Мы привыкли что касты неприкасаемых существуют в основном в Индии, или некоторых других азиатских странах. Но в Европе, практически до самого недавнего времени тоже существовала своя «каста» неприкасаемых. Вопрос с происхождением которой до сих пор не разгадан.
Каготы (в разных регионах и называли несколько по разному) — общность «неприкасаемых» людей, обитавших в Западной Европе, преимущественно во Франции и Испании. Каготы проживали в Гаскони, около Тулузы, в Стране басков, Шалоссе, Беарне, Бигорре и в пиренейских долинах, а также на севере Испании (Арагон, южная Наварра и Астурия).
Их название зависело от провинции и местного языка:
Каготы проживали в Гаскони, около Тулузы, в Стране басков, Шалоссе, Беарне, Бигорре и в пиренейских долинах, а также на севере Испании (Арагон, южная Наварра и Астурия), где они были известны под именем аготов.
В разных местах и в разное время каготы назывались и крестианами или хрестиасами (после XVI века), гезитэнами (в Шалоссе начиная с XIV века), гахетами, гахетзами, гафетами или аготами (в Бордо, департаменте Ланды), капотами в Арманьяке. В Бигоррском графстве каготы известны под именем каскарротов или грауэров. Находится также след каготов в Анжу, где они упоминались как капоты или болотные люди, в Вандейском департаменте их называли причудливыми и возможно в Бретани какинами. В Онисе и Пуату их еще называли Коллибертами. Каготы имели прозвище «утки», потому что они обязаны были носить на их одежде лапу утки, чтобы легко отличиться среди населения. Есть версия что слово «кугуты» в русской речи производно от европейского «каготы».
Есть различные предположения по этимологии слова «кагот», потому что происхождение этой общности до сих пор неизвестно. Поэтому ни одна версия не может претендовать на правильность.
В аналогии с греческим словом «cacos» (плохо), близким к бретонскому слову «kakouz» которое означает в переводе прокажённый или скряга, можно предположить, что слово «кагот» образовалось от латинского глагола «cacare». Эта этимология, наиболее внушающая доверие, дана известным сатириком Франсуа Рабле. В сочинении «Мелодия острова» он показывает каготов как поражённых холерой гарпий.
Рабле использует также термин «кагот» в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» (с 1533) в описании Телемского аббатства, на двери которого есть надпись, запрещающая вход «лицемерам, фанатикам и каготам». В переводе с окситанского языка слово cago (также произошедшее от латинского глагола «cacare») означает «дерьмо» или «немного дерьма».
Современники считали что каготы – потомки прокаженных, а все запреты, касающиеся их продиктованы обоснованной боязнью заразы и попыткой избежать ее. Кроме проказы, им приписывали зловоние, ересь, ведовство, каннибализм, даже наличие хвоста. Бретонцы утверждали, что в Страстную пятницу у каготов из пупка течёт кровь. На суде свидетельство обычного гражданина приравнивалось к показаниям шести каготов.
В церкви для каготов существовал отдельный вход с низкой дверью, чтобы изгои, всякий раз входя в храм, сознавали свое бесправное положение. Внутри «хрестиане» сидели отдельно от остальных прихожан за перегородкой. Да и кропильница со святой водой у каготов была своя. Если кто-то из отверженных прикасался к воде в общей кропильнице, ему отрубали руку. Причастие каготам священник подавал на палке.
Каготы не имели права заниматься сельским хозяйством и животноводством, им запрещалось ходить босиком и прикасаться к перилам мостов, они не могли купаться в том же месте, где купаются «нормальные» люди. Хоронили каготов на отдельном кладбище.
Каготы занимались лишь теми ремеслами, которые были связаны со смертью. Они работали могильщиками, гробовщиками, палачами, а также плотничали и плели веревки. Последние две специальности в те времена тоже ассоциировались со смертью: плотник сооружал виселицы, да и веревки, в первую очередь, тоже ассоциировались с казнью.
Беспрепятственно каготы могли только ловить рыбу. Считалось, что проказа через рыбу не передается. Представители этого странного племени, как ни удивительно, прослыли отличными хирургами и акушерами. Здесь их европейцы отчего-то не чурались.
Каготы Франции были восстановлены в гражданских правах и свободах лишь после Великой французской революции 1789 года, а Испании в XIX веке после ряда государственных переворотов.
В наши дни каготы имеют право жить где угодно, питаться и заниматься чем пожелают, а внешне они ничем не отличаются от обычных европейцев. Однако отдавая дань традиции, предпочитают жить общинами и связывать себя узами брака только с представителем своей среды.
Существует несколько основных версия происхождения этой общности:
1) Распавшаяся гильдия плотников.
Современная интересная гипотеза состоит в том, что Каготы — потомки павшей средневековой гильдии плотников. Эта теория объясняет самое важное, что объединяет Каго во Франции и Испании: то есть ограниченность в выборе профессии. Красная перепончатая лапка, которую иногда заставляли носить Каготов, могла быть оригинальной эмблемой гильдии.
2) Потомки вестготов. Вестготы германский народ во время великого переселения и гибели Римской империи основали своё королевство в Испании и на Юге Франции. Во Франции они были завоёваны франками, а в Испании их разгромили мавры-мусульмане.
3) Потомки побеждённых мавров оставшихся на христианских землях, отвоёванных в ходе Реконкисты испанцами, и принявшими крещение.
4) Медицинская версия, предполагает что происхождение каготов связано с их уродствами, кретинизмом и проказой, переносчиками последней они считались.
5) Побежденные викинги.
Эта гипотеза предполагает, что эти люди были потомками викингов, которые вторглись в Гасконь в 840 году и потерпели поражение при Таллере, недалеко от Дакса, в 982 году. Это объясняет, почему Каготы появляются около 1000 лет в Гаскони и Наварре — землях герцога Гаскони. и его жена Уррака , королева Памплоны, победительница битвы. Это также объясняет, почему им не разрешалось владеть оружием и торговать, почему они преуспели в обработке дерева и почему они охотились на китов в Капбретоне и Биаррице, используя скандинавские метод.
6) Потомки багаудов ( вооружённого повстанческого движения возникшего ещё при римлянах в Галлии (Франция) и Испании, и просуществовавшего уже при вестготах и франках.
7) Потомки первых кельтов-христиан, на которых были гонения.
8) Потомки различных еретиков, еретических сект и движений, типа катаров и вальденсов.
9) Потомки докельтского населения Европы.
Существуют и другие версии. Самое любопытное что они говорили на тех же языках на которых общались все в той или иной местности. А проведенные недавно ДНК-тесты их останков и их живых потомков, показывают что в плане генетики они ничем не отличаются от окружающего их «нормального» населения.