ДОРОЖНАЯ КАРТА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

08.04.2024
466

О поддержке малого бизнеса не писал только ленивый. Между тем, пресса изобилует различными фактами недовольства представителей малого бизнеса. То сетуют на нехватку средств для успешного ведения бизнеса, то жалуются на торговые сети, которые уклоняются в приеме на реализацию их продукции, то говорят, что поддержка оказывается весьма нерегулярной и выборочно.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы неоднородности природы малого бизнеса, и предлагается создание регионального Попечительного Совета по поддержки малого предпринимательства на базе возможностей кластерных технологий.

Ключевые слова. Попечительный Совет поддержки малых фирм, кластеры фирм, неоднородность сущности малого бизнеса.

Памяти профессора С.А. Пелиха.

Владимир ТРЕТЬЯК- доктор экономических наук, профессор

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что многообразные формы поддержки малых предприятий властными структурами следует использовать дифференцированно.

Во всем мире малый бизнес обладает противоречивой, двойственной природой и представляет собой весьма подвижное явление, которое стремится выйти за пределы своей сущности. Малые и средние предприятия составляют до 90% промышленных предприятий и обеспечивают занятость трудоспособного населения от 40 до 80% в промышленном производстве в рыночно развитых странах[1]. В развивающихся странах роль малых и средних предприятий еще более важная, так как зачастую предоставляет единственную возможность для создания дополнительных рабочих мест.

Следует отметить, что почти все исследователи едины во мнении, что малый бизнес крайне неоднороден. Одни компании работают на совершенных рынках[2] (где АС=МС=Р) или рынках рабочей конкуренции[3]. Их доля на рынке – незначительна, их количество достаточно велико, но они работают в зоне повышенного риска, их средние и предельные издержки примерно равны и близки к величине равновесной цены. Отдельные фирмы создаются для осуществления не совсем законных операций (например, фирмы однодневки, фирмы, позволяющие оптимизацию бюджетных платежей). Видимо и здесь, в законодательстве, надо учитывать эти различия.

Другие, встроены в работу доминирующих фирм[4] и на таком высококонцентрированном рынке они получают известные (по Форхаймеру) преимущества.   И, хотя их доли на рынке, по сравнению с долей доминирующей фирмы на рынке также незначительна, все же их издержки ниже, чем цена, установленная на рынке с ориентации на лидера. Доминирующая фирма является прайс-мейкером (price-maker). а малые предприятия-прайс мейкерами (price-taker). Поэтому эти компании на совершенных рынках не работают, а находятся «под зонтиком» доминирующей фирмы, предполагающей, что цена (Р) значительно выше и средних (АС) и предельных (МС) издержек. Морже же доминирующей фирмы, увеличивается исходя из разницы между своими издержками и издержками малых предприятий.

Третьи видят малый бизнес как самозанятость, когда человек пытается выйти из сферы скрытой безработицы.

 Четвертые обращают внимание на многочисленные промыслы, сохранение которых связано с воспроизводством культурных ценностей.

Пятые говорят о множественности форм высокотехнологических малых предприятий. Последние могут рассматриваться в разрезе первых четырех разновидностей характеристик малого бизнеса.

Шестые видят малый бизнес как фирмы прилипалы, которые работают в сфере преодоления искусственно создаваемых барьеров. Существует множество оттенков мнимых, по сути, но реальных малых образований де-юре, которые имитируют ведение бизнеса, прикрывая теневое производство изделий и услуг.

Если говорить о самозанятых и представителей художественных промыслов, то здесь видимо наиболее результативной может быть форма предоставления грантов на конкурсной основе. Но, кроме этого, следует оказывать поддержку в части встраивания продукции в существующую дистрибутивную сеть, льготное участие в выставках и ярмарках.  

Что касается поддержки фирм малого бизнеса, встроенного в работу доминирующей фирм, которая стрит свою деятельность на использовании рыночной власти, то здесь следует осторожно использовать любые формы поддержки со стороны властных структур. Здесь надо помнить, что малый бизнес, находящийся «под зонтиком» доминирующей фирмы. Последняя допускает работу малых фирм в той мере, на сколько это способствует увеличению маржи между издержками этих фирм и своими. Иначе говоря, поддержка малых фирм будет означать по факту поддержку доминирующей фирмы.

