Реставрационный Олимп Раисы Слепушкиной – Китайская Голубая гостиная. В начале1960-х в течение двух лет она расписывала натуральный светло-голубой шёлк, которым затянуты стены гостиной. Рисунок, изображающий сценки из жизни древнего Китая, на сшитых полотнищах нигде не повторяется. Слепушкина воссоздала его по довоенным фотографиям. И придумала технологию росписи по шёлку. Во время оккупации подлинную ткань фашисты срезали и вывезли, но за зеркальной рамой сохранились узкие полоски оригинала, которые дали художнице представление о цветовой гамме и манере росписи. Комиссия приняла шелк «на отлично», в 1962-м Раисе Слепушкиной присвоили 1-ю категорию художника-реставратора.
– Я придумала, как шелк оставить «живым». Когда его пропитывали желатином, он получался тусклым и как бы жеваным. Я отказалась от этой технологии, водой смачивала ткань, потом гладила, чтобы она высохла, – вспоминает реставратор.
В Картинном зале Екатерининского дворца Раиса Дементьевна реставрировала живописные холсты, расписала изразцы голландских печей в этом интерьере и Малиновой столбовой; благодаря ее мастерству были возвращены к жизни фаянсовые колонки и роспись двери Опочивальни; в павильоне «Верхняя ванна» Слепушкина реставрировала роспись потолка, в Агатовых комнатах производила консервацию живописи.
Раиса Дементьевна помнит все до мельчайших деталей: на музейных и журнальных фотографиях полувековой давности она назвала каждого человека по имени и рассказала о нем. После экскурсии по дворцу она делилась воспоминаниями с сотрудниками музея.
Раиса Слепушкина родилась в 1928 году в Ленинграде. Еще до полного снятия блокады поступила учиться в Ленинградское архитектурно-художественное училище (АХРУ № 9), основанное в войну для подготовки специалистов, которые будут восстанавливать разрушенный город. По рекомендации ГИОП группу выпускников, в которую входила и она, направили на работу в Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские. Начала работать в 1947 году, закончила в 1992-м. Все 45 лет трудилась в объединении «Реставратор». Строгановский дворец, Исаакиевский собор, Юсуповский дворец, Собор Петра и Павла Петропавловской крепости, Эрмитаж, Воронцовский дворец, Инженерный замок, Таврический дворец, Русский музей, Каменноостровский дворец, Дом учёных, Гатчинский дворец, – это далеко не полный список знаковых объектов, на которых работала Слепушкина.
В Екатерининском дворце экскурсоводы рассказывают посетителям не только о венценосных особах и знаменитых архитекторах, но и о ленинградских реставраторах. И обязательно – о Раисе Дементьевне Слепушкиной.
Как остаться красивой в почтенном возрасте? – спросили мы Раису Дементьевну. «Отношусь к людям так, как бы мне хотелось, чтобы относились ко мне. Не сплетничаю никогда», – ответила она. Еще – пишет картины (маслом, темперой): пейзажи, натюрморты. Выращивает цветы. Молодым реставраторам Раиса Слепушкина желает «любить свою работу, делать все аккуратно и внимательно».