Ежегодно, по статистике, в дополнительном формальном образовании – курсах при вузах, на онлайн-платформах, в независимых обучающих центрах – участвуют свыше четверти всего занятого населения. На деле достраивают компетенции гораздо больше людей, многие – прямо на рабочем месте. Причин (пере)обучения – множество: от нехватки навыков и рисков увольнения – до стремления повысить свою должность и зарплату и чувствовать себя свободнее на рынке труда и полнее самореализоваться.
Найти свое место, обрести свободу
Рассказывает заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых НИУ ВШЭ Илья Коршунов.
Илья Коршунов
Заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ, председатель Экспертного совета по непрерывному образованию при Комитете по науке и высшему образованию Госдумы РФ, член Совета по данным Роструда, национальный эксперт Международной программы ОЭСР по оценке навыков взрослых PIAAC
– Это все образовательные инициативы по переподготовке и (пере)обучению взрослых людей новым умениям и навыкам. Это и программы, сопровождающиеся выдачей удостоверения или диплома о переподготовке, и активности, связанные с проведением семинаров, тренингов, курсов. Среди форм обучения – передача опыта со стороны коллег и руководства (ментворкинг), самообразование, достройка конкретного профессионального навыка в негосударственном центре, переподготовка и повышение квалификации в университете, онлайн-курсы, обучение в корпоративном университете и пр.
iStock
– Часто считается, что непрерывное образование взрослых – скорее, благое пожелание, чем реальность.
– Это абсолютно не так. В стране произошли серьезные изменения в подходе к обучению взрослых, реализуются несколько мощных федеральных инициатив. Все началось с проекта «Новые возможности для каждого», разработчиком и федеральным оператором которого была ВШЭ. В еще одной ключевой программе, «Приоритет 2030», дополнительное профессиональное образование (ДПО) измеряет эффективность реализации третьей миссии университета – вклада в развитие общества. Наша лаборатория ведет мониторинг этого показателя в «Приоритете-2030». Федеральный проект «Содействие занятости» стал продолжением этих подходов, и наша лаборатория уже три года наблюдает за его данными.
Ежегодный охват дополнительным образованием в среднем по стране, согласно Росстату, составляет 26,4% трудоспособного населения. Иными словами, в среднем россияне проходят (пере)обучение раз в четыре года. ДПО позволяет человеку чувствовать себя свободнее, поскольку он уже не связан с одним работодателем и может менять место работы, если его навыки находятся на высоком уровне и востребованы.
Проекты «Содействие занятости» и «Приоритет-2030» дают людям возможность за счет навыков реализовать себя, найти свое место в жизни, чувствовать себя уверенно на рынке труда. Сегодня в России нет безработицы! Система обучения, построенная в «Содействии занятости», ликвидирует статус безработного в течение месяца. Кстати, в этот проект входят и люди, ищущие работу, – те, кто хочет развивать свою карьеру. Сама смена работы становится неизбежным сигналом для обучения.
Вам уже не удастся сохранять одну и ту же работу в течение всей жизни, поскольку навыки обновляются, меняетесь вы, с огромной скоростью идут технологические обновления. И «Содействие занятости» позволяет людям почувствовать себя по-другому: они могут трудоустроиться. Причем трудоустраивают их университеты!
Сейчас можно выбрать между современным колледжем с почти космическим оборудованием и университетом, и люди хотят идти за ДПО в вузы. Среди документов об образовании и работники, и работодатели предпочитают свидетельства о повышении квалификации в университете.
Документ об освоении курсов в вузе сигнализирует работодателю о более высоком уровне подготовки, развитых социально-эмоциональных и коммуникативных навыках, организованности и целеустремленности сотрудника.
Преодолеть кризис, получить премию
– Самая обучающаяся категория – люди в возрасте 30+?
– Да, это работники 30–35 лет. Здесь несколько причин. Во-первых, это самые производительные и востребованные на рынке труда люди. Предприятия вкладываются в них, чтобы дополнительно повысить их эффективность. Причем это сопровождается самой высокой зарплатной премией (отдачей) от ДПО. Во-вторых, эта категория испытывает наибольший кризис с точки зрения поиска работы. Они хотят себя реализовать. Они понимают, что их навыки быстро устаревают, и хотят учиться. В «Содействии занятости» люди 34–35 лет чаще всего оказываются среди «ищущих работу».
Работники 26–35 лет готовы учиться в самых разных формах для развития карьеры – они стремятся повысить самоэффективность и конкурентоспособность. Для людей 36–45 лет самые привлекательные формы достройки компетенций, помимо самообразования и ментворкинга, – обучение конкретным профессиональным навыкам и повышение квалификации в вузах.
– Видимо, кто-то идет учиться, чтобы сменить профессиональную траекторию, попробовать себя в другой сфере?