Для компаний, работающих на совершенных рынках.  По характеру основного капитала этих фирм одни высокотехнологичные, другие кустарные. В силу неоднородности малого бизнеса, порой о природе его пишут разное. Но о его гримасах можно говорить много. Классическое понимание природы малого предпринимательства сводится к производству реальных благ или услуг в условиях совершенной или рабочей конкуренции. Это означает, что имеет место множество небольших фирм, которым приходится хозяйствовать в зоне повешенных экономических рисков, мизерной для производителя рыночной властью[5], поскольку они небольшие, а, следовательно, с незначительной прибылью в долгосрочном периоде. Все подобные фирмы покупают факторы производства и продают товары на конкурентных рынках, постольку исключается возможность неэффективности в их деятельности. Следовательно, с одной стороны, на состоятельных рынках достигается вершина рациональности использования ресурсов. С другой стороны, всякое вмешательство извне приведет к снижению результативности функционирования отраслевого рынка. Для малых фирм с такими характеристиками видимо наиболее результативно было бы использовать технологию кластеризации[6].

Реальным кластером[7] предприятий является совокупность малых фирм представляющая собой квазиинтегрированную структуру[8], в которой считается нормальной ситуация, при которой наблюдается отсутствие контроля над собственностью активов каждого из участников кластера, при соблюдении жесткого контроль над управлением общими их активами и при этом, участники кластера не имеют рыночной власти.

Классический кластер малых фирм[9] – участник состоятельного рынка, где отсутствует рыночная власть фирм, входящих в него, где каждый их производителей занимает незначительную долю рынка, где не ощущается в цене их продукции бренд премии. К реальным относятся кластеры предприятий, способные рационально использовать ограниченные ресурсы[10] и достигающие эффект за счет совместного, рационального использования своих активов.

Кластер малых фирм, как и всякий иной бизнес не может быть вечным. Он когда-то создается, некоторое время существует и конечно же умирает. Квазиинтегрированные структуры более подвижны, нежели классические фирмы, использующие формы естественной и неполной интеграцией активов. Но в данном случае хотелось бы подчеркнуть, что степень зрелости кластера бывает разная. Поэтому можно говорить не о создании кластера фирм, а о формировании его на определенной фазе его жизненного цикла.

В процессе своего формирования кластера малых фирм проходит, как правило, пять стадий: агитацию и мотивацию потенциальных участников, разработку общей стратегии, пилотного проекта, стратегического проекта, стадию саморегуляции и фазу трансформации[11].

Первая стадия или создание агломерата включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:

  • выявить «критическую массу» малых предприятий, испытывающих сходные проблемы в бизнесе;
  • достичь понимания ими преимуществ кластера;
  • сформировать группу сторонников объединения деловых усилий.

В упрощенном виде процесс взаимного изучения предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных  проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.

В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения. В итоге этих акций предприниматели могут изъявить желание объединиться вокруг этой идеи, актуальность которой осознает каждый из них. Очевидно, что кроме осознания цели и желания взаимодействовать, ограничений на число участников группы нет, хотя близость расположения фирм и конечное число участников добровольно способствует снижению издержек при организации сети.

Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, необходимо приступить к разработке стратегии кластера предприятий, которая предполагает прежде всего: анализ общих проблем и возможностей, формирование единого рабочего плана и структуры связей входящих в кластер предприятий. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы.

Первая стадияПараметры
Агломерат= Установление доверительных отношений = Выявленные зон интересов = Введение элементов прозрачности

На этой стадии поддержка властных структур может быть плодотворной в части обучения принципам кластеризации, разъяснению ее сути, в выработке направлений трансформации его деятельность.

Вторая стадия жизненного цикла кластера (зарождающийся кластер) предполагает, что в регионе появляется несколько компаний, объединяющихся вокруг «ключевой» сферы деятельности кластера, расширяются общие перспективы сотрудничества. Здесь также поддержка властных структур может состоять в обучении и предоставлении льготных условиях участие фирм выставках и ярмарках.

Вторая стадияПараметры
Зарождающийся= Определение сферы прозрачности = Формирование группы доверия = Реализация частичных совместных проектов

Третья стадия жизненного цикла кластера характеризуется (развивающийся кластер) тем, что новые участники, привлеченные возможностями кластерной организации, приходят в регион, возникают новые взаимосвязи. Именно на этой стадии возникает действительное объединение участников кластера по неформальным признакам. На этой стадии властные структуры могут относиться к кластеру как формирующемуся классическому предпринимательству в данном регионе.

Третья стадияПараметры
Развивающийся= Единая сеть поставщиков и сбыта = Единые стандарты качества = Возросшая степень доверия = Создание ассоциации, =Делегирование полномочий по управлению активами

На четвертой стадии жизненного цикла кластера (зрелый кластер) достигается критическая масса участников и кластер развивает связи за пределами региона. Данная стадия характеризуется динамичным развитием новых фирм внутри кластера. Вероятно также объединение ресурсов, создание новых компаний, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.  На этой стадии поддержка государством кластера осуществляется исходя из региональной потребности.

Четвертая стадияПараметры
Зрелый= Единый Бренд = Экспортная составляющая растет = Расходы на НИОКР

Зрелый кластер уже состоявшееся явление современного бизнеса. С изменением рынка, технологий, происходят изменения в кластере. Для выживания бизнеса участников кластера и не допущения стагнации, участники зрелого кластера концентрируются вокруг новых возможностей, продуктов или технологий.  Кластер малых фирм на этой стадии начинает трансформироваться, либо в несколько новых кластеров, либо в устойчивое состояние реального бизнеса. Последняя стадия циклического развития называется — трансформирующийся кластер.

Пятая стадияПараметры
Трансформирующийся= Формирования компании с рыночной властью = Работа по созданию новых кластеров

На этой стадии государство поддерживает новые кластеры малых фирм по вышеприведенной схеме, а к новой компании с наличием рыночной власти должно быть равное отношение как к региональному бизнесу.

Итак, механизм поддержки малых компаний видимо целесообразно осуществлять в виде некой программы на региональном уровне, которая формировалась бы попечительным советом. Последний предположительно может состоять из авторитетных представителей местного малого бизнеса из работающих не совершенных рынков. В полномочиях этого Совета поддержки малых фирм определять степень этой поддержки, исходя из складывающихся реальных условий. Именно Совету следует властным структурам делегировать полномочия по активизации регионального малого бизнеса, определяющую меру поддержки субъектов регионального рынка.

Литература.

  1. Industrial Clusters and Networks: Case Studies of SME Growth and Innovation. 2001, p. 7.
  2. Третьяк В. П Импортозамещение – неотделимая составляющая экономической политики государства. //. // Знак вопроса № 5, 2015, с. 116 -121
  3. Третьяк В. П. Смирнов В. Г.  О динамике результативности функционирования отраслевого рынка на пути к ноономике//«Экономика и управление в машиностроении» № 4, № 5,  № 6 , 2022.  
  4. Третьяк В. П. Кластеры предприятий Изд. 3-е М. Изд-во «Вишневый пирог» 2011. 122с

[1] Industrial Clusters and Networks: Case Studies of SME Growth and Innovation. 2001, p. 7.

[2] Они работают в конкурентном окружении (competitive fringe firms).

[3] Это рынок свободной конкуренции, когда цена (Р) равна средним (АС) и равна предельным (МС) издержкам, но имеются расходы на преодолении барьеров входа на этот рынок.

[4] Модель ценового лидерства доминирующей фирмы (Dominant firm price leadership model) – модель, допускающая существование отрасли с одной доминирующей фирмой и конкурентным окружением (фирмы-аутсайдеры, пользующими возможностью ориентироваться на цены лидера), где доминирующая фирма является прайс-мейкером и максимизирует прибыль, правильно ограничивая объем выпуска продукции фирмами-аутсайдерами при цене лидера.

[5] Рыночная власть характерна для несостоятельных рынков. Несостоятельный рынок (market failure) – рынок, характеризующийся наличием определенных условий («провалов рынка»), делающих его неэффективным в отношении распределения ресурсов. Провал рынка (market failure) – представляет собой ситуацию, при которой рыночному механизму не удается достичь оптимального размещения ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, в которых отчетливо можно зафиксировать провал рынка: наличие монополии или монопольной власти; недостаток информации или ее асимметрия; возникновение внешних эффектов (экстерналий); производство общественных благ.

[6] См. подробнее Третьяк В. П. Кластеры предприятий Изд. 3-е М. Изд-во «Вишневый пирог» 2011. 322с

[7] Ложный кластер малого предпринимательства представляют фирмы, по всем параметрам подпадающие под малый бизнес, но которые встроены в работу доминирующей фирмы.

[8] Квазиинтеграция активов характеризуется тем, что имеет место контроль над поведением фирм, при сохранении их юридической самостоятельности, но когда имеет место наличие контроля над поведением формально самостоятельных фирм, при отсутствии контроля над их собственностью,

[9] Экономическими формами проявления квазиинтеграции для фирм, обладающих гигантской рыночной властью, являютсястратегическиеальянсыфирм. Networkобъединения формируются из средних предприятий. Кластерыже состоят из мелких фирм, не обладающих значительной рыночной властью.

[10] Вступление в кластер способствует повышению аллокации ресурсов.

[11]  См. подробнее Третьяк В. П. Кластеры предприятий Изд. 3-е М. Изд-во «Вишневый пирог» 2011. 122с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *