7 фактов о российской школе, которые вряд ли вас удивят

11.07.2019
590

Россия вошла в тройку стран – лидеров по темпам изменений в школе за последние десять лет. Что нового появилось в ней за это время, а что осталось неизменным, обсудили российские эксперты в области образования на конференции в Высшей школе экономики.

Анна Ефимова

В доклад Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие» включены показатели по 53 странам мира. Это «вид сверху» на изменения 2006–2016 годов. Его представили в январе 2019 года в Париже. От России в его подготовке участвовали сотрудники Центра изучения инноваций в образовании ВШЭ.

1. В России домашнюю работу детям задают в 98% случаев, в то время как в некоторых странах это делает только 8% учителей

По этому показателю Россия обгоняет остальные страны. Эксперты ОЭСР считают, что домашняя работа – это устаревшая практика, которая эффективна только в сочетании с другими методиками. Например, задания можно обсуждать и исправлять прямо на уроках, причём школьники могут делать это самостоятельно. В российской начальной школе обсуждать домашнее задание на уроках стали чаще, но к взаимной проверке учителя прибегают по-прежнему редко.

При этом проверять домашнюю работу учителя стали меньше. Это расхолаживает учеников и снижает их мотивацию. Поэтому эксперты ОЭСР задаются справедливым вопросом: если вы задаёте домашнюю работу, почему её не проверяете?

«По сравнению с остальными странами в России больше всего страдает развитие инициативного поведения детей. На уроках практически не выделяют время на обсуждение их собственных идей. Тем временем по всему миру считается, что если мы не будем развивать у детей инициативность, то получим очень послушных людей, которые неизвестно кого будут слушаться, когда выйдут из школы».

Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в образовании» Московской высшей школы социальных и экономических наук

2. Самая распространённая практика запоминания в российских школах – это зубрёжка

В этом Россия опять же опережает остальные страны. Тем временем в мире чаще всего используются другие способы запоминания: повторение за учителем, использование дополнительных материалов и систематическое применение знаний на практике.

«Порядка 80% российских учителей не работают по учебнику. Видимо, они сомневаются, что смогут достичь высоких результатов, используя только дидактический материал.

Одновременно в российских школах складывается практика, когда учителям настоятельно рекомендуют опираться на один источник. Это плохо сказывается на инициативности учителей, которые хотели бы использовать в преподавании новые методики».

Рустам Байбурин, аналитик Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, заместитель директора Лицея ВШЭ

3. В российских школах высокий уровень доступа к компьютерам – 94%. Но нередко техника в них устаревшая

В Европе есть ограничения по сроку службы компьютера. Как правило, уже через пять лет его списывают. Наличие компьютера в классе не говорит о том, что учитель использует современные технологии. К тому же сегодня куда эффективнее задействовать на уроке планшеты и собственные гаджеты учеников.

Компьютер всё чаще используют для самостоятельного обучения – поиска информации по всем предметам школьной программы. Если десять лет назад его использовали 10% учеников, то сегодня уже 75%, причём это и ученики начальной школы. Это хороший показатель ещё и потому, что ещё 10–12 лет назад в большинстве российских школ компьютерной техники не было вообще.

4. Библиотеки есть в 100% российских школ

Это самое высокое в мире покрытие.Но школьная библиотека у нас – это чаще всего место для хранения и выдачи учебников и иногда художественной литературы. Хотя мировой тренд – превращение библиотек в креативные пространства, где на смену бумажным книгам приходят электронные каталоги.

5. В России самый высокий показатель вовлечения родителей в школьную деятельность

Вместе они выполняют домашнее задание и изучают материал, который не успели пройти в школе. Причём среди учителей это считается абсолютно нормальным.

При этом родителей с трудом вовлекают во внеурочную деятельность. А именно это эксперты ОЭСР считают показателем, насколько плотно родители участвуют в жизни школы. Распространённый пример такого участия – День профессии, когда родители рассказывают о своей работе перед классом, где учится их ребёнок.

6. В российских школах стали чаще использовать активное обучение

Например, на уроках естествознания проводят эксперименты или изучают природные явления с помощью компьютерной симуляции. Одновременно на фоне роста количества экспериментов «по программе» у детей меньше возможности планировать собственные.

«Ни одна из практик, связанных с исследовательской и проектной деятельностью, не влияет на результаты учеников. Это показывает анализ результатов теста PISA.

Учителей сейчас «развлекают» использованием на уроках информационных технологий, но с предметами эти практики не связаны. К сожалению, российские учителя не умеют преподавать предметы. Нам необходима сильная методическая служба, которая бы переосмыслила саму систему преподавания».

Галина Ковалёва, руководитель центра оценки качества образования Российской академии образования

7. Российские учителя стали меньше участвовать в программах по повышению квалификации

Возможно, это связано с тем, что качество программ отстаёт от потребностей учителей. Популярность программ по содержанию обучения, методикам преподавания и тематическому планированию падает, зато по применению IT в преподавании и оценке учебных достижений – растёт.

Одновременно растёт количество учителей, которые применяют методику взаимного обучения. Вместе они обсуждают подходы к преподаванию предметов, планируют и готовят учебные материалы, посещают уроки друг друга. Правда, неясно, делают они это по собственной инициативе или из-за отказа участвовать в программах повышения квалификации.

«К сожалению, люди приходят на курсы повышения квалификации потому, что так устроена система аккредитации, а не за новыми знаниями. В 99% случаев в ответ на вопрос «Чему вы хотите научиться и для чего?» я слышу, что люди пришли за корочками.

У таких работников нет личного и профессионального запроса учиться и переучиваться. Директора и их заместители свыклись с ролью «надзорников» за учителями, и вопросы педагогики для них не на первом месте. Педагогические вузы просто поддерживают функционирование этой системы».

Дмитрий Иванов, специалист в области повышения квалификации преподавателей школ

Источник: «МЕЛ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *