Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и образование не осталось в стороне от этого процесса. Онлайн-формат обучения становится все более популярным, обретая новые измерения и возможности. Благодаря общей тенденции к цифровизации и демократизации знаний, разрабатывается все больше программ высшего и дополнительного образования, которые проходят полностью в онлайне.
О специфике онлайн-обучения, трендах в сфере EdTech и студентах как клиентах ПостНаука поговорила с руководителем программ высшего образования Яндекс Практикума, куратором профиля «Управление образовательными продуктами и педагогический дизайн» бакалавриата МВШСЭН Анастасией Ждановской.
О вызовах онлайн-образования
Главный стереотип, который сложился вокруг онлайн-образования, связан с тем, что оно стало массовым в контексте пандемии коронавируса. В тот момент никто не подходил к разработке онлайн-курсов со всей серьезностью и вниманием: все просто перенесли свои занятия из класса в Zoom. Но, на самом деле, это не так просто.
Я помню, как страдали школьники и студенты, учителя и преподаватели, которые вдруг поняли, что прочитать лекцию на полтора часа в Zoom — это совсем не то же самое, что прочитать ее в аудитории, где есть живой контакт и возможность управлять вниманием слушателей. В результате сложилось впечатление, что онлайн-образование — это некачественный и некомфортный процесс, который трудно реализовывать. К сожалению, такой стереотип до сих пор существует, несмотря на то, что сейчас есть множество примеров качественных проектов в сфере онлайн-образования. Как мне кажется, опыт спонтанного перехода в онлайн сильно испортил нашу репутацию.
Между тем, очевидно, что учебная активность в дистанционном формате должна быть спроектирована иначе, чем в офлайне. Во-первых, преподавая онлайн, мы конкурируем со средой, в которой находится человек. Возможно, он присоединяется к занятиям с рабочего места или даже во время отпуска. Это представляет определенные сложности для нас, преподавателей, по сравнению с ситуацией, когда студенты просто приходят к нам в класс.
Во-вторых, в онлайне люди более склонны выпадать из учебы. Чтобы это предотвратить, в образовательный процесс вводятся новые роли. Конечно, следить за эффективностью учебных процессов и мотивацией студентов необходимо везде. Однако когда люди находятся в аудитории, создается впечатление, что мы можем эффективнее контролировать их внимание. На самом же деле они могут так же просто перестать участвовать в процессе. В Zoom это становится более заметным. Переход в онлайн, как мне кажется, выявил проблемы, которые мы не видели в офлайн-формате.
Например, в своей преподавательской практике я стараюсь минимизировать такие фронтальные процедуры, как чтение лекций, поскольку высок риск потерять интерес участников. Действительно, есть проекты, где просвещение граничит с edutainment’ом, и люди собираются для того, чтобы послушать лекцию. Однако, если мы стремимся к тому, чтобы вовлечь участников в образовательный процесс и получить конкретные результаты, такие форматы едва ли будут эффективны.
Если есть информация, которую я хочу передать людям, я, скорее, запишу им подкаст, чтобы они смогли послушать его в удобное для себя время, чем соберу их всех в Zoom и буду рассказывать что-то синхронно. Потому что в этом нет смысла. Но зато на онлайн-занятии мы можем обсудить то, что они услышали в моем подкасте, прочитали в книге или выполнили в рамках какой-то практической работы.
Конечно, синхронные мероприятия требуют довольно тщательного планирования. Во-первых, онлайн-семинар подразумевает более частую смену активностей и большое количество интерактивных элементов. Есть и другие нюансы. Например, проводя онлайн-семинар, я закладываю больше времени на онбординг, потому что, возможно, не все участники работали с инструментами, которые мы используем.
Тренды в онлайн-образовании
В первую очередь я бы назвала мультимедийность контента. Мы не можем постоянно предлагать студентам одни и те же активности и форматы работы, потому что это быстро утомляет и снижает фокус. Хорошо, когда у студента есть разнообразие в обучении, которое не дает ему заскучать, при этом отвечая его учебным целям и задачам.
Например, где-то он может прочитать лонгрид, а где-то — посмотреть видео, в случае, если у нас есть харизматичный спикер. Где-то он может поработать самостоятельно на платформе, где люди учатся писать код, а затем посетить нашу Q&A-сессию. Кажется, что такой подход, при котором человек самостоятельно учится и ищет ошибки, позволяет ему лучше управлять своим временем.
Второй тренд — это поддержка и сопровождение студентов. Возможно, он будет становиться еще более важным по мере того, как идея о продуктовом подходе к обучению, где студент одновременно является клиентом, который может выбрать нас или пойти к кому-то другому, приобретает все большую значимость.
Необходимо предлагать студентам такой учебный опыт, который для них оптимален и соответствует их ожиданиям. Забота о студентах — это важный аспект, который мы должны научиться реализовывать так, чтобы поддержка и дополнительные активности возникали именно тогда, когда они нужны студентам.
Чем более опытные люди участвуют в учебном процессе, тем сильнее они нуждаются в менторе, а не в наборе навыков, которые они осваивают самостоятельно. Ментор помогает им ориентироваться, подсказывает, на каком этапе развития они сейчас находятся и какой шаг им нужно сделать, чтобы качественно повысить свою экспертизу. Это не просто преподаватель или менеджер, который напоминает о дедлайнах, — это человек, который в индивидуальном порядке помогает разобраться в том, что важно для студента.
О новейших технологиях в обучении
В онлайн-обучении от Яндекс Практикума переработан традиционный модус «преподаватель — студент». В образовательном процессе мы прежде всего опираемся на платформу-тренажер. Для людей, изучающих программирование и анализ данных, эта платформа предоставляет более эффективные способы отработки навыков, чем, например, синхронные семинары с преподавателем.
Идея тренажера довольно проста и заключается в том, что навык нарабатывается путем повторения заложенных в него действий. Мы поняли, что для этого можно организовать цифровую среду вместо привычных семинаров с преподавателем один на один или, например, один на двадцать. И в случае с цифровыми профессиями это очень хорошо работает, потому что мы можем многое покрыть благодаря автопроверке. Человек не ждет ревью каждого маленького шага от эксперта, а получает его автоматически.
Обучаясь с помощью тренажера, человек может двигаться в том темпе, который для него комфортен. Конечно, есть рекомендуемые длительности спринтов, но в целом каждый имеет возможность соблюдать свой индивидуальный баланс. Человек, использующий тренажер, получает всю необходимую теорию, чтобы приступить к написанию кода, после чего — сразу получает обратную связь автопроверки об ошибках. Только исправив их и переписав код, он получает доступ к следующему уроку.
В настоящее время к платформе также подключен ИИ-помощник на базе YaGPT. Он помогает в решении многих интересных задач, включая написание кода. Нейросеть оснащена возможностью объяснять материал с использованием альтернативных формулировок и помогать студентам повторить пройденные темы. Так, если в коде обнаружилась ошибка, ИИ-помощник предлагает три гипотезы о ее причине. Он не говорит прямо: «У вас ошибка здесь», а дает подсказку в виде предположения. При этом ИИ-помощник находит ошибку быстрее, чем человек. Если ни одна из гипотез не подтвердится, можно обратиться к нейросети с просьбой объяснить ошибку иным образом.
Результаты внутреннего тестирования показали, что 80% студентов, допустивших ошибку в коде, уточняют у нейросети, что пошло не так. Плюс, те, кто используют подсказки к коду, в среднем решают задачи быстрее, чем те, кто ими не пользуется. Постоянный цикл экспериментов, который мы проводим, показывает, что такие инструменты действительно ускоряют процесс и делают его более эффективным.
Специфика учебного процесса в онлайне
Конечно, формат индивидуальной работы в тренажере делает многократно более актуальными задачи поддержки мотивации студента, сопровождения его учебного пути и создания «человеческого» компонента внутри программы.
В Практикуме работает команда специалистов, которые следят за прогрессом студентов, поддерживают с ними контакт через личные сообщения и, в случае необходимости, помогают организовать консультации. Например, кураторы контролируют, закрывает ли студент проекты в срок. Если возникают проблемы, куратор приходит и спрашивает, как обстоят дела. Он не является экспертом в какой-либо области, но следит за тем, чтобы студенты не исчезали из процесса и помогает им объединиться в сообщество. Куратор организует общение внутри когорты, модерирует чаты и делает все, чтобы студенты чувствовали себя частью команды.