– Кто-то, конечно, об этом задумывается. Но первый мотив – повышение в карьере и зарплате. Однако карьерный рост происходит при определенном стаже работы на предприятии. Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ обнаружила, что в течение первых трех лет после трудоустройства предприятие перестает инвестировать в обучение работника. Оно ждет, как он реализует свой потенциал. И лишь когда сотрудник закрепился, показал себя, предприятие начинает увеличивать инвестиции в его обучение, чтобы его повысить.
– Каков прирост к зарплате по итогам обучения?
– В абсолютных цифрах, которые мы видели в течение трех месяцев после обучения, – 12–15 тысяч максимально и 5–6 тысяч минимально в простых рабочих профессиях. В процентах это могут быть большие цифры (с учетом предыдущего уровня зарплаты). Человек, ищущий работу, может получить от 10% до 40% прибавки в зарплате через полгода после обучения.
Жить лучше, самореализоваться
– Что сами слушатели программ ДПО говорят о мотивах (пере)обучения?
– Главная причина поиска учебных программ – желание занять более высокую должность на предприятии, должность, соответствующую интересам и навыкам, и повысить зарплату. Известно, например, что экономисты отлично переучиваются в айтишников. Наши исследования в отношении зарплатных премий после обучения показывают, что отрасль ИТ здесь лидирует. На втором месте – здравоохранение.
Данные по образовательным программам говорят о том, что, если в результате освоения навыка вы можете быть самозанятым, прирост зарплаты будет заметный – 12–15 тысяч. И если навыки связаны с управлением персоналом или проектами, то есть с вовлечением других людей в постоянную активную деятельность, то здесь тоже прирост зарплаты – свыше 10 тысяч рублей.
Любопытно, что люди, которые записывались на программу, но не обучались, тоже получали прибавку к зарплате примерно на полторы тысячи рублей. Значит, люди, рассматривающие образование как источник успеха, все равно ищут на рабочем месте возможности, чтобы развить свои навыки и получать более высокую зарплату.
При выборе образовательной программы работники отдают предпочтение организационным моментам: удобному графику занятий, участию опытных преподавателей. Работодатели же больше сосредоточены на результативности и обновлении компетенций. Большинство сотрудников намерены обучаться, если их финансово поддержат. Впрочем, свыше трети респондентов готовы сами инвестировать в дальнейшее образование.
– Каковы другие причины учебы? Стремление к новой самореализации?
– Можно перепрофилироваться, но надо учесть, что это не даст быстрого экономического результата. Возможность быть самозанятым дает эффект, но самозанятых тоже не так много. Взрослые, особенно в серебряном возрасте, выбирают дополнительные общеразвивающие программы: кто-то учится рисовать, кто-то улучшает навыки в садоводстве и пр. Тем самым люди делают свою жизнь более насыщенной.
Обучиться производительности
– Для большинства респондентов учеба – очевидно, часть работы?
– Около 60% людей учатся по работе и, конечно, рассматривают это как часть работы. При этом работодатели стремятся уменьшить количество времени на обучение сотрудников. Ведь, если хотя бы половина персонала поучится 72 часа, предприятие должно на 4% увеличить свою производительность, чтобы закрыть выпадение этого рабочего времени. Отсюда появление форм microlearning – обучения в промежутках между работой, а также проведение стратегических сессий непосредственно на предприятии. Действует принцип перевернутого класса: тебе прислали контент, а потом с тобой его обсудили.
– Ваше исследование показало, что обучение на рабочем месте эффективнее, чем на курсах. В чем измерялась эффективность?
iStock
– В когнитивном навыке решения задач. Например, вы с утра успели сделать много дел, потом сходили на работу и еще полно дел переделали. Это и есть умение решать задачи. Мы обнаружили, что этот навык связан с тем, как к решению задач стимулирует менеджмент на предприятии. Если менеджмент следит за тем, как работник использует свои навыки, – не штрафует, а обучает там, где у сотрудника недостаточно навыков, если руководитель предприятия выступает в качестве наставника, сослуживцы готовы помогать, а на предприятии создана атмосфера постоянного обучения, то прирост навыка решения задач окажется наиболее высоким. А он прямо связан с зарплатой.
Работодатель должен создавать такую среду на предприятии, которая бы стимулировала человека учиться, или использовать высокопроизводительные рабочие практики, которые помогают постоянно наращивать навыки, важные для производственного процесса. Высокопроизводительные рабочие практики в чем-то сходны с бережливым производством, но так или иначе связаны с налаживанием отношений между людьми на предприятии для поддержания навыков или обучения от руководителя и коллег.
– Есть у людей потребность развивать мягкие навыки?
– Да. Сегодня мы по большей части учимся на предприятии – профессиональным навыкам. Но, чтобы им обучаться, надо контактировать с людьми. Мягкие навыки помогают наладить коллективный процесс, который передает профессиональные навыки между членами коллектива.
