Этот заголовок еженедельника «Россия» №33 (195) за 31 августа- 6 сентября 1994 года относится к главной теме выпуска — выводу наших войск из Германии.
В телевизионных комментариях из Берлина и Москвы по поводу вывода Западной группы войск на территорию России неизменно звучит неуместное слово «торжества». Выдающаяся пошлость всей этой процедуры тем более возмутительна, что окончательно освобождающаяся от нашего военного присутствия Европа, мягко говоря, неадекватно оценивает наш вклад в разгром фашистской Германии. Недавние встречи в Нормандии и в Варшаве разве тому не свидетельство? Неотвратимое и ответственное событие в истории России превращено в какой — то карнавал, будто и не армия уходит домой, а ансамбль песни и пляски под управлением Матвея Бурлакова. Как говорится, ударили вдруг ложечники: «Отцветали яблони и груши… » Да что поделаешь, если даже с такой малостью – как уйти — режиссеры не справились ( ну не понимают, что Белорусский вокзал не тот и армия другая, да и время в общем — то … ). Когда на прощание пытаются украсть Победу, какой же праздник? Он как был один, так и остается — 9 мая 1945 года. А 3 сентября — повод помолчать и подумать. Как, впрочем, и в остальные дни.
Прощай, Германия … и здравствуй!
Нынешнее лето принесло берлинцам непривычные развлечения красочные проводы союзников по антигитлеровской коалиции, 49 послевоенных лет простоявших своими гарнизонами в поверженном в том победном мае Берлине, бывшей столице бывшего третьего рейха. Mарши, парады, концерты, кулинария четырех великих держав — все это по вкусу рядовому гражданину, не отягчающему свои мысли сложными построениями политических комментаторов разных мастей, постоянно пытающихся определить, кто же все — таки из союзников является «настоящим другом рядового берлинца и вообще немцев»?
Перевес на телевидении и в прессе, конечно, на стороне тех, кто все хорошее видит только в союзниках западных, а плохое в русских. Бог им судья так пишущим, снимающим и думающим. Редко когда слышен голос других читающих газеты и смотрящих телевизор. Средний немец, живущий в достатке в своей вроде бы благополучной стране, одинаково охотно идет сегодня в китайский ресторанчик, а завтра в ирландский, но если ему предложили русский или французский праздник с бургундским или же со «Столичной» и блинами, да еще с ансамблем балалаечников, то он с удовольствием и вместе со всем своим семейством отправится в парк или на площадь.
Политологи пусть толкуют, кому надо сказать большее «спасибо» Горбачеву или Шеварднадзе за то, что полумиллионную элитную группировку России пришлось возвращать на Родину всего за три года, когда американцы дивизию — то выводят лет десять. Немцам передано более тысячи гарнизонов ЗГВ и общая территория в 240 тысяч гектаров, то есть размером с одну из федеральных земель ФРГ. «Стрелочниками» в результате как всегда оказались рядовые офицеры, прапорщики, солдаты. Им придется зимовать в сборно- щитовых домиках вместо теплых казарм, снимать углы их семьям за сумасшедшие деньги, пока не построены квартиры. — Характерно, что с приближением нынешнего торжественного прощания в Берлине с участием канцлера Г.Коля и Президента Б.Ельцина в отношении большинства немцев к России и российским военным происходило весьма заметное потепление и , в частности, именно из — за того, что уходят они в пугающую немцев неизвестность сегодняшних реалий России.