Далее у нас есть наставники — опытные специалисты, которые обладают экспертизой. Они появляются в случае, если куратор обнаруживает, что студенту необходима экспертная поддержка. Наставник может проводить как общие Q&A сессии для всей группы, так и разборы сложных тем. Кроме того, у каждого студента есть возможность обратиться к наставнику индивидуально через личный чат, в который студент может отправлять свои вопросы. Наставник отвечает на них в течение пары дней и разбирает их в индивидуальном порядке.
За экспертную поддержку также отвечают ревьюеры — команда специалистов, которая отвечает за проверку работ и обратную связь по ним. На каждый крупный проект в рамках программы студент получает подробный комментарий, который позволяет отрефлексировать и улучшить сделанное.
Чтобы стимулировать общение не только с экспертами, но и с другими студентами, в Яндекс Практикуме присутствует и командная проектная работа. Особенно в образовательных программах, которые готовят к профессиям, где мягкие навыки (soft-skills) очень важны.
Чем ближе студенты к окончанию курса, тем важнее для них карьерная поддержка. Для этого у нас есть карьерный трек, который помогает людям составлять резюме, которое действительно подчеркивает их достижения, упаковывать свои кейсы в портфолио, правильно проходить собеседования. Это все — отдельные навыки, которые не приобретаются сами по себе.
У нас также есть база партнерских вакансий, которые доступны студентам, но это, скорее, техническое дополнение. Важным является то, что мы не только помогаем студентам найти работу, но и психологически готовим их к этому процессу. Ведь понятно, что после окончания курса человек не обязательно сможет быстро найти работу. Часто он боится и переживает, что рынок будет ему не рад. Все это создает серьезный эмоциональный барьер. И мы стараемся помочь преодолеть его.
О том, для чего студентам может быть нужна онлайн-магистратура
В ходе исследования аудитории программ высшего образования Практикума мы обнаружили, что большинство наших студентов — это люди в возрасте примерно 25 лет, которые имеют за спиной не только диплом бакалавра, но и определенный опыт работы. Из-за занятости им может быть сложно вписать учебу в свой график, но при этом они все-таки стремятся завершить следующий этап образования. Благодаря онлайн-магистратуре, они могут учиться, не жертвуя возможностью работать.
Такую аудиторию мы не смогли бы привлечь, открыв офлайн-магистратуру. Это пример того, как смена формата помогает выйти на новую аудиторию и предоставить возможности для обучения людям, которые по разным причинам не готовы учиться офлайн.
Люди, которые приходят в Практикум, идут к нам, в первую очередь, не за дипломом, а за практическими знаниями, которые они впоследствии смогут применить в своей работе. Существует мнение, что высшее образование — это сугубо теоретическая и оторванная от реальности деятельность. В Практикуме мы стараемся развеять этот миф и охватить аудиторию взрослых и опытных людей, стремящихся решить свои профессиональные задачи.
Будущее онлайн-образования в России и в мире
Я считаю, что после пика популярности онлайн-образования, мы снова обратим внимание на то, когда оно действительно актуально и целесообразно, а когда нет. Конечно, некоторые запросы аудитории лучше решаются в офлайне. Например, специалистам высокого уровня, которые часто ждут от образования в первую очередь расширения сети полезных контактов, важно будет пообщаться именно в офлайн-формате.
В то же время обучение массовым профессиям, я думаю, останется в онлайне. Оно продолжает быть массовым именно потому, что не привязано к конкретной локации и к конкретным логистическим возможностям.
Я надеюсь, что со временем мы сможем преодолеть негативный опыт онлайн-образования, который был обусловлен его плохой организацией во времена пандемии ковида. Мне кажется, что сейчас есть много примеров онлайн-образования высокого уровня как в России, так и в мире. Например, крупные EdTech-компании, такие как Практикум, показывают, как можно учиться онлайн, чтобы это было эффективно и полезно.
Именно эти примеры могут стать основой для того, чтобы онлайн-образование вышло из сферы дополнительного профессионального образования для взрослых и нашло свое применение в других областях. Я рассчитываю на взаимопроникновение разных сфер и сегментов образования, потому что сейчас кажется, что онлайн — это исключительно ДПО и EdTech, а офлайн — это классическое формальное образование. На самом же деле онлайн — это просто инструмент, которым мы должны научиться пользоваться. Иногда он полезен, иногда нет, как и любой другой инструмент.
ИСТОЧНИК: Постнаука https://postnauka.org/longreads/157361