Если руководитель не может донести до вас поставленную задачу, а вы не можете определить проблемы, с которыми столкнулись, производственный процесс не пойдет. Поэтому мягкие навыки важны особенно в сфере услуг и тогда, когда речь идет о персонализации производства под большое количество заказчиков.
– Что важно учесть при прокачке мягких навыков?
– Результативным является не один навык (например, работы в команде, коммуникации и др.), а система навыков. Поэтому при обучении soft skills стоит выбирать комплексную систему использования навыков. Кстати, предпринимательство, управление проектами и персоналом – это комплексные мягкие навыки.
Переподготовка – немедленно!
– Назовем сигналы того, что человеку точно пора переучиваться.
– В исследованиях мы наблюдали за людьми, ставшими безработными. Первые сигналы о рисках потери работы появляются примерно за год до нее. Прежде всего, это устойчивое снижение зарплаты на протяжении хотя бы полугода.
Если вы смотрите на листок вашей зарплаты и видите за полгода стабильное уменьшение, это сигнал того, что и следующие полгода снижение продолжится, и нужно что-то делать, например, переобучаться. Ситуация говорит о том, что ваши профессиональные или мягкие навыки не релевантны вашему рабочему месту.
– Стагнация карьеры – тоже сигнал к переобучению?
– Карьера – это тоже навыки. Если вы утратили мягкие навыки, не взаимодействуете в коллективе, не понимаете задачи, которые вам ставят, – следует ожидать, что у вас будет падать зарплата. А не ставят вам задачу почему? Потому, что вы либо не слышите руководство, либо не делаете то, о чем вас просят, на должном уровне качества.
— Каковы субъективные симптомы необходимости переобучаться?
Могут быть ощущения, что вам не поручают более квалифицированную работу. А если вам ее не поручают, значит, вам будут платить меньше.
Где чему учиться?
– Какие навыки и где лучше нарабатывать?
– Анализ проекта «Содействие занятости» показал, какие образовательные организации обучают с лучшей отдачей на зарплату. Если мы возьмем SMM-менеджмент, например, то такой навык, полученный в университете, несет большую зарплату, чем аналогичные программы в колледже или независимой организации ДПО. Дело в том, что более технологичным и сложным навыкам всегда лучше обучают в вузе.
Если мы возьмем навыки работы руками, то зарплата больше всего прибавится после обучения в колледже.
В случае с навыками предпринимательства больший эффект даст обучение в независимой организации ДПО. Такие организации, например, могут обучать ногтевому сервису, парикмахерскому делу, фотографии, и они, скорее всего, эти навыки реализуют.
– После обучения обязательно должен выдаваться сертификат или диплом?
– Сертификат – сигнал о дополнительном общеразвивающем образовании – не может гарантировать вам появления навыка. Его гарантирует программа, где в названии присутствует «профессиональное образование» (профессиональное обучение и получение профессии, получение дополнительной квалификации, ДПО, переподготовка и пр.). Когда есть слово «профессиональный» (навык или квалификация), значит, вы получите документ установленного образца образовательной организации, в соответствии с действующим законодательством. А если у вас нет слова «профессиональный», нет указания на профессиональные стандарты или ФГОСы, по которым вас учат, тогда это будет развивающая программа без гарантии ее востребованности у работодателя.
Пятерка по ДПО
– Каковы критерии результативности программ?
– При итоговой аттестации освоения навыков используется независимая система оценки с приглашением работодателей. Они должны вас оценить. Но и зарплатный механизм (разница между прежней и новой зарплатой) тоже это делает – ведь зарплату вам начисляет ваш работодатель. Иными словами, зарплата и независимая оценка на демонстрационном экзамене (с комиссией, в которой находятся работодатели) являются критериями оценки результативности профессиональной образовательной программы.
Работодатели создают по отраслевым направлениям Советы по профессиональным квалификациям, которые организуют сертифицированные центры оценки. Эти оценки должны проводиться полностью работодателем, но допустимо создавать центры оценки и на базе образовательных организаций. Последние также проводят демонстрационные экзамены с оценкой профессиональных навыков. К сожалению, нередко в образовательных организациях пытаются заменить профессиональную и общественную оценку навыков оценкой удовлетворенности клиента. Эта удовлетворенность может быть объективной. Но это не абсолютный показатель. Скажем, вы для себя решили, что хорошо освоили навык. Но работодатель начисляет вам низкую зарплату. Это повод задуматься о том, что вы освоили навык не так, как нужно. Это критическая точка сейчас в дискуссиях о ДПО.
ИСТОЧНИК: IQ Медиа https://iq-media.ru/life/dopolnitel-noe-perspektivnoe-osvoboditel-noe