Что знает немец о буднях бывшего СССР, не так уж редко путая понятия СНГ и Российская Федерация? Национальные вооруженные конфликты, бандитизм, захваты заложников, пронизывающая все общество бедность, коррупция сверху донизу а тут еще вернуться и не иметь квартиры …
Объединение Германии, как все помнят, было акцией в большей мере спонтанной. За четыре года радостные эмоции — у кого они были — улеглись, и на первый план вышли заботы и вопросы, как жить дальше? Понизился темп роста благосостояния немца западного, упал уровень жизни немца восточного, не всех, конечно, но многих. В момент эйфории 1989/1990 годов хорошим русским был только Горбачев и сквозь зубы Советская Армия, которая не выступила из своих казарм, не помешала объединению. Сейчас же, как будто вдруг, на каждом шагу встречаешь людей, которые и русский язык в школе учили, и Россию любят. Не хочу обидеть тех немцев и на западе Германии, и на востоке, которые никогда не колебались в своих симпатиях к СССР, и России в частности, которые всегда отличали где преступления сталинизма, а где- подвиг советского солдата, разгромившего гитлеровский режим.
Российский солдат уходит из Германии достойно, хотя , может быть, и подзадержался тут: от первого главкома Георгия Жукова до шестнадцатого по счету и последнего — Матвея Бурлакова.
Александр ПОЛОЦКИЙ , собкор РИА « Новости » , специально для «России»
Почему мы уходим
Борис ПУГАЧЕВ
Бывших советских солдат выводят из Эстонии. Это неожиданное решение России, принятое, несмотря на многократные заявления. Ельцина о невозможности такого шага в связи с ущемлением в Эстонии гражданских прав ряда категорий русскоязычного населения, требует осмысления.
Сделано оно было Б.Ельциным после беспрецедентного давления на Россию сената США и личных «длинных и откровенных» посланий Б.Клинтона и Г.Коля российскому Президенту накануне его встречи с президентом Эстонии Леннартом Мери. Полученные в связи с этим «гарантии» соблюдения гражданских прав русских в Эстонии эфемерны.
Пример Латвии, где повторно был утвержден дискриминационный закон о гражданстве, только подтверждает такой вывод. И резкое заявление Б.Ельцина по этому поводу вряд ли что здесь изменит. В чем состоит суть проблемы?
На наш взгляд, речь идет о новой геополитической доктрине США, призванной закрепить создавшийся статус-кво после распада СССР и включить ряд его территорий в зону собственного геополитического влияния. Об этом достаточно откровенно говорил сам Б.Клинтон. «Мы считаем, — подчеркнул он, — что три балтийских государства видят свое будущее вместе со странами Европы и Северной Америки, и в нашей политике мы старались помочь им в этом. Это гораздо легче осуществить, если русские войска покинут их землю».
По сообщению американской печати, Клинтону был представлен для утверждения проект специальной директивы, предусматривающей более активную роль США на геополитическом постсоюзном пространстве. По ряду причин президент, судя по всему, не стал ее утверждать. Однако практические шаги администрации США идут именно в этом направлении. Западные государства будут делать все возможное, чтобы не допустить реинтеграции хотя бы части бывшего Союза, используя все меры давления и прежде всего экономическую зависимость России от Запада.
А это вполне возможно, учитывая, что в 1994 году сумма причитающихся с России платежей по всем долгам составит 32,5 млрд. долларов. Москва вынуждена просить пролонгации (реструктуризации) этого долга. Уместно напомнить, что в 1993 году Россия смогла выплатить лишь 2 млрд. долларов от суммы своей задолженности. И это не смотря на то, что только в швейцарских банках на середину 1994 года хранилось 54 млрд. долларов «новых русских». Вот эта экономическая зависимость от Запада и является его главным рычагом влияния на внутреннюю российскую политику.
Со щитом или без щита?
Алексей ФРОЛОВ
Cегодня последний российский солдат должен покинуть Германию. Событие нешуточное. Не случись оно, так, пожалуй, и осталось бы гнетущее ощущение незавершенности той страшной войны, которая по всем мыслимым канонам вроде бы давным-давно завершена.
