Про музей Хиллвуд говорят, что это «мини-Эрмитаж, Петергоф и Алмазный фонд в одном месте». Знаете ли вы, что одна из крупнейших коллекций русского искусства за пределами России находится в поместье на окраине Вашингтона?
Музей Хиллвуд открыл свои экспозиции для любителей русского и европейского искусства XVIII-XIX веков в 1977 году.
Поместье Хиллвуд принадлежало Марджори Мерривезер Пост, одной из самых богатых женщин Америки, единственной наследницы компании Postum Cereal.
Отец Чарльз Уильям Пост с детства привил дочери деловую хватку и желание обладать роскошными предметами старины. Впоследствии целеустремленная девушка закончила еще и курсы истории искусств.
Создавать свою коллекцию Марджори начала в 1920 году с произведений французского декоративно-прикладного искусства.
В 1937 году её муж Дэвис был отправлен послом США в Москву. Марджори Мерривезер Пост, известная в то время коллекционер произведений европейских мастеров, активно скупала экспроприированные большевиками вещи царской фамилии. По ее свидетельству, предназначенный для массовой распродажи антиквариат продавался на вес, как яблоки.
В течение своей долгой и деятельной жизни госпожа Пост успела собрать огромную коллекцию произведений европейского искусства. Для их размещения предприимчивая и энергичная Марджори приобрела поместье Хиллвуд вблизи Вашингтона и обставляла свой дом в уверенности, что после ее смерти он станет музеем.
Шедевры русского и французского декоративно-прикладного творчества XVIII-XIX веков нашли достойные места в великолепных покоях этого дома.
В настоящее время музей Хиллвуд является одним из лучших в Америке домов-музеев частных коллекционеров искусства.
В фондах музея хранятся фамильные драгоценности династии Романовых, русские иконы, французские гобелены и севрский фарфор.
Венцом экспозиции по праву являются предметы искусства из России.
В залах выставлены картины русских художников.
В музее можно полюбоваться двумя пасхальными яйцами императорской ювелирной фирмы Карла Фаберже. Непревзойденные шедевры были подарены Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, в разные годы.
Яйцо «Гризайль», или «Екатерина Великая»
Это яйцо, изготовленное мастером – ювелиром – Генрихом Вигстремом, было подарено на Пасху 1914 года. Оно выполнено из горного хрусталя, украшено золотом и красной эмалью.
Сюрпризом яйца был механический паланкин, украшенный чеканкой и золотой резьбой. Его несут два мавра (или арапа), одетые в яркие ливреи из красной эмали.
Паланкин имеет маленькие окошечки из горного хрусталя. Через них видна фигурка Екатерины Великой. Императрица облачена в выполненную из эмали белую мантию, отороченную горностаем. Сюрприз снабжен миниатюрным часовым механизмом. Если завести его маленьким ключиком, арапы приходят в движение: медленно переставляют ножки, а паланкин катится на небольших колесиках.
Императрица Мария Федоровна была в восторге от подарка и в своем письме к сестре писала: «Это сказочно прекрасное и роскошное творение Фаберже. Я так ему и сказала: «Вы – гений нашего времени, несравненный!»
Пасхальное яйцо «Двенадцать монограмм»
Было изготовлено в подарок к пасхе 1896 года и посвящено памяти императора Александра III.
В музее Хиллвуд ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из шести панелей, покрытых тёмно-синей эмалью с орнаментами на поверхности.
Панели рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами. В местах пересечений на золотых площадках расположены крупные бриллианты.
На каждой панели из бриллиантов выложены монограммы императрицы Марии Федоровны, императора Александр III. Над монограммами возвышается императорская корона. Внутренняя поверхность отделана бархатом. Сюрприз внутри яйца – миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота. В настоящее время миниатюры считаются утраченными.
Источник: «Избранное»