивал более 40 лет. О картине, о своих предках, о временах, которые не выбирают, и о себе в предлагаемых обстоятельствах Андрей Максович рассказал накануне премьеры.
Родом из табора
— Так кто ж вы, наконец, перефразируя классика?
— Да, нешуточная смесь: цыганская, польская, персидская и русская кровь.
— А кем себя ощущаете?
— Европейцем!
— Цыганским или еврейским?
— Моя прабабушка, Екатерина, рожденная в самом настоящем цыганском таборе, была, как это ни удивительно, цыганкой, которую во младенчестве подбросили в дом богатого еврея в Николаеве. Она 98 лет прожила, так что я даже успел ее застать. Но уже в Москве, на Сухаревской. А фамилия еврея была Шапиро. Самый настоящий Абрам Шапиро. Так бывает. И хочу заметить, что это хороший еврей, добрый оказался… К тому же еще и кондитер был успешный, петушков делал, сладких таких, знаете?..
М. С. Шапиро
— Еще бы не знать, если я их и сейчас покупаю.
— Так это уже другие петушки, местные, другой, так сказать, копирайт.
Миры Шапиро
— А ваша прабабушка тоже петушков делала?
— Нет, она портнихой стала. И потом замуж вышла — за поляка Савелия Теплицкого, и, что вполне закономерно, несколько лет спустя появился на свет и мой дедушка, Михаил, что вначале Шапиро был, а потом Теплицкий…
— Почему так?
— «Революцьонные события», как писал Маяковский, помните? Приходилось и еще раз фамилию менять. После Шапиро Шапров стал. Столько сложностей с этим было спустя полвека. Да и чего только не было.
— …Революцьонный держите шаг…
— …вот-вот. А Маяковский еще и о дипкурьере писал, о Теодоре Нетте, а другим дипкурьером был мой дед… И где же он только не побывал: Италия, Австрия, Германия… Правда, пароход в его честь так и не назвали, как в честь Нетте, но приключений зато было! И об этом кино.
— Авантюристом, выходит, был ваш дедушка.
— Он был секретарем Чичерина, дипломатом-полиглотом, секретарем посольства в Германии, участвовал в переброске оружия в Испанию, был послом в Чехии, избежал покушения в Альпах, при этом чуть левую руку не потерял, сшивали по кусочкам, получил паралич, был узником ГУЛАГа — еще бы, когда запечатлен на фотографиях с Гитлером, с Риббентропом, с Шелленберогом… Когда за ним пришли, то извинились, что ему пришлось ждать 10 лет. Но так и не рассказал он мне, что там, в казематах гулаговских, было, не мог вспоминать.
— Незаурядная биография…
— В которой было всего лишь два класса хедера — и все. Правда, еще пять языков. Самостоятельно выученных Ну, а после Воркуты, Марийской АССР, после реабилитации стал в 50-е стал директором ЦСДФ. С Романом Карменом работал, даже секретарем Союза кинематографистов был.
Дядя Райкин
— А откуда в вашей жизни появился Райкин?
— Моя мама, Марина Михайловна, вышла замуж за Макса, родного брата Аркадия Исааковича.
Максим (Макс) Райкин
— Райкин был мегазвездой.
— Да, он всегда был добр к родным, хотя и был немногословным, сосредоточенным, всегда как-то внутри себя, в себе, при невероятной энергии, о которой мы все знаем. Собранным был всегда, максимально. При огромном напряжении, а еще и постоянные поездки, гастроли, а здоровьем при этом отличался совсем даже и неважным. Как-то мы вместе оказались в Ульяновске, и дядя позвал нас к себе обедать и рассказывал, в дуэте с Ромой, своей женой, как у него только что побывал слесарь. О!.. Это была готовая сценка. А какая восприимчивость к языкам! Сложнейший венгерский язык Аркадий Исаакович выучил, по сути, за несколько недель и ездил каждый год в гости к Яношу Кадару, отдыхать на его даче на Балатоне. На английском выступал в Америке, куда его в свое время и сам Сол Юрок приглашал, и в Англии, где выступал дважды. Мой отец, который также был артистом, тоже несколько лет играл в Театре миниатюр, прежде чем перешел в Мосэстраду, что некоторое время спустя стала Москонцертом.
Кадр из фильма «Люди и манекены» с участием братьев Райкиных
ИСТОЧНИК: STMEGI https://stmegi.com/posts/98709/andrey-raykin-i-ego-film-moy-ded-tsygan-shapiro/