Теперь — баста. Мы ушли, и с нашим уходом, как бы подчеркивая неоднозначность, неординарность явления, ушло многое. Наблюдатели отмечают здесь как минимум три бытующие в российском обществе точки зрения, которые, видимо, отражают нынешнее его умонастроение. Первая, фактически, в духе уже сказанного: слава Те, Господи, все кончено! Уход и торжественные проводы со слезами на глазах — это как взаимное отпущение грехов … Вторая: ушли и, считайте, прикрыли окно в Европу, лишая недавнее партнерство с Германией привлекательности, а то и надобности. Зижделось-то оно, что ни говори, не в последнюю голову на факте военного присутствия, «эффекте сапога». Есть ли на чем теперь держаться?.. Последнее совсем уже милитаристски- ностальгическое: и без того убывающая военная мощь, которая является существенной чертой мирового лидерства, с уходом из зарубежных пределов превращается как бы в «вещь в себе», а Россия в третьестепенную державу, окопавшуюся увы! — на европейских задворках …
Это все — или почти все об уходе.
Теперь — о возвращении.
На этих днях пришлось услышать горестное признание, поразительное на фоне наших в общем — то уже привычных невзгод: «Наверное, никогда еще русский солдат не возвращался домой с такой неохотой- неуверенным в будущем, с боязнью и даже страхом». Прозвучало оно из уст немолодого офицера, недавно вернувшегося на Родину и уже третий месяц как безработного, продающего, чтобы поддержать семью, нехитрый скарб, накопленный за долгие годы службы за границей.
Можно было бы отнести это признание на счет эмоций, крутого невезения отдельно взятого человека. Однако подобное настроение достаточно распространено. И это — косвенно подтверждается и военными социологами: 32 процента офицеров и 50 процентов курсантов военных училищ не уверены в завтрашнем дне.
Куда, ушедши на «гражданку», трудоустроиться, если за плечами не имеешь ничего, кроме сугубо военной специальности, а спрос на рынке труда падает даже на престижные рабочие профессии? Где в конце концов можно было бы переквалифицироваться или без проволочек получить новую «ходовую» специальность? А чем заняться жене, растерявшей за годы вынужденного гарнизонного сидения и былые профессиональные навыки, и знания, полученные в техникуме или институте? А попробуй устроить в приличный детский сад малое дитя, если цены там ломовые, а достатка в семье давненько нет как нет. Наконец вопрос вопросов: где жить, как обрести крышу над головой?
Наверное, все это и порождает в душе среднестатистического «возвращенца» ощущение себя как ненужного родимому обществу «лишнего человека». И порой толкает его на утверждение своей персоны в новой гражданской ипостаси всеми правдами и неправдами.
Средства массовой информации особенно в последние месяцы изобилуют примерами, подтверждающими крамольную и, надо думать, обидную для армейцев мысль: офицерство, ничуть не уступая гражданским собратьям, ударилось в коммерцию. Продается все: вещевое довольствие, матчасть, оружие. Дома офицеров сдаются под коммерческие магазины и офисы. Дело дошло до того, что некий военнослужащий организовал пункт обмена валюты и успешно спекулировал ею. И все это в нарушение президентского запрета заниматься в армии коммерческой деятельностью … Наверное, можно было бы отнестись снисходительно к этой день ото дня крепнущей тенденции, если бы она произрастала не от хорошей жизни ( по данным, опубликованным военными социологами, например, в Дальневосточном военном округе денежное довольствие офицеров составляет лишь четверть прожиточного минимума в этом регионе). Но если рядовое офицерство занимается поистине мелочевкой, дабы и в самом деле свести концы с концами, то иные отцы — командиры, которые и без того имеют крепкие тылы, продолжают наращивать свой материальный потенциал с вероятной угрозой организоваться (а может, уже организовались?) в некую военно- мафиозную структуру.
Конечно, подобные случаи имеют место не только в частях, которые дислоцировались в Германии. Это всеармейская черта. Не случайно, по сообщениям разных источников, тревожной ситуацией заинтересовался премьер Виктор Черномырдин, пообещавший покончить с крупномасштабным воровством и коррупцией в Минобороны. И все — таки, если верить сообщениям печати, здесь в передовиках Западная группа войск, последние солдаты которой возвращаются сегодня на Родину.
Не будем подливать масла в огонь, подозревая всех подряд в тех или иных махинациях. Там немало честных людей, возвращающихся без «навара», но сохранивших честь и достоинство. Но что очевидно (в силу каких дополнительных причин, разбираться не нам), так это то, что в частях ЗГВ произошла массовая коммерциализация сознания военнослужащих. И во благо это России, безоглядно радеющей о рынке, или во зло — это большой вопрос.
Но если судить по тому, что незадолго до проводов командующий Западной группы войск генерал Матвей Бурлаков был назначен первым (третьим по счету) заместителем министра обороны, атмосфера, сложившаяся в подопечных ему частях, вполне приемлема для теперешнего руководства Минобороны … Однако она неприемлема не только для Совета по кадровой политике при Президенте, который в свое время отверг кандидатуру Бурлакова на этот пост, назначение это, по сведениям из достоверных источников, встречено в штыки всем российским офицерством. Совершенно очевидно, что оно восстает против одиозной фигуры, олицетворяющей коммерческий (или криминальный?) беспредел, который чреват утратой боеспособности теперь уже всей армией вследствие реальной угрозы ее нравственного разложения.
Звучит банально, но военные должны воевать, а не перекупать и перепродавать. Об этом негоже забывать и политикам, ответственность которых за сложившуюся ситуацию бесспорна.
Тюрьма Мавроди не помеха
Есть театр одного актера, а есть компания одного бизнесмена. Речь идет президенте АО «МММ» Сергее Мавроди. Пока он менял апартаменты (имеется в виду переезд из «Бутырок» в «Матросскую тишину»), компания бездействовала, что очень нервировало разгоряченную публику. Но вот решение принято. Теперь Мавроди будет руководить АО письменно через своих адвокатов. Родился приказ за номером один, согласно которому работа пунктов реализации возобновляется. Финансовая машина снова закрутилась, но специалисты предсказывают — эффект уже будет не тот. Доверие населения к акциям сильно подорвано, и ситуация не изменится до тех пор, пока на рынке ценных бумаг не наведут надлежащий порядок.
Но так и не выяснено, кто ответит за авантюру: Мавроди, Центробанк или Министерство финансов? Кто покровительствовал «МММ» — ведь налоговая проверка явно запоздала. История с «МММ». лакомый кусок для неблаговидных политиков, которые используют скандал в своих целях и стараются направить народное возмущение против сегодняшнего Правительства. К подобному приему прибегают и «правые», и «левые», но особенно отличились экс — лидеры московской организации «партии Травкина» -господа Полуэктов и Столыпин. На многочисленных митингах акционеров они клянут кабинет министров и провозглашают «чумовые» лозунги. Например: «Сергея Мавроди — в министры финансов».
Дальше — больше. Союз акционеров АО «МММ» в открытом письме мэру Москвы Юрию Лужкову заявил о готовности инициировать сбор подписей по проведению референдума об отставке российского и столичного руководства.
О моральном аспекте таких акций говорить не приходится. Ведь на щит поднимают предпринимателя, одурачившего миллионы своих сограждан. Политики не удосуживаются вникнуть в суть скандальной истории. Их высказывания — популизм чистой воды. А между тем Минфин давным-давно предупреждал о том, что не отвечает по счетам частных кампаний. Это был глас вопиющего в пустыне. Большинство средств массовой информации оказались заложниками шумной пропагандистской кампании А0 «МММ». Главные редакторы, как правило, от минфиновских просьб отмахивались, как от назойливых мух. Не кто иной, как Минфин, а конкретно исполняющий обязанности министра Сергей Дубинин, выступил с известным заявлением по поводу АО.
У нас в обычае искать стрелочников. Проблема, видимо, в том, что бизнесмены на полкорпуса опережают законодателей. Мы попали в «черную дыру» рынка ценных бумаг, пока до конца не отлаженного, не отрегламентированного. Люди, от которых зависит принятие законов, находятся на заслуженном отдыхе, так что вплотную нардепы займутся «МММ» и другими охочими до денег компаниями не раньше сентября.
Андрей ПЛОШКИН